Описание ситуации на рынке газа: Выводы

12.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 18.12.06
ERTA Group

Выводы

1. Природный газ занимает значительную долю в топливном балансе страны и ее размер постоянно увеличивается. Преобладающими российскими потребителями природного газа являются предприятия электроэнергетики, и сфера коммунально-бытовых услуг. Лидером по объемам потребления природного газа является Приволжский федеральный округ.

2. Официальные перспективы развития отрасли связываются, прежде всего, с выходом в новые регионы добычи и сопутствующим повышением цен на газ. на газ в ближайшей перспективе будет расти, независимо от увеличения внутренних цен. Лидером роста спроса станет население и ЖКХ. Механизмы газосбережения не включатся естественным образом, и для их реализации потребуется жесткое административное участие государства и субъектов отрасли.

3. Рост объемов добычи газа возможен только после решения проблемы пропускной возможности системы. Реконструкция и модернизация системы является еще одним фактором увеличения цены на газ.

4. Поставки газа обладают выраженной сезонностью. Дефицит газа и сложность выполнения требований ОАО «Газпром» приводят к организации полулегальных схем поставок преимущественно в зимние месяцы.

5. Цены внутреннего рынка до сих пор являются не индикатором баланса спроса и предложения, а инструментом макроэкономического регулирования. Маловероятно, что ситуация изменится в ближайшем будущем. Но если что-то и может ее изменить, то ключевым драйвером таких изменений является электроэнергетики.

6. Для прогнозирования ситуации на внутреннем рынке России целесообразно использовать институциональные модели принятия решений, которые учитывают не только экономические факторы, но и социальные мотивы, политические отношения, юридические ограничения и нормативные обязательства.

7. Правительство не намерено в ближайшей перспективе кардинально менять структуру отрасли, а значит «экономически обоснованные цены и » будут базироваться на частичной информации, раскрываемой ОАО «Газпром». Таким образом, ключевым моментом развития внутреннего рынка газа должна стать тема публичного раскрытия и публичной экспертизы отраслевой информации.

8. Модель государственного капитализма предполагает разделение бизнеса на «полезный для власти», и значит пользующийся выгодным газом и «прочие», и значит вынужденные искать альтернативные энергетические решения. Газ будет активно использован в качестве инструмента не только во внешней, но во внутренней политике.

9. Несмотря на низкую абсолютную эффективность бизнеса ОАО «Газпром», компания останется в существующей структуре еще достаточно продолжительное время. Построение газового бизнеса в России будет неразрывно связано с наличием хороших отношений с ОАО «Газпром».

10. Структура отрасли будет изменяться в лучшую сторону. Но не так быстро, как хотелось бы субъектам отрасли. Срок характерных изменений — 5-7 лет. Причиной этих изменений станут внутренние конфликты Правительства и ОАО «Газпром».

11. Ситуация ценового демпинга за счет экспортных поставок позволяет региональным сбытовым компания ОАО «Газпром» контролировать внутренние рынки сбыта, предлагая в ситуации конкуренции с независимыми производителями дешевый «лимитный» газ.

12. Транспорт газа составляет значительную долю его оптовой цены. газа допускают возможность приобретения газа потребителем на скважине с последующей его транспортировкой до места потребления. Реализация газа крупным потребителям на скважине может стать одной из возможных стратегий на рынке.

13. Развитие системы балансировки поставок газа требует строительства новых хранилищ. Проблемы пикового потребления могут быть решены только путем организации в регионах хранилищ нового типа — газгольдеры, -хранилища и т.п. поставка пикового газа из хранилищ может стать привлекательным бизнесом в тактической перспективе.

14. Биржевая торговля газом на сегодня в России на актуальна — в существующей версии правил рынка не урегулирован конфликт интересов участников. Биржа газа не является серьезным проектом, который сможет оказать реальное влияние на экономику отрасли и страны. Однако как переговорная площадка этот проект позволит активно участвующим в нем сторонам изменить структуру неформальных отношений.

15. Эффективным способом осуществления технического перевооружения предприятий газопереработки может стать организация совместных предприятий нефтяных компаний и газопереработчиков.

16. Сектор газораспределения в России недооценен как в финансовом плане, так и в плане управленческом. Развитие рынка газа в России будет стимулировано не излишками добычи, а дефицитом газа у потребителей. Газораспределительные организации выступают как концентраторы интересов потребителей и организационные базы для независимых сбытовых компаний.

17. Сбытовые компании ОАО «Газпром» обладают неоправданно высоким административным статусом в регионах и низкой эффективностью бизнеса. Если будет сформирован, то им придется перестраивать бизнес-подходы или значительно пожертвовать клиентской базой.

18. В результате несогласованности реформы государственного регулирования и реформы отрасли в ближайшее время прогнозируются значительные проблемы с источниками достоверной отраслевой информации.

19. Производственная и инвестиционная программы ОАО «Газпром» строятся в основном на позитивных прогнозах, как по европейским ценам, так и по объемам потребления. Европа не сможет полностью отказаться от российского газа, но и ОАО «Газпром» вынужден будет считаться с позицией европейских потребителей, оплачивающих основную часть производственных затрат. Агрессивная позиция России может не только заставить пересмотреть свои планы старых потребителей, но и отпугнуть новых.

20. Российский рынок не будет платить европейскую цену за газ и при сценарии роста цены значительно сократится потребление населения и ЖКХ. Экономика газификации до сих пор во многом убыточна.

21. Наиболее интересными в маркетинговом плане потребителями являются генерирующие компании электроэнергетики. Реформа отрасли смещает бизнес-интересы компаний и позволяет вклинится в схемы поставок газа с новыми оригинальными предложениями. Целесообразно обратить внимание на металлургические предприятия. Предприятия агрохимии чрезвычайно зависимы от природного газа. Однако большая часть этой отрасли прямо или косвенно контролируется менеджерами группы ОАО «Газпром». Перспективным направлением является реализация природного газа потребителям, использовавшим до этого сжиженные нефтяные газы.

22. В ближайшее время (весной 2007 года) субъекты отрасли поднимут вопрос о необходимости кардинального изменения отраслевой нормативной базы. ОАО «Газпром» поддержит это начинание. Однако дальнейшее развитие событий зависит от инициативы участников и уровня настойчивости в достижении своих целей. Наиболее успешной стратегией будет, прежде всего, легализация сложившейся структуры отношений в отрасли и неявное формирование зачатков новых отношений через фиксацию отраслевых стандартов.

Ссылки по теме — отчет «Описание ситуации на рынке газа»:

Оглавление и сокращения
Краткое содержание отчета
Цены и тарифы
Центральная отраслевая инфраструктура
Государственное регулирование
Участники рынка
Сегментация потребителей
Проблемы рынка
Риски и ограничения
Перспективы рынка
Выводы

PDF-версия с диаграммами

English Version:

Report Outline
General Outline of the Gas Market
Prices and Tariffs
Infrastructure of the Gas Industry
State Regulation of Natural Gas Transportation and Sales
Market Participants and Their Strategies
Consumers. Economic and Regional Segmentation
Key Problems of the Market
Risks and Limitations
Market Development Prospects
Conclusions

PDF-version with charts

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Описание ситуации на рынке газа: Выводы отключены

Комментарии закрыты