Описание ситуации на рынке газа: Перспективы рынка

12.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 18.12.06
ERTA Group

Перспективы развития рынка

Стратегия реформирования ОАО «Газпром»

Реформа ОАО «Газпром» идет

В настоящее время проводится второй этап внутренней реформы ОАО «Газпром». Его цель — концентрация вертикальной интеграции и оптимизация структуры управления на уровне дочерних обществ.

Согласно планам, в результате структурных преобразований будет завершена работа по разделению финансовых потоков в добыче, транспортировке, переработке, подземном хранении и сбыте газа, а также жидких углеводородов.

Основной подход к совершенствованию внутрикорпоративной структуры заключается в разделении многопрофильных предприятий ОАО «Газпром» и консолидации профильных видов деятельности в специализированных юридических лицах, а также в выделении в отдельные юридические лица сервисных служб и социальной инфраструктуры.

29 марта 2006 года Совет директоров ОАО «Газпром» одобрил предложения по реорганизации дочерних обществ, единственным участником которых является ОАО «Газпром», с целью обособления профильных видов деятельности в специализированных дочерних обществах со 100-процентной долей участия ОАО «Газпром»: ООО «Газпром », ООО «Газпром переработка», ООО «Газпром северподземремонт», ООО «Газпром югподземремонт», ООО «Газпром трансгаз-Кубань», а также по увеличению доли ОАО «Газпром» в ООО «Газпромтранс» до 100%.

Схема практической реализации такого подхода предполагает реорганизацию действующих дочерних обществ и предусматривает два этапа:

· обособление видов деятельности и активов — существующие дочерние компании ОАО «Газпром» (компании-«доноры») выделяют соответствующие профильные активы в самостоятельные юридические лица (компании-«буферы»);

· консолидация отдельных видов деятельности и активов — образованные в результате выделения компании-«буферы» консолидируются по соответствующим профилям деятельности путем проведения реорганизации в форме присоединения (из компаний-«буферов» одна выбирается в качестве «основной», и все остальные компании-«буферы» присоединяются к ней).

Реформа неизбежно приведет к коммерциализации и прозрачности

Результатом проводимой реформы управления ОАО «Газпром» станет повышение прозрачности финансовых потоков, структуры бизнесов и затрат холдинга. Вероятно, что часть бизнесов будет выделена из холдинга на ближайшей стадии. Оставшиеся в холдинге бизнесы будут выделены организационно. Не смотря на бюджетный принцип планирования и финансирования, доминирующий в ОАО «Газпром», будет очень сложно пресечь возможность самостоятельного получения дополнительной прибыли отдельными компаниями.

Внутренние конфликты стимулируют развитие рынка

Наличие в ОАО «Газпром» различных групп влияния и коммерциализация отдельных бизнесов холдинга приведут развитию внутрикорпоративных рыночных отношений, разделению сфер внешних отношений, кластеризации по видам услуг. Появление организационно выделенных специфических поставщиков и потребителей сходных услуг внутри компании даст необходимые основания для формирования рыночных отношений.

Характерные сроки изменений 5-7 лет

Структура внутренней реформы ОАО «Газпром» рассчитана на завершение последнего этапа после 2010 года. Ключевые преобразования будут реализованы в течение следующего президентского срока.

Формирование рынка требует структурной перестройки существующей нормативной базы. Разработка, согласование и принятие одного отраслевого постановления Правительства РФ в рабочем режиме потребует от полугода до года. Таким образом, существенные сдвиги в ситуации назреют и будут возможны в среднесрочной перспективе — через 5-7 лет.

Динамика изменения отраслевой нормативной базы

Методика установления оптовых цен

Самым «старым» проектом отраслевого документа, обсуждающегося в Правительстве РФ, является методика установления оптовых цен на газ, производимый ОАО «Газпром». Вопрос об установлении правил регулирования оптовых цен встал в процессе разработки методики установления тарифа на газа для независимых производителей. Публичная дискуссия проекта методики вскрыла назревший конфликт между теоретическим принципом «Затраты+», закрепленным в законах РФ, и практикой макроэкономического регулирования цен и тарифов монополии.

Проект Методики, разработанный Правительством РФ на сегодняшний день, серьезно уязвим для экспертной критики. В Правительстве отсутствуют жесткие сроки обсуждения и принятия документа. Лица, ответственные за подготовку Методики открыты к обсуждению и дискуссиям.

Способ конкретной реализации Методики установит новые правила конкуренции газа ОАО «Газпром» и независимых на региональных рынках. Утверждение Методики — прерогатива Федеральной службы по тарифам РФ.

Правила торговли на организованном рынке

Наиболее модной темой газового рынка в 2006 году является организация биржевой торговли газом. Осенью 2006 года запущен эксперимент на базе площадки ООО «», по результатам которого должно сформировать нормативную базу нового биржевого рынка. Вероятно, Правительство РФ должно утвердить единым пакетом набор Постановлений, регулирующих:

· Правила доступа на рынок

· Правила доступа участников рынка к транспортной инфраструктуре

· Правила организации торгов

· газа, купленного на биржевом рынке

· Изменения в действующие законы и нормативные документы.

Обсуждение и принятие этих документов планируется на весну-лето 2007 года.

Закон о газоснабжении

Большинство текущих нововведений не требуют обязательного изменения Закона о газоснабжении. Однако сам закон в большой степени устарел и требует модернизации. Существует большое количество претензий к закону как со стороны экспертов ОАО «Газпром», так и со стороны прочих участников рынка. Если ранее Закон рассматривался в качестве «неприкасаемой священной коровы», то теперь ОАО «Газпром» сам инициирует работы по коррекции отдельных положений этого документа.

Закон устанавливает ключевые принципы отраслевых отношений, и любые изменения его положений затронут всю отрасль. В текущих политических условиях изменение закона наиболее вероятно с подачи и при поддержке ОАО «Газпром».

Правила Поставки

Правила поставки газа в РФ серьезно устарели, и хотя и являются одним из ключевых отраслевых документов, не отражают решений большинства проблем на рынке газа. Инициативы по изменению правил поставки до сих пор не имели системного характера, и были специфически ориентированы на отдельные проблемы. Правительство РФ и ОАО «Газпром» осознают, что документ требует серьезного пересмотра и готовы начать экспертные дискуссии в этом направлении.

Разработка и согласование новой версии документа наиболее вероятна весной-летом 2007 года при разработке правил торговли на организованном рынке.

Варианты доступа: единый закупщик, инвестиционный доступ, антимонопольное преследование, пропорциональный доступ…

Одной из актуальных проблем отрасли остается проблема доступа к транспортным мощностям ОАО «Газпром». Большинство предлагаемых на сегодня нормативных решений этой проблемы носят политический характер и используются для поддержания экспертных отношений с Правительством РФ или ОАО «Газпром». Ключевые направления решения этой проблемы изложены в исследовании «Предложения по организации доступа к транспортной системе ОАО «Газпром», выполненном Группой ЭРТА в 2006 году.

Перспективы формирования торговой площадки

Есть правила торговли, нет правил рынка

В настоящее время экспериментальные торги на площадке ООО «Межрегионгаз» проводятся на базе регламентов, разработанных и утвержденных в ОАО «Газпром». Регламенты фиксируют последовательность действий участников при совершении сделок на площадке, аффилированной с ОАО «Газпром». Регламенты не несут в себе положений, определяющих стратегию развития рынка. На основании анализа регламентов нельзя сделать прогноз о механизмах ценообразования, доступа и гарантий совершения операций будущего рынка газа.

Биржевая торговля не нужна ОАО «Газпром», значит у нее нет будущего

Стратегически ОАО «Газпром», как собственник инфраструктуры транспорта и хранения, заинтересован в максимально возможном удлинении сроков планирования поставок газа. В этом случае процессы балансировки и развития системы более управляемы и предсказуемы.

Внедрение активной биржевой торговли приведет к увеличению оперативных обязательств по пересмотру схем загрузки системы, перенаправлению потоков и увеличению обязательств инфраструктуры. Биржа приведет к необходимости формирования чрезвычайно большого дополнительного документооборота как внутри ОАО «Газпром», так и между биржевой площадкой и участниками. Объективные рыночные торги могут привести к формированию рыночных цен, не совпадающих с ценами гарантированного покрытия издержек монополии ( по принципу «Затраты+»).

Тема биржи — предмет для политического торга

Тема биржевых торгов получила серьезное развитие по инициативе ООО «Межрегионгаз», как повод для повышения регулируемых цен внутреннего рынка. Этот ход был попыткой увеличить влияние сбытовой компании ОАО «Газпром» в структуре холдинга. В ситуации дефицита газа на внутреннем рынке инициатива получила одобрение в Правительстве РФ и среди прочих субъектов отрасли. Тем не менее, в существующих нормативных условиях биржевая торговля может рассматриваться лишь как политический аргумент в дискуссии.

Прогрессивный путь — формализация неформальных обязательств, прав и требований

Реальных изменений можно добиться путем постепенного внесения в нормативную базу правил и норм, фактически уже сложившихся на действующем рынке газа. Легализация отношений и раскрытие информации принесет на рынок стабильность и предсказуемость. Рынок уже функционирует, но большая его часть регулируется неформальными процедурами.

Для организации действующей модели рынка целесообразно воспользоваться уже сложившимися отношениями и перевести их в правовое поле. Такой подход гарантирует сохранение сложившегося баланса интересов, и позволит наименее болезненно пройти этап становления организованной торговли.

Контуры перспективной структуры рынка газа

Согласно наиболее популярной модели перспективная структура внутреннего рынка газа предполагает существование двух секторов: регулируемого и нерегулируемого.

В первом случае поставка газа осуществляется так называемым «потребителям, компенсируемым из бюджета», то есть, потребителям, получаемым газ по регулируемой государством цене. Конкретный перечень таких потребителей (например, по группам) или принципы и критерии их определения формируются государством и должны быть зафиксированы в нормативном поле, регулирующем взаимоотношения на рынке газа.

Одно из основных предложений заключается в том, что поставки газа указанным потребителям осуществляют так называемые «гарантирующие поставщики», которые обеспечивает также поставку газа в пиковые периоды, форс-мажорные ситуации, осуществляет поставки газа на . При этом возможно два варианта (или два различных уровня деятельности гарантирующего поставщика):

1. Гарантирующим поставщиком является ОАО «Газпром» как собственник Единой системы газоснабжения, владеющий мощностями по магистральному транспорту газа, подземными хранилищами газа и осуществляющий диспетчеризацию системы. Спектр обязанностей такого гарантирующего поставщика в данном случае включает в себя поставку/продажу газа любому обратившемуся субъекту в «пиковые»/форс-мажорные ситуации.

За исполнение таких функций данный гарантирующий поставщик имеет право претендовать на определенные преимущества/«льготы», среди которых, к примеру, могут быть снижение величины тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам, предоставление первоочередного права на закачку газа в ПХГ.

2. Гарантирующим поставщиком является хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки газа «потребителям, компенсируемым из бюджета». Для этих целей газ приобретается на оптовом рынке газа по складывающейся там цене; а реализует потребителям — по цене, регулируемой государством. Очевидно, что цена на нерегулируемом сегменте будет превышать уровень цен на газ, устанавливаемый государством.

Соответственно, возможно несколько вариантов компенсации гарантирующему поставщику указанной разницы в ценах на газ на регулируемом и нерегулируемом секторах.

Помимо этого, для гарантирующего поставщика государство (в лице соответствующего органа регулирования) устанавливает регулируемую «надбавку» в виде платы за оказание снабженческо-сбытовых услуг.

При этом такой гарантирующий поставщик в обязательном порядке имеет долгосрочный договор с ОАО «Газпром» на поставку газа в «экстренных случаях», в котором зафиксированы объемы газа (либо сформулированы принципы определения этих объемов). Цены купли-продажи газа рассчитывается по выработанной формуле с учетом равнодоходности от экспорта газа и может дифференцироваться в зависимости от сезонности (зима/лето) и издержек по хранению газа в ПХГ, гибкости поставок (графика потребления) и т.п.

Гарантирующим поставщиком данного типа может выступать любой хозяйствующий субъект: он отбирается государством на основе принципов, правил и процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Иными словами, для получения статуса гарантирующего поставщика в этом случае необходимо заключение государственного контракта на основе установленных законодательством конкурсных процедур.

Рассматриваемому гарантирующему поставщику может быть предоставлено право принимать участие в операциях на нерегулируемом сегменте рынка газа (помимо купли газа для осуществления своего основного вида деятельности).

В рамках нерегулируемого сектора поставка газа может осуществляться как в рамках прямых двусторонних договоров, так и с использованием механизма организованной торговли газом.

На основе последнего в дальнейшем может быть развита торговля производными финансовыми инструментами. Участникам рынка может быть предоставлена возможность заключения контрактов на будущие поставки газа и на покупку или продажу фиксированного объема газа для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен. Возможно, на рынке будут также созданы предпосылки для формирования «балансирующего рынка», где участники рынка имели бы возможность покупать-продавать возникающие у них «дисбалансы» для регулирования гибкости поставок.

Краткие выводы

1. Структура отрасли будет изменяться в лучшую сторону. Но не так быстро, как хотелось бы субъектам отрасли. Срок характерных изменений — 5-7 лет. Причиной этих изменений станут внутренние конфликты Правительства и ОАО «Газпром».

2. В ближайшее время субъекты отрасли поднимут вопрос о необходимости кардинального изменения отраслевой нормативной базы. ОАО «Газпром» поддержит это начинание. Однако дальнейшее развитие событий зависит от инициативы участников и уровня настойчивости в достижении своих целей.

3. Наиболее успешной стратегией будет, прежде всего, легализация сложившейся структуры отношений в отрасли и неявное формирование зачатков новых отношений через фиксацию отраслевых стандартов. Ключевую роль будут играть термины: существует возможность на волне преобразований, не называя вещи своими именами, заложить в нормативную базу ключевые принципы будущего рынка.

Ссылки по теме — отчет «Описание ситуации на рынке газа»:

Оглавление и сокращения
Краткое содержание отчета
Цены и тарифы
Центральная отраслевая инфраструктура
Государственное регулирование
Участники рынка
Сегментация потребителей
Проблемы рынка
Риски и ограничения
Перспективы рынка
Выводы

PDF-версия с диаграммами

English Version:

Report Outline
General Outline of the Gas Market
Prices and Tariffs
Infrastructure of the Gas Industry
State Regulation of Natural Gas Transportation and Sales
Market Participants and Their Strategies
Consumers. Economic and Regional Segmentation
Key Problems of the Market
Risks and Limitations
Market Development Prospects
Conclusions

PDF-version with charts

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Описание ситуации на рынке газа: Перспективы рынка отключены

Комментарии закрыты