Описание ситуации на рынке газа: Рынок в целом

12.09.2007
Источник: Группа ЭРТА
Автор: Группа ЭРТА
Дата публикации: 18.12.06
ERTA Group

Общее описание рынка газа в целом

Краткое описание характерных черт российского газового рынка

Газ является особым видом топлива в России

Природный газ преобладает в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов в России. В 2005 году потребление газа на внутреннем рынке составило 442,3 млрд.куб.м. Потребителям России поставлено 389,4 млрд.куб.м. газа.

Структура потребления топливно-энергетических ресурсов в России, %

Источник: Минпромэнерго РФ

Однако это не исключительное явление в мировой практике

Однако это не исключительное явление в мировой практике. Большинство ресурсно-добывающих стран с успехом используют свои естественные преимущества.

Структура баланса первичных энергоносителей в различных ресурсо-добывающих странах, %

Источник: BP Statistical Review of World Energy

Добыча газа в России ведется не только ОАО «Газпром»

Добыча газа в России ведется не только добывающими предприятиями группы ОАО «Газпром», но и независимыми производителями, большую часть которых составляют вертикально-интегрированные нефтяные компании.

При существующих условиях на газ в России растет

При существующих условиях спрос на газ в России неуклонно растет. Наиболее крупными потребителями являются Московская, Свердловская, Челябинская области, а также республики Башкортостан, Татарстан и Пермский край.

Динамика потребления природного газа, млрд. куб.м.

Источник: Минпромэнерго РФ

Крупнейшим потребителем газа является электроэнергетическая отрасль

Крупнейшим потребителем газа в России является электроэнергетическая отрасль. Она занимает более 38% потребительского спроса на природный газ. Предприятиям РАО «ЕЭС России» в 2005 году поставка газа составила 152,8 млрд.куб.м.

Доли первичных энергоносителей в структуре выработки электроэнергии в различных странах, %

Источник: International Energy Agency

Крупным потребителем газа является сама газовая отрасль. На собственные технологические нужды газопроводов в 2005 году использовано 52,9 млрд.куб.м. газа.

Проблема совмещения функций ОАО «Газпром» — ключевая проблема рынка газа

Основной проблемой развития конкурентного рынка природного газа в России является совмещение функций добычи, транспортировки и реализации природного газа в рамках ОАО «Газпром», владеющего национальной газотранспортной системой. Такая структура компании позволяет контролировать газовые потоки независимых производителей и вынуждать последних проводить сделки только после их согласования с интересами ОАО «Газпром».

Формальное решение есть…

Формально эта проблема решена инструментами государственного регулирования. Федеральная Служба по Тарифам (далее ФСТ) устанавливает тарифы на транспортировку природного газа независимых производителей по газотранспортной системе ОАО «Газпром». Федеральная Антимонопольная Служба не допускает использования доминирующего положения инфраструктурных монополий.

… но не работает, как в транспорте газа…

Фактически развитие инструментов государственного регулирования отстает от динамики развития экономических и административных отношений между субъектами в сфере добычи, транспортировки и реализации природного газа. В частности, действующая нормативная база на практике не позволяет в полной мере реализовать право независимых производителей на справедливый доступ к мощностям национальной газотранспортной системы. Практика установления тарифов на магистральную транспортировку природного газа независимых производителей на базе принципа «затраты плюс» не учитывает оптовые цены реализации природного газа, добываемого ОАО «Газпром», которые фактически формируют региональные рынки.

…так и в реализации газа

Реализация в регионах газа ОАО «Газпром» по ценам, регулируемым государством, производится за счет субсидирования компании через доходы от экспорта природного газа. Такая ситуация ценового демпинга позволяет региональным сбытовым компания ОАО «Газпром» контролировать внутренние рынки сбыта, предлагая в ситуации конкуренции с независимыми производителями дешевый «лимитный» газ. Отсутствие специального регулирования, монопольный контроль за транспортной инфраструктурой и наличие доминирующих объемов газа позволяет региональным компаниям ОАО «Газпром» предлагать специфический сервис «дополнительных поставок», порождающий воровство газа и коррупцию.

ОАО «Газпром» преобладает в отрасли

На долю ОАО «Газпром» приходится 85,5% российского объема добычи газа и пятая часть всего добываемого в мире газа. Потребителям России группа ОАО «Газпром» поставила в 2005 году 286,9 млрд.куб.м. газа. В 2005 г. ОАО «Газпром» добыло 547,9 млрд. м3 газа — на 2,8 млрд. м3 больше, чем в 2004 году.

Объемы добычи природного газа ОАО «Газпром», млрд.куб.м.

Источник: ОАО «Газпром»

Ситуация сохранится в ближайшей перспективе

ОАО «Газпром» планирует увеличение уровня добычи газа к 2010 г. до 550-560 млрд. м3, в 2020 г. до 580-590 млрд. м3 газа, а к 2030 г. до 610-630 млрд. м3.

Структура добычи природного газа, %

Источник: Энергостратегия РФ

Запланированный уровень добычи газа до 2010 года будет обеспечиваться за счет действующих и вводимых в разработку новых месторождений Надым-Пур-Тазовского региона: Южно-Русского месторождения, нижнемеловых залежей Заполярного и Песцового месторождений, ачимовских залежей Уренгойского месторождения. Экономическая целесообразность разработки месторождений в указанном регионе обусловлена близостью к существующей газотранспортной инфраструктуре.

Падение добычи на основных месторождениях ОАО «Газпром», млрд.м3

Источник: оценка ЭРТА-консалт

Новая добыча связана с удаленными и сложными месторождениями

В период после 2010 г. прогнозируемые объемы добычи газа планируется обеспечить за счет освоения месторождений на полуострове Ямал, шельфе арктических морей, в акваториях Обской и Тазовской губ, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Полуостров Ямал является стратегическим регионом компании по добыче газа. Это один из наиболее перспективных нефтегазоносных районов Западной Сибири. В пределах полуострова открыто 26 месторождений, разведанные газа которых составляют 10,4 трлн. куб. м, извлекаемые запасы конденсата — 250,5 млн. т, извлекаемые запасы нефти — 291,8 млн. т.

ОАО «Газпром» готовится к освоению Ямала

В 2002 г. ОАО «Газпром» совместно с администрацией Ямало-Ненецкого округа разработало «Программу комплексного промышленного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий», которая находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

В настоящее время ОАО «Газпром» ведет подготовку к обустройству месторождений Ямала. Компания владеет лицензиями на Бованенковское, Харасавэйское и Новопортовское месторождения, суммарные запасы которых составляют 5,8 трлн. куб. м газа.

Себестоимость нового газа будет выше

Вместе с тем, себестоимость добычи газа на полуострове Ямал будет значительно выше, чем на действующих месторождениях. Поэтому, по мнению ОАО «Газпром», освоение недр Ямала требует целевой государственной поддержки.

Структура первичных источников энергии, %

Источник: Институт энергетической политики

ОАО «Газпром» планирует идти на Восток

Энергетическая стратегия РФ до 2020 г. предусматривает развитие нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Расчеты доказывают необходимость одновременного освоения нефтяных и газовых ресурсов. При этом акцент может быть сделан на освоении газовых месторождений, что обеспечит снабжение газом Дальнего Востока и даст возможность поставлять газ в страны Азиатско — Тихоокеанского региона.

ОАО «Газпром» готовит потребителей к росту цен.

По мнению ОАО «Газпром», в промышленном секторе российской экономики уже сложились условия для расширения реализации газа по свободным ценам. В этой связи компания выступила с инициативой с 2006 г. использовать биржевые технологии для определения цен поставок газа промышленным потребителям, а регулируемые цены на газ сохранить только для жилищно-коммунального хозяйства, бюджетных потребителей и населения.

Ресурсы и структура потребления — что первично?

Газ в России — самый дешевый вид топлива. Одно из последствий этого — изменение структуры энергопотребления в стране. Снизилась доля использования угля, мазута и других видов альтернативного топлива, а, значит, снизилась и необходимость увеличения их производства и развития соответствующих отраслей. По мнению ОАО «Газпром» это плохо, поскольку вводит искажение в адекватную оценку экономической эффективности использования видов топлив.

С другой стороны выглядит естественным, что страна, обладающая гигантскими запасами дешевого и качественного топлива, развивает свою экономику путем максимального использования этого топлива во всех сферах производства. В этом разрезе сопоставление структур потребления топлив различных стран не является аргументом к необходимости насильственного их изменения.

До 2010 года цены на газ в соответствии с Энергетической стратегией России (в первую очередь — для промышленных потребителей) должны вырасти в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2003 года.

Существует формальная процедура распределения лимитов «дешевого» газа…

При планировании поставок газа потребителям ОАО «Газпром» руководствуется документом под названием «Порядок распределения ресурсов газа ОАО «Газпром» с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми организациями».

Согласно этому документу, ООО «Межрегионгаз» ежеквартально предоставляет профильным департаментам Газпрома информацию о фактических объемах поставок газа потребителям за прошедший квартал. Кроме того, «Межрегионгаз» собирает заявки от потребителей на поставки газа на следующий год. Исходя из полученных данных, осуществляется распределение газа.

…и эта процедура выполняется вне государства.

При распределении газа учитывается выполнение потребителями обязательств по оплате газа за предыдущие годы. В случае необходимости ОАО «Газпром» выделяет платежеспособным потребителям дополнительные объемы газа, с учетом технических возможностей ЕСГ и обязательств по уже заключенным экспортным и внутренним контрактам.

Кроме того, газ предоставляется новым потребителям. Для этого компания-потребитель предоставляет заявку, подробные расчеты потребности в тепле и топливе и заключение транспортных организаций о технической возможности поставки газа. Разрешение на использование газа выдается с учетом наличия ресурсов газа по регионам России, оптимальной загрузки газотранспортных систем и экономической целесообразности использования газа как вида топлива.

ЖКХ России является крупным потребителем газа.

В России газифицировано (природным газом) жилого фонда:

· в городах и поселках городского типа — 61,5 %

· в сельской местности — 36,3 %

Развитие потребления газа населением контролируется ОАО «Газпром».

Начиная с 2002 г. в ОАО «Газпром» утверждаются программы газификации регионов.

При определении регионов, в которых ОАО «Газпром» планирует развернуть работы по газификации, учитывается несколько факторов:

· уровень газификации региона;

· возможность региона взять на себя часть расходов по газификации;

· задолженность по оплате текущих поставок газа;

· отсутствие несогласованных с ОАО «Газпром» превышений установленных лимитов газа.

ОАО «Газпром» контролирует действия субъектов РФ

В августе 2003 г. Правление ОАО «Газпром» утвердило новую редакцию Концепции участия ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации. В новом документе прописан механизм взаимодействия ОАО «Газпром» с администрациями регионов на подготовительном этапе газификации:

— Заключение соглашения о сотрудничестве между ОАО «Газпром» и администрацией субъекта РФ;

— Заключение договора о газификации;

— Заключение договора на разработку инвестиционного проекта;

— Сбор предложений администраций по объектам газификации для разработки инвестиционного проекта;

— Разработка инвестиционного проекта, включающего генеральную схему газификации, ТЭО и бизнес-план;

— Формирование и утверждение поэтапной Программы газификации субъекта РФ на основе инвестиционного проекта;

— Утверждение перечня объектов для газификации на основе ТЭО;

— Определение форм участия ОАО «Газпром» в газификации объектов, источников и форм финансирования.

Масштабы газификации значительны

В 2005 году за счет средств ОАО «Газпром» построено 2,5 тыс. км газопроводов среднего и низкого давления в 40 регионах Российской Федерации. Газпром приступил к реализации масштабной Программы газификации регионов России на 2005-2007 гг. В течение трех лет предусматривается проложить более 12 тыс. км распределительных газопроводов. Объем инвестиций составит 35 млрд. руб. Из них в 2005 г. выделено 5,2 млрд. руб., на 2006 г. запланировано 17,6 млрд. руб., на 2007 г. — 12,2 млрд. руб.

Реализация этой Программы обеспечит повышение уровня газификации природным газом в среднем по России до 60%, в том числе в городах до 66%, в сельской местности до 42%. Программой предусмотрено строительство более 12000 км газопроводов, что позволит в среднем в 1,5 раза увеличить загрузку действующих газопроводов-отводов.

Объемы строительства газораспределительных сетей, км.

Источник: Проект Стратегии развития газовой отрасли до 2030 года

сопровождается структурными изменениями в ОАО «Газпром»

Для обеспечения эффективности капиталовложений в развитие газораспределительной инфраструктуры в Газпроме проводится консолидация активов в сфере газораспределения. Активы передаются ОАО «Газпромрегионгаз», входящему в Группу Газпром. Консолидация этих активов создаст предпосылки для проведения единой тарифной политики, формирования источников финансирования для поддержания в рабочем состоянии региональных газовых сетей.

Потребность в инвестициях для строительства газораспределительных сетей, млн.руб.

Источник: Проект Стратегии развития газовой отрасли до 2030 года

Перспективы развития газовой отрасли в России

Энергостратегия РФ — единственный официальный документ о перспективах отрасли

Долгосрочные ориентиры развития отрасли установлены «Энергетической стратегией России на период до 2020 года» (далее — «Энергостратегия РФ»), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 года № 1234-р. При всех известных недостатках, этот документ является единственным официальным долгосрочным прогнозом развития газовой отрасли.

ОАО «Газпром» уже в течение нескольких лет разрабатывает «Стратегию развития газовой отрасли России», составной частью которой стала «Программа развития системы добычи, транспортировки и реализации природного газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке». Однако Правительство РФ до сих пор не получило окончательную редакцию этого документа для утверждения. Ключевыми причинами являются:

· Отсутствие единого мнения о путях развития отрасли в самом ОАО «Газпром»,

· Нежелание монополии официально фиксировать дополнительные требования со стороны государства,

· Наличие неурегулированных проблем во взаимоотношениях ОАО «Газпром» и других субъектов отрасли.

Энергостратегия РФ устанавливает тенденции роста цены на газ

Энергостратегия зафиксировала одобренные Правительством РФ пожелания ОАО «Газпром» относительно динамики роста внутренних цен на газ. Для 2003 года это был достаточно революционный документ, официально обосновывающий необходимость регулярного увеличения регулируемой цены на внутреннем рынке.

Диапазон оптовых цен на внутреннем рынке, долл, за тыс. куб.м.

Источник: Энергостратегия РФ до 2020 года

Энергостратегия РФ устанавливает приоритеты разработки новых месторождений

Уже в 2003 году было ясно, что падение добычи традиционных месторождений можно гарантированно компенсировать только разработкой новых очень крупных месторождений. Энергостратегия РФ дает стратегический вектор расширения добычной деятельности газовой отрасли с месторождений Надым-Пур-Тазовского региона в европейскую часть России, в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.

Документ предполагает значительный рост добычи газа в Восточной Сибири, в т.ч. освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), месторождений углеводородов в Красноярском крае, а также шельфовых месторождений на Сахалине.

Динамика объемов добычи газа в «новых» регионах, млрд. куб.м.

Источник: Энергостратегия РФ до 2020 года

Прогноз объемов добычи газа в России, млрд.куб.м

Источник: Энергостратегия РФ

ОАО «Газпром» прогнозирует рост спроса на газ

В соответствии с прогнозом ОАО «Газпром» уровень потребления газа в России возрастет с 383,9 млрд.м3 в 2004 г. к 2030 году до 436,3 млрд.м3 в интенсивном варианте и до 410,8 млрд. м3 в умеренном варианте.

Согласно прогнозу рост потребления газа ожидается во всех секторах рынка. Наиболее динамично, в соответствии с принятыми приоритетами, будет расти потребление газа в коммунально-бытовом секторе, где будет продолжаться газификация сельских населенных пунктов. Планируется рост газопотребления сельского комбыта на 11,6 млрд. м3 к 2030 г. по сравнению с уровнем 2003 г. В городах и поселках городского типа также ожидается рост спроса на газ коммунально-бытовыми потребителями.

В интенсивном варианте прогнозируется некоторый рост газопотребления в промышленности связанный, в основном, с высокотехнологичными отраслями, где газ используется наиболее эффективно и рационально, и с отраслями, ориентированными на социальную сферу, а также с подачей газа на промышленные объекты во вновь газифицируемых районах. В умеренном варианте потребление газа в промышленности несколько возрастает к 2015 году и затем снижается до уровня 2006 года.

ОАО «Газпром» не планировал увеличивать поставки газа на электростанции

Прогноз предусматривает ограниченный рост потребления газа электростанциями, связанный, в основном, с поставками газа электростанциям во вновь газифицируемых районах. В топливном балансе электростанций доля газа снизится до 58% к 2020 г. и до 55% к 2030 г. Предполагается, что газ должен подаваться на станции, где он будет использоваться в передовых технологиях, и заменяться, где это технически возможно и экономически целесообразно, углем. С учетом прогнозной динамики цен на газ строительства новых электростанций на газе не предусматривается. Для России и ЕСГ в период до 2030 г. характерно существенное снижение доли энергетики при устойчивом росте долей остальных секторов рынка.

Заседание Правительства РФ 30 ноября 2006г.

На заседании Правительства РФ 30 ноября 2006г. принято решение предусмотреть поставку газа организациям электроэнергетики в объемах 162,9 млрд.куб.метров в 2007 году, 166,9 млрд.куб.метров в 2008 году, 174,8 млрд.куб.метров в 2009 году, 186 млрд.куб.метров в 2010 году с помесячной разбивкой, предусмотрев заключение долгосрочных пятилетних договоров на транспортировку газа независимых производителей в объемах, учтенных в долгосрочных договорах поставки.

Прогнозы потребления природного газа, млрд.куб.м

Источник: Проект Стратегии развития газовой отрасли до 2030 года

Данные по прогнозу спроса и предложения по двум вариантам приведены в Приложениях.

Импорт рассматривается как источник покрытия дополнительного спроса

Источниками для покрытия внутреннего и внешнего спроса являются собственная добыча и импорт газа. Объемы импорта газа на перспективу до 2030 г. рассмотрены в трех вариантах — 57; 70 и 105 млрд. м3/год. Импорт газа будет производиться из Туркмении, Узбекистана и Казахстана.

Разработка новых месторождений рассматривается как источник покрытия дополнительного спроса

Сырьевая база восточных регионов страны (зона вне ЕСГ) с учетом перспектив ее развития позволяет обеспечить внутренние потребности этих регионов, поставки на экспорт в страны АТР, а также возможные поставки в ЕСГ в объеме 35 млрд. м3/год.

При подготовке ОАО «Газпром» расчетных сценариев были выделены новые источники газа в районах зоны ЕСГ. Это в первую очередь:

· месторождения полуострова Ямал (суша — 250 млрд. м3/год, шельф до 90 млрд. м3/год в 2030 г.);

· месторождения района Обской и Тазовской губ (82 млрд. м3/год);

· месторождение (69 млрд. м3/год);

· месторождения шельфа Каспийского моря (12 млрд. м3/год);

· неразрабатываемые месторождения Надым-Пур-Тазовского региона (до 80 млрд. м3/год к 2010 г., максимальный объем — 135 млрд. м3/год).

ОАО «Газпром» допускает увеличение доли независимых производителей.

Стратегия развития газовой промышленности предполагает увеличение доли независимых производителей на рынке газа. Данный прогноз ОАО «Газпром» основывает на «Энергетической стратегией России на период до 2020 г.»

Доля независимых производителей газа на внутреннем рынке будет увеличиваться, как в добыче газа, так и в его реализации. Предполагается, что весь добытый газ независимые производители будут реализовать на внутреннем рынке.

Доля независимых производителей в добыче газа к 2020 г. увеличится с 14 до 20%, а доля в поставках природного газа — с 20 до 35%.

Структура добычи природного газа, %

Источник: Проект Стратегии развития газовой отрасли до 2030 года

Структура поставок природного газа, %

Источник: Проект Стратегии развития газовой отрасли до 2030 года

Государственное регулирование в газовой отрасли

Структура регулирования отрасли несовершенна

Существующее регулирование газовой отрасли в значительной степени не гармонично. Базовые механизмы регулирования создавались в формате отраслевого министерства, каковым был ОАО «Газпром». Дальнейшее значительное изменение ситуации в отрасли не всегда сопровождалось адекватными изменениями целей, инструментов и нормативной базы регулирования.

Отраслевая нормативная база — результат баланса сил

Такие изменения носили скорее стихийный характер и отражали стадии взаимодействия Государства и ОАО «Газпром». Часть нормативных изменений инициировалось ОАО «Газпром». Такие нормы приветствовались Правительством РФ и при минимальной коррекции утверждались. Другая часть изменений инициировалась различными либеральными командами в Правительстве и всячески тормозилась ОАО «Газпром». Большая часть таких инициатив не была доведена до принятия. Тем не менее, наиболее значимые документы отрасли, на момент принятия, отражали приемлемый компромисс конфликтующих сторон.

Структура регулирования и законопроекты

До сих пор ведутся споры о возможных подходах к структурированию отраслевого законодательства. Так, например, несколько лет подряд обсуждается возможность разработки и принятия отраслевого закона «О нефти и газе», который мог бы содержать в себе все основные вопросы регулирования добычи, транспортировки, хранения, экспорта и функционирования рынка углеводородного сырья. Кроме того, Государственной Думой РФ еще в 1999 году в первом чтении принят проект закона «О трубопроводном транспорте», который направлен на законодательное разрешение вопросов, связанных со строительством и функционирование магистральных трубопроводов. Не смотря на важность, рассматриваемых в нем вопросов дальнейшая судьба законопроекта неясна. В последнее время все чаще и чаще поднимается вопрос о пересмотре положений Закона «О газоснабжении в Российской Федерации», поскольку действующая редакции устарела и не может адекватно регулировать процессы, происходящие в отрасли.

В текущем балансе сил преобладает консервативная позиция ОАО «Газпром»

В условиях высокого темпа изменений, происходящих в российской экономике, в целом отраслевая нормативная база сильно устарела. В последние принималось небольшое количество нормативных документов, касающихся вопросов функционирования отрасли. Такие критически важные для развития рынка газа в РФ документы, как «Правила доступа к магистральным газопроводам ОАО «Газпром» (утверждены постановлением Правительства РФ от 14 июля 1998 г. № 858) и «Правила поставки газа» (утверждены постановление Правительства РФ от 8 февраля 1998 г. № 162) можно назвать «безнадежно устаревшими».

Из последних позитивных тенденций можно отметить принятие «Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам», утвержденной Приказом ФСТ России от 23.08.2005 г. № 338-э/1. Но этого явно недостаточно, при том, что дискуссии о реформировании нормативной базы газовой отрасли ведутся достаточно давно.

Система регулирования отрасли чрезвычайно эклектична

В наследство от социалистических времен отрасли достался планово-распределительный механизм государственного бюджетирования. В частности, ОАО «Газпром» выполняет государственную функцию: определяет, кто и сколько получит газа по цене регулируемой Правительством РФ.

Попытки Правительства успеть за изменениями производственных отношений привели к добавлению инструментов микроэкономических ограничений. Введены процедуры ограничения тарифной выручки ОАО «Газпром» исходя из принципов покрытия «экономически обоснованных затрат». Для этого Правительство РФ регулярно оценивает экономическую необходимость и состоятельность инвестиционных программ ОАО «Газпром».

Опасность упустить контроль за активами и эффективностью их использования вынудила Правительство РФ ввести большое количество явных и скрытых запретов и ограничений. При наличии явного запрета на продажу прав разработки месторождений существует скрытый запрет на строительство транспортной инфраструктуры и систем хранения. Наложены значительные ограничения на право использования газа в качестве топлива.

Либеральные попытки Правительства прояснить отраслевую экономику были преобразованы в инструменты повышения цен на газ и усложнения правил входа на рынок. В частности введены дополнительные сборы к цене газа в виде платы за снабженческо-сбытовые услуги. Процедура установления Правительством РФ ПССУ стала по сути процедурой лицензирования сбытовых компаний на рынке природного газа.

Дискуссии ОАО «Газпром» и Правительства по вопросам адекватности доходов Государства (налоги, таможенные платежи и пр.) до сих пор заканчивались в пользу отрасли. Это связано, прежде всего, с большим размером и относительно простой управляемостью этого денежного потока (в противовес не менее большим, но «размазанным» по субъектам отрасли платежам нефтяных компаний).

Типичные условия поставки газа

Уровень цен на газ ежегодно определяется ФСТ РФ дифференцировано по регионам

Оптовая цена реализации газа ОАО «Газпром» на территории России регулируется государством, ее величина устанавливается по территориальным поясам. В 2006 году оптовая цена для потребителей (кроме населения) составляла от 677 рублей для I пояса () до 1455 рублей для пояса X-a () за тыс. куб.м. без НДС. Для населения оптовые цены на газ были установлены в размере от 677 рублей для I пояса (Ямало-Ненецкий автономный округ) до 1040 рублей для пояса X-a (Калининградская область) за тыс. куб.м. без НДС.

Ценовые пояса РФ

Источник: ФСТ РФ

Потребление природного газа в России существенно неравномерно по времени года

По данным Министерства энергетики России, сезонная неравномерность поставок газа потребителям России выглядит следующим образом (млрд. куб.м.):

Типичная структура поставок природного газа потребителям России


Источник: Министерство Энергетики РФ

Государство не обладает формальным полномочиями по распределению объемов газа

Процедура согласования поставок газа определяется внутренним документом ОАО «Газпром» «Порядок распределения ресурсов газа ОАО «Газпром» с учетом экспортных поставок и производства газа независимыми производителями», разработанным во исполнение приказа ОАО «Газпром» №100 от 14.10.2002.

Краткое описание процедуры

Центральный производственно-диспетчерский департамент ОАО «Газпром» (далее — ЦПДД) ежегодно разрабатывает баланс газа по ЕСГ не позднее 1 октября, для чего собирает данные как от ООО «Межрегионгаз» (далее ? МРГ), так и от независимых производителей газа. Баланс определяет общий объем поставок газа.

МРГ собирает заявки от потребителей, имеющих разрешение на использование газа[1], и до 1 ноября направляет в Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов ОАО «Газпром» (далее — Департамент маркетинга) план-заявку на продажу газа потребителям с разбивкой по зонам деятельности дочерних обществ.

Департамент маркетинга до 15 ноября осуществляет распределение расчетных объемов газа (по сути, корректирует и утверждает МРГ). На основании распределения Департамент экономики ОАО «Газпром» формирует годовой план транспорта газа.

На основании полученного распределения МРГ через свои региональные компании до конца года заключает потребителям.

На основании заключенных договоров МРГ передает в Департамент маркетинга поквартальные данные о договорных объемах реализации газа потребителям в виде «возвратных ведомостей». На их основании ЦПДД формирует сводные объемы поставок газа потребителям.

За 45 дней до планируемого квартала МРГ и независимые поставщики, имеющие оформленный доступ к газотранспортной системе (далее — ГТС), договоры на транспортировку и поставку газа потребителям, осуществляют помесячное распределение квартальных объемов поставки газа.

Выделение дополнительных объемов газа осуществляется Департаментом маркетинга.

Ключевой этап заключения договора поставки газа — разрешение на доступ к ГТС

Существуют долгосрочные контракты на поставку газа. Долгосрочные контракты на транспорт с независимыми компаниями в настоящее время отсутствуют. Договор продажи газа на скважине оформляется условно — с условием получения доступа к транспорту. Для заключения контракта на транспорт необходимо получить решение комиссии ОАО «Газпром» по доступу. При этом МРГ не оформляет заявки на доступ, а получает его автоматически.

В случае реализации газа независимым продавцом для получения согласования доступа к ГТС требуется подать пакет документов в установленной форме в ОАО «Газпром».

Заявка (пакет документов) на транспортировку газа

Наименование и реквизиты независимой организации

Источники газа (название, месторасположение месторождения, газопровода) и их характеристики (запасы по категориям, объем добычи, мощность и т.п.)

Срок начала и окончания поставок газа

Объемы поставок (по месяцам на весь срок поставок)

Состав, качественные характеристики и параметры газа

Согласование технических условий ОАО «Газпром» о возможности подключения подводящих газопроводов

Место и схему подключения к ГТС подводящего газопровода

Место и схему сдачи газа покупателю

Подтверждение газотранспортной организации, не входящей в систему ОАО «Газпром», ГРО и потребителя о готовности к приему заявленного газа в период поставки

Документы, подтверждающие право собственности на газ или наличие договорных обязательств по покупке (продаже) газа (лицензия, договор)

Информация о наличии к предполагаемой поставщиком дате начала поставки газа подводящих газопроводов у поставщиков и газопроводов-отводов к покупателям с газоизмерительными станциями с указанием типа и характеристик.

Процедура получения доступа не прозрачна

Документы проходят согласование в более чем 10 департаментах монополии. Председателем комиссии по доступу до недавнего времени являлся заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов, однако полномочия руководителя Департамента маркетинга Кирилла Селезнева и Александра Рязанова по этому вопросу были идентичны, поскольку формально окончательную версию протокола Комиссии готовит Департамент маркетинга.

Динамика решений по доступу в ГТС

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Количество компаний, допущенных к транспорту газа через ГТС

10

20

24

33

31

35

Объемы транспорта газа не принадлежащего ОАО «Газпром», млрд.куб.м.

83,7

106,2

92,4

103,6

95,4

110,4

Источник: ФСТ РФ

Стоит отметить, что объемы транспорта газа не принадлежащего ОАО «Газпром» обычно приводятся в статистике с учетом газа Средней Азии и Казахстана (в 2004 году — 50,2 млрд.куб.м).

Потребители предпочитают газ независимых поставщиков

Газ независимых поставщиков надежнее и прозрачнее по структуре поставки. Дочерние региональные компании по реализации газа ОАО «Газпром» (далее — регионгазы) часто не выполняют условия своих договоров с потребителями. ОАО «Газпром» не выполняет условия договора транспортировки, по некоторым оценкам, в 20% случаев. Договора независимых поставщиков и перепродавцов газа обычно пишутся в духе партнерства и даже порой в пользу Потребителя.

Краткие выводы

1. Природный газ занимает значительную долю в топливном балансе страны и ее размер постоянно увеличивается. Большая часть природного газа России добывается ОАО «Газпром». Преобладающими российскими потребителями природного газа являются предприятия электроэнергетики, население и сфера коммунально-бытовых услуг. Значительным потребителем природного газа является сам ОАО «Газпром». Лидером по объемам потребления природного газа является Приволжский федеральный округ.

2. Структура бизнеса газоснабжения включает: добычу газа, транспортировку по магистральным газопроводам (включая хранение), транспортировку по газопроводам низкого давления, поставку газа (коммерческие отношения купли-продажи). Для реализации договора поставки газа продавцу необходимо получить доступ к ГТС и заключить договора на транспортировку.

3. Поставки газа обладают выраженной сезонностью. Объемы поставок, включая поставки газа независимых производителей по ГТС ОАО «Газпром», ежегодно устанавливаются ОАО «Газпром». Дефицит газа и сложность выполнения требований ОАО «Газпром» приводят к организации полулегальных схем поставок.

4. Основной проблемой развития конкурентного рынка природного газа в России является совмещение функций добычи, транспортировки и реализации природного газа в рамках ОАО «Газпром», владеющего национальной газотранспортной системой. Такая структура компании позволяет контролировать газовые потоки независимых производителей и вынуждать последних проводить сделки только после их согласования с интересами ОАО «Газпром».

5. Действующая нормативная база на практике не позволяет в полной мере реализовать право независимых производителей на справедливый доступ к мощностям национальной газотранспортной системы.

6. Доминирующее положение на рынке ОАО «Газпром» позволяет сбытовым компаниям холдинга (регионгазам) навязывать жесткие условия договоров потребителям. Потребители предпочитают иметь отношения с независимыми поставщиками, однако регионгазы неохотно отдают свои рынки, используя при этом широкий набор средств конкурентной борьбы.

7. Реализация в регионах газа ОАО «Газпром» по ценам, регулируемым государством, производится за счет субсидирования компании через доходы от экспорта природного газа. Такая ситуация ценового демпинга позволяет региональным сбытовым компания ОАО «Газпром» контролировать внутренние рынки сбыта, предлагая в ситуации конкуренции с независимыми производителями дешевый «лимитный» газ.

8. Транспорт газа составляет значительную долю его оптовой цены. Правила поставки газа допускают возможность приобретения газа потребителем на скважине с последующей его транспортировкой до места потребления.

9. Официальные перспективы развития отрасли связываются, прежде всего, с выходом в новые регионы добычи и сопутствующим повышением цен на газ. Реформа отношений в отрасли нормативными документами пока не предусматривается.



[1] В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.92 №832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок», решения на использование газа принимаются Минэкономразвития и органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с ОАО «Газпром».Ссылки по теме:Оглавление и сокращения
Краткое содержание отчета
Цены и тарифы
Центральная отраслевая инфраструктура
Государственное регулирование
Участники рынка
Сегментация потребителей
Проблемы рынка
Риски и ограничения
Перспективы рынка
Выводы

PDF-версия с диаграммами

English Version:

Report Outline
General Outline of the Gas Market
Prices and Tariffs
Infrastructure of the Gas Industry
State Regulation of Natural Gas Transportation and Sales
Market Participants and Their Strategies
Consumers. Economic and Regional Segmentation
Key Problems of the Market
Risks and Limitations
Market Development Prospects
Conclusions

PDF-version with charts

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , |Рубрики: Обзоры и исследования | Комментарии к записи Описание ситуации на рынке газа: Рынок в целом отключены

Комментарии закрыты