Описание ситуации на рынке газа: Риски и ограничения

12.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 18.12.06
ERTA Group

Риски и ограничения

Страновые риски

Ключевой риск — непредсказуемость государственной политики в регулировании ОАО «Газпром»

Существуют программы реформы газовой отрасли принятые Правительством РФ. Ни одна из правительственных программ в этой сфере не выполняется. Реформа ОАО «Газпром» проводится согласно внутреннему сценарию компании, отдельные элементы которого становятся публичными по мере их выполнения. Правительство официально не выражает своего мнения относительно хода внутренних корпоративных преобразований — не поддерживает их, но и не препятствует им.

В Правительстве РФ отсутствует непротиворечивое видение перспектив развития отрасли, как в форме формального документа, так и форме теоретической концепции. Развитие государственного регулирования происходит «с подачи» и на базе данных ОАО «Газпром». Иногда отдельные группы в Правительстве РФ вступают в дискуссии с менеджерами ОАО «Газпром» по принципиальным вопросам государственного регулирования. В такие периоды решения Правительства РФ могут носить непредсказуемо революционный характер. Отсутствует согласительная процедура, принимающая во внимание мнение всех существенных субъектов отрасли (производителей, потребителей).

Следует стимулировать, разрабатывать и продвигать стратегии на разных уровнях: от методик до страновых программ

Стабилизация отраслевой политики всех уровней может быть достигнута за счет формализации и внедрения базовых принципов развития. В отрасли ощущается серьезный дефицит содержательных программных работ, обосновывающих цели развития и последовательность шагов по их достижению. Такие проекты необходимы как на самом высоком, отраслевом уровне, так и в сфере подзаконных актов, норм и регламентов. Направление этих работ сегодня может в реальности задать вектор отраслевого развития на десятилетия вперед.

Ценовые риски

Колебания внешней цены значительно влияют на внутреннюю экономику ОАО «Газпром»

В конце прошлого века относительно низкая цена экспортных рынков газа и регулируемая цена рынка внутреннего привела к недостаточности выручки ОАО «Газпром» для покрытия расходов на поддержание текущей производственной деятельности (разведка и разработка новых месторождений, модернизация газопроводов, и т.п.). Результатом был гигантский рост заимствований компании.

Высокие цены на экспортных рынках и регулируемая цена рынка внутреннего в начале этого века привели к падению интереса со стороны ОАО «Газпром» к внутреннему рынку и дефициту газа у российских потребителей. Объем выручки компании достаточен для поддержания текущей производственной деятельности, однако начался катастрофический рост затрат. Есть основания полагать, что падение экспортной цены не приведет к пропорциональному снижению затрат. Такой «эффект отката» может вызвать новую волну финансового дисбаланса ОАО «Газпром».

Поскольку внешние заимствования компании уже критично велики, потенциал привлечения капитала через размещение акций имеет существенные ограничения, при «сценарии отката» следует ожидать значительного давления на внутренний .

Независимое цены и тарифа несет в себе риск выдавливания независимого газа с рынка

Комплекс факторов — регулирования цен и тарифов, отсутствие активной позиции Правительства РФ, стремление к вертикальной интеграции ОАО «Газпром» — ведет к легитимному выдавливанию независимых производителей газа из сектора реализации газа конечным потребителям.

Дифференциация потребителей принесет риски «серого» и «черного» рынков газа

Преобладающая концепция роста цен на внутреннем рынке содержит тезис о неизбежности дифференциации российских потребителей. Прежде всего, это «защищенный» класс социальных потребителей — населения, ЖКХ, комбыт. Эти потребители, по мнению Правительства РФ, не должны почувствовать дискомфорта от изменений на газовом рынке. Во-вторых, это электроэнергетика. Рост цен на газ транслируется Правительством РФ в стоимость реализуемой электроэнергии (в том числе для населения). Таким образом, эта отрасль должна получить частичные льготы (гарантии объемов потребления по фиксировано низким ценам). Все остальные потребители вынуждены взять на себя покрытие издержек газовой отрасли по поставке газа на внутренний рынок, а также финансирование вышеперечисленных правительственных льгот.

Наличие трех рынков одного продукта с принципиально разными ценами неизбежно приведет к перетеканию газа между ними, организации «серых» и «черных» схем перепродажи газа, коррупции.

Краткие выводы

1. Непредсказуемость развития отрасли, высокий уровень субъективизма при принятии решений и низкая управляемость структуры ОАО «Газпром» — ключевые отраслевые риски. Снижение таких рисков возможно только путем конструктивной регулярной работы на всех уровнях отраслевого управления: политическом, управленческом, методическом, технологическом, коммерческом.

2. Газовая отрасль России остается чрезвычайно чувствительной к уровню экспортных цен. Рост внутренней цены не решит этой проблемы в силу наличия значительного объема твердых долгосрочных экспортных обязательств. Падение экспортных цен приведет к отраслевому и страновому кризису.

3. Правительство не может эффективно управлять отраслью. Инструменты государственного регулирования активно используются монополией в своих интересах. Стратегия снижения этих рисков заключается в конструктивной методической поддержке государственных органов.

Ссылки по теме — отчет «Описание ситуации на рынке газа»:

Оглавление и сокращения
Краткое содержание отчета
Цены и тарифы
Центральная отраслевая инфраструктура
Государственное регулирование
Участники рынка
Сегментация потребителей
Проблемы рынка
Риски и ограничения
Перспективы рынка
Выводы

PDF-версия с диаграммами

Теги: , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Описание ситуации на рынке газа: Риски и ограничения отключены

Комментарии закрыты