Газовый
Форум

Правление ОАО "Газпром" утвердило концепцию и регламент участия независимых производителей газа в расширении, реконструкции и модернизации газотранспортной системы компании

Правление утвердило концепцию и регламент участия независимых производителей газа в расширении, реконструкции и модернизации газотранспортной системы ОАО "Газпром"

Правление ОАО "Газпром" утвердило Концепцию и Регламент участия независимых производителей газа в расширении, реконструкции и модернизации газотранспортной системы компании.

Справка:

"Газпром" заинтересован в расширении и реконструкции мощностей для транспортировки газа с участием независимых производителей газа (НПГ). Вместе с тем, до настоящего времени не был сформирован финансово-юридический механизм, позволяющий обеспечить привлечение средств НПГ в расширение и модернизацию газотранспортной системы (ГТС). При транспортировке газа независимых производителей единственным источником возврата инвестиций в строительство, реконструкцию и модернизацию ГТС являются средства от оплаты тарифа на транспортировку газа по магистральным трубопроводам, который регулируется Федеральной службой по тарифам РФ.

23 августа 2005 года Приказом по ФСТ №388-э/1 утверждена Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, предусматривающая возможность установления тарифов по вновь введенным в эксплуатацию газопроводам, позволяющим окупить инвестиционный проект в установленные сроки.

Концепция участия НПГ в расширении, реконструкции и модернизации ГТС ОАО "Газпром" отражает принципы, обеспечивающие надежное функционирование, необходимые инвестиции и финансирование в расширение и модернизацию ГТС. Документ содержит предложения по формированию и реализации экономически обоснованных механизмов привлечения средств НПГ для расширения, реконструкции и модернизации газотранспортных мощностей ОАО "Газпром". Концепция разработана исходя из принципов, основанных на требовании законодательства РФ о неделимости ЕСГ.

В соответствии с Концепцией предусмотрены следующие схемы расширения, реконструкции и модернизации ГТС:

  • реализация инвестиционного проекта без привлечения НПГ за счет собственных средств ОАО "Газпром";
  • предоставление независимым производителем газа "Газпрому" заемных средств для развития ГТС (финансово-юридическая схема "Заем"). Регламент участия НПГ в расширении, реконструкции и модернизации ГТС ОАО "Газпром" определяет порядок решения вопросов, возникающих при подготовке и реализации инвестиционных проектов по развитию ГТС "Газпрома" с целью создания мощностей для транспортировки газа независимых производителей.


Билет в трубу
"Газпром" предложил независимым оплатить развитие транспортной

01 декабря 2006, Время новостей, Алексей Гривач

Решение правительства о либерализации рынка газа "Газпром" отметил неожиданно. Правление концерна утвердило концепцию и регламент участия независимых производителей газа в расширении, реконструкции и модернизации газотранспортной системы компании. Документы должны позволить "Газпрому" получить гарантии загрузки со стороны посторонних добывающих фирм и даже заработать на требовании Белого дома активнее разрабатывать ресурсы независимых производителей газа. Вопрос о том, как будет работать этот порядок, пока остается без ответа. Реальные поставки газа независимых производителей на рынок сейчас вдвое меньше их официальной добычи. Остальное они либо продают "Газпрому", либо поставляют близлежащим потребителям в обход единой газотранспортной системы.

Как сообщил вчера на заседании правительства глава Минпромэнерго Виктор Христенко, доля независимых производителей в поставках промышленным потребителям составляет сейчас порядка 29--35%, к 2010 году вырастет до 45--50%, а к 2015-му будет больше, чем у "Газпрома". По данным газового монополиста, согласно балансу 2006 года независимые производители (включая трейдеров) могут протранспортировать конечным потребителям только 46 млрд кубометров газа. То есть чуть больше 10% рынка продаж. Значительную часть газа "Газпром" просто покупает на входе в систему -- 6 млрд кубометров у ЛУКОЙЛа, 3,6 млрд - у "Роснефти", не менее 5 млрд кубометров -- у НОВАТЭКа.

Принятый вчера регламент не требует дополнительных документов, сообщили в "Газпроме", и может начать применяться хоть с завтрашнего дня. Алгоритм действий должен быть таким. Производитель подает заявку на подключение нового месторождения к системе "Газпрома", в случае необходимости строительства новых мощностей (а в ближайшие несколько лет это неизбежно) концерн предлагает страждущему реализовать инвестпроект по расширению системы на конкретном участке. После получения письменного согласия проводятся предынвестиционные исследования. Если проект экономически выгоден обеим сторонам, подписывается договор. Либо "Газпром" строит трубу на свои деньги, а поставщик газа обязуется осуществлять транспортировку газа по этому участку на весь срок эксплуатации трубы по тарифам (затраты плюс инвестиционная составляющая). Либо привлекает заем на строительство у независимого производителя, но контракт на условиях "транспортируй или плати" все равно заключается. Построенные участки оформляются в собственность "Газпрома".

"Это шаг вперед, -- заявили "Времени новостей" в НОВАТЭКе. -- Документ может позволить осваивать новые месторождения и наращивать добычу". Другие компании от официальных комментариев вчера воздержались. Собеседник в одной из них считает регламент профанацией доступа при отсутствии раскрытия данных о наличии свободных мощностей. А представитель другой компании считает, что хуже от него не будет, хотя и принципиального прорыва пока не видно.


Вместо "Газпрома"
За новые трубопроводы заплатят его конкуренты

01 декабря 2006, Ведомости

"Газпром", который чиновники упрекают в нежелании тратить деньги на развитие трубопроводов, хочет решить эту проблему за счет независимых производителей газа. Чтобы получить право транспортировать сырье, им придется раскошелиться на строительство новых газопроводов. Деваться независимым производителям некуда. Ведь в противном случае "Газпром" в любой момент может ограничить им доступ в трубу.

Чиновники давно критикуют "Газпром" за состояние его транспортной системы (ГТС), изношенной более чем на 60%, и нежелание ее модернизировать. Это чиновники считают одной из главных причин дефицита газа. Чтобы его избежать, "Газпрому", по их подсчетам, придется инвестировать в реконструкцию и строительство газопроводов сотни миллиардов долларов. Но он готов тратить на это более скромные суммы: инвестиции в транспорт в 2007 г. - $9 млрд, в 2008 г. - $13 млрд, в 2009 г. - $15 млрд.

Исправить ситуацию "Газпром" хочет за счет независимых производителей газа. Монополия разработала новый механизм доступа независимых производителей к трубе. Вчера его одобрило правление концерна. Сейчас схема такова: независимый производитель газа заключает договор с потенциальным покупателем, после чего подает заявку в "Газпром" с просьбой разрешить ему прокачать газ до потребителя. Если "Газпром" соглашается, то независимая компания платит ему транспортный тариф, устанавливаемый Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Сейчас он составляет $1,2 за 1000 куб. м на 100 км.

Теперь схема радикально поменяется. "Газпром" будет заключать с независимыми компаниями договоры на транспортировку на условиях "транспортируй или плати". То есть последние заплатят монополии вперед за весь объем газа, который собираются прокачать, независимо от того, удастся им его продать или нет. До того как заключить с концерном договор, независимой компании предлагается поучаствовать в финансировании реконструкции ГТС или строительстве новой трубы, которая останется в собственности концерна. А тариф на транспортировку теперь будет дополнен надбавкой, установленной "Газпромом" "с учетом необходимости возврата инвестиций" и согласованной с ФСТ, говорится в пресс-релизе монополии. В отдельных случаях независимая компания может кредитовать "Газпром" на модернизацию ГТС. Если после составления сметы компания передумает, она заплатит неустойку.

В "Лукойле" и "Роснефти" вчера затруднились оценить выгоду от газпромовского новшества. А представителя "Новатэка" такая схема вполне устраивает. По его словам, она дает независимым производителям возможность разрабатывать новые месторождения и наращивать добычу. Ведь таким образом решается вопрос с нехваткой свободных мощностей в трубе. Согласен с ним и чиновник одного из федеральных министерств. Плата за доступ к трубе - справедливое решение, если оно позволит независимым компаниям стать полноценными игроками на российском газовом рынке, говорит он.

ВСЕ - "ГАЗПРОМУ"

В 2007 г. "Лукойл" планирует добыть на Находкинском месторождении 10 млрд куб. м газа и продать его концерну на скважине по $40 за 1000 куб. м. "Нас эта схема полностью устраивает, $40 - справедливая цена, ведь с учетом транспортировки в пятом поясе этот газ будет стоить $70-76", - объясняет менеджер "Лукойла". "Роснефть" собирается добыть в 2007 г. 13 млрд куб. м газа и на днях подписала с "Газпромом" соглашение о стратегическом партнерстве до 2015 г. Самым важным пунктом соглашения для "Роснефти" является доступ к газовой трубе, признавался ранее "Ведомостям" сотрудник этой компании. Ведь "Роснефть" планировала увеличивать добычу газа к 2015 г. до 50-60 млрд куб. м газа.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"