Описание ситуации на рынке газа: Проблемы рынка

12.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 18.12.06
ERTA Group

Ключевые проблемы рынка

«Рынок газа» — различие смыслов определяет различие позиций

Когда говорят о рынке в России, чаще всего имеют в виду свободный рынок с большим количеством покупателей и продавцов, с полным набором публичной информации о спросе и предложении, с не дискриминационными правилами торговли и т.п. Однако эта гипотеза не всегда верна. Менеджеры ОАО «Газпром» считают, что рынок газа уже существует и следует только отказаться от государственного регулирования цены. Потребители утверждают, что рынка нет, так как нет альтернативы приобретению газа у ОАО «Газпром». Независимые производители полагают, что для рынка не хватает работающих правил не-дискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре.

Для формирования рынка требуется множество условий

Вот лишь часть желательных условий для формирования эффективного рынка:

1. Наличие квалифицированного продавца

· наличие товара для продажи

· состоятельность продавца как готовность брать риски не-оплаты, так выставлять гарантии поставки

· желание и возможность получать прибыль на сделках по продаже товара

2. Наличие квалифицированного покупателя

· наличие спроса на товар

· состоятельность покупателя как готовность брать риски не-поставки, так выставлять гарантии оплаты

· включенность сделки в бизнес покупателя: экономическая заинтересованность в сделке

3. Свободный к операционным инфраструктурам: проведения сделки, поставки и оплаты товара.

4. Эффективная система гарантии поставки и оплаты

5. Публичность ключевой информации

6. Наличие альтернатив заключению сделки: «свобода выбора» продавцов и покупателей

7. Формальные и публичные

9. Справедливые правила входа на рынок

10. Система измерения количества и качества товара

11. Баланс интересов внутри (участники рынка) и вне (ключевое окружение рынка: государство, социум) рынка.

Отсутствие этих условий или их нестабильность не позволяет сегодня участникам сформировать рынок газа в России.

Топливно-энергетический баланс России

Версия ОАО «Газпром»: доля газа непропорционально велика

Поскольку ключевой продавец газа имеет относительную свободу выбора рынков сбыта, то у него регулярно возникает желание увеличивать объемы поставок на более выгодный рынок (экспортный), снимая газ с регулируемого (внутреннего). Такие действия приводят к дисбалансу как внутри субъектов рынка (конфликт РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», проблема доступа независимых производителей газа к экспортным рынкам), так и вне (Правительство вынуждено решать проблемы энергоснабжения внутри страны). ОАО «Газпром» нуждается в идеологических концепциях, легитимизирующих такие действия. Концепция пропорциональности топливно-энергетического баланса () страны позволяет монополии говорить о необходимости снижения внутреннего потребления природного газа в России.

Версия независимых: нужно пользоваться естественным преимуществом

Независимые производители газа лишены права продавать газ на экспорт. Они вынуждены стимулировать рост объемов потребления на внутреннем рынке. Поскольку в этом случае появляется угроза дефицита добычи газа, и у них появляется шанс вставить свои ресурсы в доходную часть газового баланса. Сформировавшаяся цена реализации газа независимых обеспечивает им возврат вложенных в добычу инвестиций. В этом контексте резонным звучит призыв независимых дать внутреннему потребителю естественное преимущество перед потребителями зарубежными (как минимум на стоимость транспортировки и таможенной пошлины) в цене. Это приведет сохранению существующих пропорций в использовании топлив, а возможно и поднимет внутренний спрос на газ, и несомненно, повысит конкурентоспособность российских товаров.

Уголь как реальный конкурент газа в долгосрочной перспективе

Крупнейшим потребителем природного газа в России является электроэнергетика. Ближайшей альтернативой газу в этой сфере является уголь. Развитие технологий сжигания угля, близость разрезов к потребителям, гигантские запасы угля — все это позволяет говорить об адекватности перехода на это альтернативное топливо.

Ключевая проблема лишь в том, что цикл строительства крупных электростанций на угле занимает 3-5 лет. А Россия последний раз строила их два десятка лет назад. Таким образом, в стране отсутствуют технология, практика и специалисты для решения этой проблемы, что еще на несколько лет увеличивает сроки.

Увеличение таможенной пошлины на мазут как инструмент изменения структуры ТЭБ

Существует проверенный временем государственный рецепт административного воздействия на топливный баланс — увеличить экспортную таможенную пошлину на мазут. Сторонники такой идеи стремятся понизить внутреннюю стоимость мазута и привести ее к паритету с ценой газа для активизации использования в качестве альтернативного топлива. На их стороне стоит технология существующих российских НПЗ — они были разработаны на преимущественное выделение тяжелых фракций. Таким образом, вариантов будет мало: либо снижать цены на мазут за счет повышения цен на светлые нефтепродукты, либо отказаться от внутренней переработки нефти по существующим устаревшим технологиям. И тот и другой вариант неприемлемы для Правительства РФ сейчас.

Заместитель председателя правления ОАО «Газпром» А.Рязанов, 2002 г

— Надеюсь, что Россия когда-нибудь все же придет к тому, что газ будет продаваться по свободным ценам. Я, конечно, не считаю, что цена на газ внутри страны должна быть равна европейской. Неужели мы, страна, добывающая почти 600 млрд. кубометров газа в год, должны продавать его своим потребителям по 100 долларов за кубометр? Ведь реальная цена — 30-35 долларов.

Рынок возможен, даже если это рынок одного продавца

Цена на газ в условиях свободной конкуренции будет испытывать давление со стороны альтернативных видов топлива (и сырья для химической промышленности, например, в виде ). Но и это еще не все. Многие технологии, развившиеся в условиях скрытого субсидирования разведки и добычи газа, и ориентированные на природный газ, поставляемый по магистральным трубопроводам в рамках долгосрочных соглашений, должны будут видоизмениться при либерализации энергетического рынка. Это означает, что спросовые характеристики будут изменяться не только из-за наличия альтернатив по топливу, но и из-за появления альтернативных технологий производства продукции с использованием газа и/или из-за изменения структуры конечного и промежуточного спроса. Примером здесь может служить драматическое изменение стратегической значимости каучуконосных плантаций после перехода с природного на синтетический каучук. Таким образом, в стратегической перспективе организация рынка возможна даже при наличии единственного поставщика газа — ОАО «Газпром».

Несбалансированный паритет цен и тарифов

«Географический » распределения цен и тарифов вероятно будет устранен в ближайшие годы

Исторически процедуры установления регулируемых цен на газ ОАО «Газпром» и тарифов на магистральную транспортировку газа независимых производителей не были связаны. Это приводило к значительному искажению рынка газа. В частности, при условии одинаковых затрат на добычу, газ независимых производителей не мог конкурировать с газом ОАО «Газпром» на расстояниях более 1,5 тыс. км. от места добычи.

Стоимость газа независимых и ОАО «Газпром» при единой цене добычи, руб/тыс. куб.м

Источник: РФ

Введение в действие Методики расчета магистрального тарифа положило начало выправлению ситуации. Однако решение Правительства заключалось в постепенном достижении ценового паритета путем ежегодного установления нелинейных поправочных коэффициентов к величине тарифа. Таким образом, возможная развязка проблемы наступит через несколько лет.

Временной дисбаланс принятия цен и тарифов до сих пор существует

Диспаритет рынка вызывали не только размеры цен и тарифов, но и различные сроки их принятия. В условиях традиционного годового планирования (годовые балансы газа, годовые контракты на поставку и транспорт газа) принятие Правительством РФ новых цен и тарифов с разрывом в полгода непредсказуемо изменяло рыночные условия для участников.

Возможным решением этой проблемы является принятие методики установления оптовых цен, работа над которой уже ведется в ФСТ РФ.

Сопоставление динамики роста цен и тарифов, руб/ тыс.куб.м 100 км., руб. тыс. куб.м.

Источник: ФСТ РФ

Вопросы доступа к инфраструктуре

Предоставление доступа противоречит интересам ОАО «Газпром»

Широко известно, что, несмотря на нормативное регулирование доступа, по ряду причин до сих пор существуют значительные проблемы с транспортом газа независимых производителей:

· ОАО «Газпром» определяет свободные мощности. Все права доступа в газотранспортную систему зависят, прежде всего, от наличия свободных мощностей. Наличие таких мощностей определяет ОАО «Газпром» и держит информацию о загрузке системы в строжайшей тайне. Тем не менее все участники рынка представляют себе реальную ситуацию и реально конкурируют в смысле доступа (в том числе с газом ОАО «Газпрома») именно в узких местах системы. Однако до сих пор отсутствует прозрачный механизм выявления честного победителя в такой конкуренции, а также понятный инвестиционный механизм расшивки таких узких мест.

· Отсутствует реальный арбитражный механизм. Несмотря на то, что независимые могут обращаться с претензиями по вопросам доступа (например в ФАС), до сих пор решение этих проблем не заходило дальше газетных публикаций и неисполненных формальных предписаний. Бизнес независимых жизненно зависим от решений ОАО «Газпром» и компании не готовы ставить под вопрос свое существование ради абстрактного торжества справедливости.

· ОАО «Газпром» решает вопросы подключения производителей и потребителей к системе. Существуют формальные процедуры подключения, но реальность их применения (например, месторождение) показывает их недостаточность, для обеспечения прав участников рынка.

· Непрозрачность установления маршрутов транспортировки газа. Независимые участники рынка вынуждены платить за транспортировку газа по не самым оптимальным по протяженности маршрутам. Аргументируется это загрузкой тех или иных участков сети. Поскольку невозможно независимо установить реально выполненную товаротранспортную работу, ОАО «Газпром» регулярно подвергается обвинениям в двух- или даже трехкратном завышении цен на транспорт независимого газа.

· Отсутствуют процедуры независимого доступа к мощностям по хранению газа. Деятельность 24 подземных хранилищ газа ОАО «Газпром» не подпадает под государственное регулирование и является частью деятельности монополии по транспортировке природного газа. В настоящее время отсутствуют механизмы получения гарантированного доступа к этим мощностям.

· Отсутствует возможность заключения долгосрочных контрактов и контрактов на базисе «бери и плати». Хотя процедура подачи заявок допускает выдачу разрешения на доступ на период более пяти лет, реально, ОАО «Газпром» не выдает таких разрешений. Таким образом, даже если поставщик получил краткосрочный доступ в систему это еще не гарантирует что поставка будет реализована. Поскольку существует вероятность внезапного переключения потребителя на иного поставщика (обычно аффилированного с ОАО «Газпром»).

· Ригидность системы поставок газа. Современные системы газоснабжения за рубежом активно используют различные технологические и финансовые инструменты для поддержания дневного баланса спроса и предложения. Среди таких инструментов хранилища газа высокого и низкого давления, пиковые месторождения. Которые могут быть использованы системным оператором для физической балансировки газового потока. Кроме того существуют контракты с потребителями на базисе «бери и плати», специальные системные тарифы, которые взимаются за превышение отбора и недовыбор газа из системы. В России такие инструменты или не используются или принимают очень специальный вид. Российская система поставки газа не обладает необходимой гибкостью для дальнейшего эффективного развития, отсутствуют экономические стимулы для развития справедливого рынка природного газа.

· Отсутствие справедливой конкуренции. Поскольку ОАО «Газпром» совмещает добычу природного газа и транспортировку его для независимых потребителей, всегда существует соблазн использовать свое ключевое положение для коррекции результатов бизнеса. В моменты невыполнения планов добычи монополия имеет возможность реализовывать чужой газ, нарушая условия его прокачки без каких-либо значимых санкций со стороны собственников газа.

· Побуждение к продаже газа на скважине. ОАО «Газпром» заинтересовано в приобретении природного газа независимых производителей на скважине по минимальной цене. Таким образом, монополия имеет возможность закрывать дефицит газового баланса, не вкладывая дополнительных инвестиционных ресурсов. ОАО «Газпром» обладает достаточно широким спектром аргументов для принуждения независимых к такой форме взаимодействия.

Решение проблемы доступа в организационном выделении газотранспортной системы

Общую концепцию разделения «потенциально-конкурентных» и «естественно-монопольных видов деятельности в газовой отрасли отдельные правительственные ведомства выдвигали уже не один раз. В рамках нее рассматривалось множество вариантов разделения ОАО «Газпром»: от организационного выделения ООО «Газотранспортная система» в рамках холдинга ОАО «Газпром» до дробления и распродажи добывающих компаний ОАО «Газпром».

Официальные аргументы менеджеров монополии всякий раз сводятся к снятию с компании ответственности за надежность газоснабжения в случае любых внешних преобразований холдинга. Фактически же у Правительства до сих пор нет корректного плана снижения риска управляемости в отрасли в случае проведения реформ.

Политическое решение принято: выделения не будет

Впервые Президент В.Путин дал понять что ему не нравятся планы разделения ОАО «Газпром» в феврале 2003 года на праздновании 10-летия газовой монополии. Тогда Президент сказал, что государство «не поддержит никаких планов расчленения или разделения Газпрома.

В октябре 2003 года Президент В.Путин прекратил дискуссию о реструктуризации ОАО «Газпром». «Газпром делить не будем», — заявил российский президент в присутствии германского канцлера.

Последнее высказывание Президента на эту тему датируется 27 октября 2006 года. Путин убежден, что, пока существует диспаритет цен на газ между Россией и мировым рынком, Россия будет сохранять единство таких компаний, как ОАО «Газпром». «Делить или не делить наши компании на добычные и транспортные — это целиком в компетенции Российской Федерации», — сказал В.Путин.

Проблемы организации централизованной торговли

Торговая площадка ООО «» — карманная биржа ОАО «Газпром»

На электронной торговой площадке ООО «Межрегионгаз» (далее — ЭТП) купля-продажа газа осуществляется с 2002 года. Первоначально торги проводились по схеме простого аукциона, а с 2005 года — по технологии непрерывного двойного встречного аукциона; реализованные за 2002-2005 годы объемы газа составили около 11 млрд.м3. Основные участники торгов — региональные газовые компании и крупные промышленные потребители, испытывающие дефицит газа. Складывавшиеся в ходе торгов на ЭТП цены в большинстве случаев колебались вокруг ориентира, задаваемого регулируемой оптовой ценой на газ, устанавливаемой ФСТ России: превышение в разные периоды составляло от 9 до 33%.

С осени 2006 года ЭТП прообраз Национальной Газовой Торговой Системы

С сентября 2006 года статус ЭТП претерпел изменения. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2006г. № 534 «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке» было решено провести эксперимент по реализации ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами на электронной торговой площадке до 5 млрд.м3 газа по нерегулируемым государством ценам (с учетом обеспечения выполнения обязательств по заключенным ранее договорам).

На основании данного постановления Минпромэнерго был издан приказ от 31.10.2006 №294 «О проведении эксперимента по продаже газа на электронной торговой площадке», в соответствии с которым организацией, «осуществляющей с ноября 2006 года на электронной торговой площадке проведение эксперимента по реализации ОАО «Газпром», его аффилированными лицами и независимыми организациями газа по нерегулируемым ценам» назначено ООО «Межрегионгаз».

Первые публичные торги в новом статусе не значительно изменили процедурного содержания

Порядок проведения торгов («Порядок организации продаж газа потребителям Российской Федерации по нерегулируемым государством ценам на электронной торговой площадке ООО «Межрегионгаз», далее — Порядок продаж) был утвержден соответствующим приказом общества (от 10.11.2006 №122). Первая торговая сессия по продаже газа (с поставкой в декабре 2006 года) была проведена 22 ноября, а вторая (с поставкой на январь 2007 года) — 15 декабря 2006 года. Торги проводятся по 3 Балансовым пунктам: «Ягельная», КС «Надым», КС «Вынгапуровская».

В рамках первой сессии было реализовано 119 млн.куб.м газа, из которых газ ОАО «Газпром» — 90 млн. и 29 млн. — газ «независимых» производителей (ОАО «НОВАТЭК», ОАО НГК «ИТЕРА», ОАО НК «Роснефть» и ЗАО «Транснафта»). Средневзвешенная цена на газ составила 1009 руб., что, с учетом стоимости транспортировки до газораспределительной станции (ГРС) покупателей газа, соответствует уровню 131,6% от цены газа по тарифам ФСТ. Максимальное превышение цены покупки газа на ГРС покупателей по итогам торговой сессии составило 144% от цены ФСТ.

Административная пассивность Правительства РФ компенсируется инициативой МРГ

Все основные требования к проведению торгов, порядок и процедуры их проведения установлены не на уровне нормативно-правового акта, а утверждены приказом непосредственно «организатора торгов» — ООО «Межрегионгаз». Упомянутые выше постановление Правительства РФ и приказ Минпромэнерго, по сути, не содержат каких-либо содержательных положений, касающихся общих принципов организации и проведения торговли на ЭТП.

Постановление только разрешает ОАО «Газпром» и его аффилированными лицам продать часть газа по нерегулируемым ценам, а также устанавливает общее требование к величине объемов газа, реализуемого на торгах ОАО «Газпром» и субъектами, аффилированными с ним: этот объем не может превышать объем газа, самостоятельно реализуемого независимыми организациями на ЭТП.

Помимо этого, постановление содержит поручения министерствам и ведомствам (Минпромэнерго, Минэкономразвития, ФСТ и ФАС) по обеспечению нормативно-правового и методического сопровождения эксперимента и представлению в сентябре 2007 года в Правительство РФ предложения о дальнейшем развитии рынка газа в Российской Федерации с учетом эксперимента.

В Приказе же (помимо утверждения ООО «Межрегионгаз» организацией, уполномоченной проводить торги на этапе эксперимента) из содержательных пунктов можно выделить только требование о проведении торговли ежедекадно, начиная с 01 февраля 2007 года. Остальные же пункты посвящены организации работы по контролю проведения эксперимента: формированию специальной рабочей группы (из представителей ФСТ, ФАС, Минпромэнерго и некоммерческой организации «Союз независимых производителей газа»), и координации действий внутри самом Минпромэнерго.

В разработке «Порядка продаж» практически не принимали какого-либо участия независимые организации (производители, трейдеры) и потребители газа: документ был подготовлен в рамках группы ОАО «Газпром». ООО «Межрегионгаз» проработана и предлагается следующая схема организации торгов газом по свободным ценам на ЭТП.

ООО «Межрегионгаз» организует продажи и транспортировку газа «на свой вкус»

Участники торгов (продавцы и покупатели) направляют организатору продаж (которым является ООО «Межрегионгаз») в установленный период до начала поставок заявки на участие в торговых сессиях на ЭТП, которые рассматриваются им, а также , в результате чего принимается решение о выдаче допуска к торгам. Торговля ведется (в Балансовых пунктах) путем удовлетворения встречных заявок до исчерпания имеющихся мощностей по каждому из направлений. Цена сделки, заключаемой на электронной торговой площадке, для Продавца включает в себя и стоимость транспортировки до Балансового пункта соответствующего коридора, а для Покупателя не включает стоимость транспортировки от Балансового пункта до ГРС. По итогам торгов ООО «Межрегионгаз» организует транспортировку объемов газа, реализованных/приобретенных на ЭТП и оказывает услуги по предоставлению информации, связанной с оформлением документов по продажам газа.

Обращает на себя внимание предусмотренный Правилами период подачи заявок на участие в торгах: за 30 дней до даты из проведения. Возможно, на этапе эксперимента такая заблаговременность подачи заявок может быть вполне объяснима; тем не менее по мерее движения к сокращению периода торговли целесообразным представляется и сокращение срока подачи заявок, так как одной из целей торговли газом на ЭТП является возможность коррекции (купли-продажи) дополнительных объемов газа, необходимых, например, для покрытия неравномерности потребления.

Участники торгов одобряются не только сбытовой компанией ОАО «Газпром» (МРГ), но и непосредственно Транспортным подразделением.

Заключение о допуске к торгам выдается только после рассмотрения как организатором продаж, так и Центральным производственно-диспетчерским департаментом ОАО «Газпром» (ЦПДД). Вместе с тем, среди причин отказа в допуске к торгам перечислены не только те аспекты, проверка которых входит в компетенцию ЦПДД, но и ООО «Межрегионгаз». Иными словами, в таких случаях, как «несоблюдение сроков заявки», невыполнение условий неразглашения конфиденциальной информации, «непредставление в полной мере установленной информации», заявки могут отклоняться уже на этапе рассмотрения ее организатором продаж (то есть, нет необходимости передавать такие заявки для рассмотрения в ЦПДД). В определенных случаях организатор продаж имеет право не допустить участника продаж/крупного потребителя к торговым сессиям.

Порядок раскрытия информации предусмотрен, но разработан окончательно

Одним из положительных аспектов Порядка продаж является наличие положений о порядке раскрытия информации о свободных мощностях ГТС ОАО «Газпром», так как без возможности оперативного доступа к системе и реальной транспортировки газа сама торговля на ЭТП будет иметь весьма ограниченный характер. Это, в свою очередь, позволяет корректировать свои предложения непосредственно в ходе торгов. Однако передача сведений о свободных мощностях (равно как и о среднестатистических маршрутах транспортировки) участникам торгов осуществляется уже после подачи ими заявок, что может оказать сдерживающее влияние на дальнейшее развитие торговли. При этом механизмы раскрытия данной информации для потенциальных участников (то есть, субъектов, еще не подавших заявки) пока не сформулированы.

Экспериментальные торги не предусматривают суточных колебаний поставки/отбора газа

Порядок продаж устанавливает требование о равномерности поставок газа, реализованного на торгах, по суткам. Вместе с тем, в дальнейшем, после окончания непосредственно эксперимента и запуска торгов на постоянной основе можно быть бы предоставить участникам возможность купли-продажи газа с более гибкими (и неравномерными) условиями поставки на протяжении соответствующего периода.

Независимость и представительность торговли

Существующая концепция биржевой торговли предполагает организацию биржевой площадки на базе ОАО «Газпром». Контроль со стороны доминирующего поставщика над правилами доступа к площадке означает на практике значительную дискриминацию, как поставщиков газа, так и его потребителей. В этих условиях невозможно формирование рыночных индикаторов спроса и предложения, а также свободной рыночной цены.

Гарантии поставки

Ключевым фактором в организации торговли газом является обеспечение гарантии поставки приобретенного газа. Эту функцию может выполнять исключительно ОАО «Газпром». Необходимо сформировать выгодные условия участия владельца газотранспортной системы в схеме торгов, стимулирующие его к коммерчески выгодному выполнению обязательств гаранта поставки.

Краткие выводы

1. В России отсутствует согласованное стратегическое понимание будущего газового рынка. Нет ни официальной позиции, ни общественного понимания развития отрасли в этом направлении.

2. ОАО «Газпром» стремится снизить внутреннее потребления газа в России. При этом активно выстраивает верикально-интегрированные бизнесы от добычи газа до выработки тепловой и электрической энергии, удобрений, резины и пр.

3. Запасы угля России позволяют рассматривать его как альтернативный вид топлива. Но модель государственного капитализма предполагает разделение бизнеса на «полезный для власти», и значит пользующийся выгодным газом и «прочие», и значит вынужденные искать альтернативные энергетические решения. Газ будет активно использован в качестве инструмента не только во внешней, но во внутренней политике.

4. Несмотря на низкую абсолютную эффективность бизнмеса ОАО «Газпром», компания останется в существующей структуре еще достаточно продолжительное время. Построение газового бизнеса в России будет неразрывно связано с наличием хороших отношений с ОАО «Газпром».

5. Биржа газа не является серьезным проектом, который сможет оказать реальное влияние на экономику отрасли и страны. Однако как переговорная площадка этот проект позволит активно участвующим в нем сторонам изменить структуру неформальных отношений.

Ссылки по теме — отчет «Описание ситуации на рынке газа»:

Оглавление и сокращения
Краткое содержание отчета
Цены и тарифы
Центральная отраслевая инфраструктура
Государственное регулирование
Участники рынка
Сегментация потребителей
Проблемы рынка
Риски и ограничения
Перспективы рынка
Выводы

PDF-версия с диаграммами

English Version:

Report Outline
General Outline of the Gas Market
Prices and Tariffs
Infrastructure of the Gas Industry
State Regulation of Natural Gas Transportation and Sales
Market Participants and Their Strategies
Consumers. Economic and Regional Segmentation
Key Problems of the Market
Risks and Limitations
Market Development Prospects
Conclusions

PDF-version with charts

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Описание ситуации на рынке газа: Проблемы рынка отключены

Комментарии закрыты