Газовый
Форум

В Госдуме прошли парламентские слушания о законодательном обеспечении разработки восточно-сибирских месторождений нефти и газа и поставках российского газа в страны АТР

"Газпром" принял участие в парламентских слушаниях по законодательному обеспечению разработки восточно-сибирских месторождений

Сегодня в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, организованные Комитетом по природным ресурсам и природопользованию, на тему: "Законодательное обеспечение разработки Восточно-Сибирских месторождений нефти и газа. Поставки российского газа в страны АТР: новый импульс для экономического сотрудничества России со странами АТР".
С докладами на парламентских слушаниях выступили член Правления, начальник Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО "Газпром" Василий Подюк и заместитель начальника Департамента стратегического развития ОАО "Газпром" Сергей Панкратов.
Особое внимание на слушаниях было уделено готовящейся новой редакции закона "О недрах". Василий Подюк отметил, что важным элементом создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки стран АТР, являются так называемые базовые месторождения. Их необходимо отнести к месторождениям федерального фонда, который будет являться залогом стабильного функционирования и развития Единой системы газоснабжения, обеспечения устойчивого газоснабжения в Российской Федерации и экономической безопасности России в целом.
По словам Василия Подюка, в законе "О недрах" целесообразно не просто предусмотреть создание такого фонда, но и предусмотреть механизм отнесения месторождений к указанному фонду. При этом право пользования месторождениями из него должно предоставляться решением Правительства РФ с учетом присутствия государства в акционерном капитале недропользователя.
Василий Подюк также подчеркнул, что предлагаемый в новой редакции закона РФ "О недрах" механизм предоставления права пользования недрами исключительно через аукцион не учитывает технический и технологический потенциал претендентов. Предоставление такого права необходимо осуществлять в два этапа. На первом этапе целесообразно проводить предварительный отбор претендентов, представивших программы разработки и освоения месторождений на базе последних достижений в области техники и технологии, а также наиболее привлекательные инвестиционные программы геологического изучения и освоения недр. На втором этапе – устраивать закрытый аукцион, в котором примут участие отобранные претенденты.
Кроме того, важно обеспечить синхронизацию предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока с Программой создания в регионе единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки стран АТР. Разработка этой программы по поручению Правительства Российской Федерации в настоящее время завершается Минпромэнерго России и ОАО "Газпром".
Осуществление Программы обеспечит эффективную, надежную поставку российского природного газа отечественным потребителям, расположенным как в восточных регионах России, так и в зоне действующей ЕСГ, а также позволит осуществлять экспорт российского газа в страны АТР из Единой системы газоснабжения (без привязки к конкретным месторождениям) на основе долгосрочных межправительственных соглашений.
С учетом сложного компонентного состава месторождений газа на Востоке России, особое внимание в своем выступлении Василий Подюк уделил вопросам комплексного извлечения всех полезных компонентов из добываемых углеводородов на месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока и организации глубокой переработки сырья. С этой целью нужно создать инвестиционные условия, стимулирующие вложения в перерабатывающие производства, в том числе зарубежного капитала. Учитывая наличие в восточносибирских месторождениях газа уникально высоких концентраций гелия, было предложено разработать государственную программу производства и использования гелия в высоких технологиях.
Докладчик отметил, что предложения ОАО "Газпром" основываются на более чем 50-летнем опыте проектирования, строительства и эксплуатации Единой системы газоснабжения страны. Анализ ее работы подтвердил правильность принятых решений и целесообразность их применения с учетом реалий времени при построении Восточно-Сибирской и Дальневосточной системы как составной части ЕСГ страны в целом.
В своем выступлении Сергей Панкратов подчеркнул, что успешная реализация крупномасштабной восточной Программы может быть осуществлена только при условии поддержки со стороны государства.
Важными мерами государственной поддержки он назвал:

  • лицензионную политику на базе разработанной Программы;
  • законодательное обеспечение механизмов рыночного ценообразования на природный газ в регионе;
  • реализацию принципа единого экспортного канала;
  • заключение межгосударственных соглашений со странами – потенциальными потребителями российского газа;
  • разработку государственной Программы производства и применения гелия в высоких технологиях.

Справка:
Формирование и развитие нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока – важная составляющая часть Энергетической стратегии страны до 2020 года.
Правительство РФ поручило Минэнерго России совместно с ОАО "Газпром" разработать Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки стран АТР. Данным распоряжением ОАО "Газпром" было назначено координатором деятельности по реализации Программы.
Программа 13 марта 2003 года была рассмотрена Правительством Российской Федерации и принята за основу. В настоящее время она дорабатывается, исходя из следующих основополагающих принципов:

  • приоритетность удовлетворения спроса на газ российских потребителей и поддержание устойчивого газоснабжения в России посредством расширения Единой системы газоснабжения на восток;
  • реализация единой экспортной политики на базе одного экспортера газа;
  • закрепление эффективных ценовых условий по экспортным поставкам газа, в том числе за счет решения экспортных задач на базе поставок газа из единой системы с учетом более удаленных и дорогостоящих месторождений.

Осуществление Программы обеспечит эффективную, надежную поставку российского природного газа отечественным потребителям, а также на экспорт в страны АТР из единой системы газоснабжения (без привязки к конкретным месторождениям) на основе долгосрочных межправительственных соглашений. Как показал ход работы над Программой, имеющиеся уже сегодня в регионе запасы газа достаточны для удовлетворения перспективных потребностей Востока России, организации поставок газа в ЕСГ России и на экспорт.


Восточносибирский фронт. Программа освоения газовых ресурсов региона подорожала до 50 млрд долларов

18 февраля 2005, Время новостей, Александр Гривач

"Газпром" подготовил три варианта создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и поставки потребителям газа. Все они предполагают поставки газа Ковыктинского месторождения, которое разрабатывает подконтрольная ТНК-ВР компания "РУСИА Петролеум", на внутренний рынок. Оператор "Ковыкты" и его акционеры предлагают иной план, при котором месторождение будет обеспечивать газом Восточную Сибирь, займет рынок для российского газа в Китае и Корее, а также при необходимости будет страховать дефицит газа в европейской части страны.
Разработка нового проекта комплексного освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока практически завершена. Согласно вчерашнему докладу начальника департамента Минпромэнерго Анатолия Яновского на парламентских слушаниях, посвященных этому вопросу, текст программы, за исключением нескольких разделов, готов. Правда, при этом не написаны еще основные главы, прежде всего исследование спроса на газ на внутреннем и внешнем рынках, а также обоснование и распределение инвестиций. По информации "Времени новостей", с увеличением срока реализации программы (раньше документ охватывал период до 2020 года, теперь -- до 2030-го) вырос и ориентировочный объем капиталовложений. Летом прошлого года зампред правления "Газпрома" Александр Ананенков говорил, что создание в регионе единой системы газоснабжения и экспортных маршрутов обойдется в 40 млрд долл. в течение 15 лет. Стоимость новой программы сейчас превышает 50 млрд долл. Однако выступавший вчера вице-президент ТНК-BP по развитию перспективных газовых проектов Алистер Фергюссон назвал более конкретную цифру -- 30--35 млрд долл. до 2015 года. Причем около 70% этой суммы, по экспертным оценкам, нужно будет вложить в ближайшие пять лет. Распределение инвестиций между потенциальными участниками программы -- один из ключевых вопросов. "Если исходить из установки "Газпрома", который собирается получить лицензию на Чаяндинское месторождение, а также намерен строить дополнительные газопроводы, чтобы объединить транспортную сеть, в том числе с действующей в западной части системой, то на него придется около 60% этих средств, -- говорит источник в ТНК-ВР. -- Мы готовы полностью взять на себя инвестиции в свою часть общего проекта освоения -- разработку Ковыктинского месторождения, газоснабжение Бурятии, а также Иркутской и Читинской областей и транспортировку газа до границы с Китаем". При этом г-н Фергюссон еще раз подтвердил готовность его компании продавать газ в Китай и Корею через "Газэкспорт", то есть ТНК-ВР не претендует на разрушение монополии "Газпрома" на продажу газа в другие страны.
"Газпром" предложил три варианта реализации программы -- "Запад", "Восток" и "Центр". По информации "Времени новостей", во всех вариантах добыча должна расти примерно одинаковыми темпами. В 2005 году в регионе будет добыто 8,2 млрд кубометров газа, а в 2030-м -- около 76 млрд кубометров. Поставки на внутренний рынок в эти сроки должны быть на уровне 4,3 млрд и 17 млрд кубометров соответственно. Экспорт должен начаться в 2007 году с поставок сжиженного природного газа с проекта "Сахалин-2". Примерно в 2010 году планируется начало продаж трубопроводного газа в Китай и Южную Корею, а к 2015-му совокупный объем экспорта (включая СПГ) должен составить 33 млрд кубометров в год. К 2030 году поставки увеличатся до 50 млрд кубометров, поровну по трубе и в виде сжиженного газа.
Проекты различаются по привязке регионов добычи к потребительским рынкам. Источник в рабочей группе рассказал "Времени новостей", что вариант "Запад" подразумевает поставки основного объема ковыктинского газа в действующую единую систему газоснабжения (то есть в западную часть России) и на удовлетворение потребностей восточносибирских регионов. Экспортные трубопроводы в Китай и Корею будут заполняться с Чаяндинского месторождения, претендентом на которое является "Газпром", а также частично продукцией "РУСИА Петролеум". Газ с сахалинских проектов будет экспортироваться в виде СПГ, а небольшая его часть пойдет на газификацию Хабаровского и Приморского краев и собственно острова Сахалин. По словам другого источника, инвестиции в разработку месторождений должны составить 8,3 млрд долл., в создание транспортной инфраструктуры -- 11,7 млрд (без учета производства СПГ).
В рамках варианта "Центр" предлагается ковыктинский газ полностью направить на нужды ЕСГ и внутренних потребителей в регионе, с Чаяндинского будет организовано газоснабжение Китая, а сахалинский СПГ обеспечит потребности Кореи и других стран АТР. Инвестиции в добычу здесь снизятся до 7,3 млрд долл., а в транспорт вырастут до 12,6 млрд долл. Проект "Восток" обойдется дешевле других: затраты на добычу оцениваются в 7,5 млрд долл., в транспорт -- всего 8,6 млрд долл. Это связано с консервацией Чаяндинского месторождения до 2030 года. В этом случае ковыктинский газ почти полностью пойдет в западном направлении (в ЕСГ), а экспорт будет полностью обеспечен сахалинским газом -- как в виде СПГ (в Корею и другие страны АТР), так и по трубе через Приморье и Хабаровский край в Китай.
"РУСИА Петролеум" предлагает свой вариант, который называет "компромиссным". В этом варианте ковыктинский газ, который появится уже в 2006 году, станет основой для газоснабжения восточносибирских регионов и начала экспорта в Китай и Южную Корею. После 2010 года рост трубопроводного экспорта будет обеспечиваться за счет ввода в строй Чаяндинского месторождения в Якутии. В случае потребности в дополнительном объеме газа в европейской части страны часть газа с Ковыкты будет направлена в ЕСГ. Сахалинские проекты реализуются полностью в виде экспорта сжиженного газа, что даст российским углеводородам выигрышную позицию на рынках.

"Газпром" против открытых аукционов на недра Восточной Сибири

"Дочки" иностранных компаний, зарегистрированные в России, будут допущены к аукционам по 39 месторождениям нефти и газа в Восточной Сибири, сообщил вчера заместитель министра природных ресурсов Анатолий Темкин. "Аукционы (их планируют на текущий год. -- Ред.) по этим месторождениям будут открытыми", -- заявил он. Между тем член правления "Газпрома" Василий Подюк сообщил, что газовый монополист выступает против такой формы лицензирования. "Предоставление права пользования недрами предлагается осуществлять в два этапа, -- говорит менеджер "Газпрома". -- На первом проводится предварительный отбор претендентов, представивших программы разработки и освоения месторождений... На втором -- отобранные претенденты участвуют в закрытом аукционе". Кроме того, "Газпром" считает, что право пользования базовыми (крупнейшими) месторождениями Восточной Сибири "должно предоставляться решением правительства РФ с учетом присутствия государства в акционерном капитале недропользователя".


Вся Сибирь "Газпрому". ТНК-BP поставит газ с Ковыкты в Россию

18 февраля 2005, Ведомости, Ольга Проскурина, Татьяна Егорова

"Газпром" поддержал чиновников, желающих ограничить круг претендентов на самые лакомые нефтегазовые месторождения. ТНК-BP, похоже, смирилась с возрастающим влиянием монополии и готова поставлять газ с Ковыктинского месторождения на внутренний рынок, а не на экспорт.
Восточная Сибирь и Якутия – наименее освоенный нефтегазоносный регион в России. По оценке Минприроды, промышленные запасы – 1,7 трлн куб. м газа и 230 млн т нефти. Прогнозные ресурсы – 45,9 млрд т условного топлива.
Правительственные чиновники в последнее время настроились на введение барьеров для желающих осваивать российские недра. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что компании, принадлежащие иностранцам на 51% и более, не будут допущены к "стратегически важным объектам". Позавчера он не исключил расширения запретного списка за счет месторождений Восточной Сибири, выставляемых на торги в этом году. "В каких-то случаях это может быть оправданно", — поддержал вчера коллегу министр экономического развития Герман Греф.
"Газпром" предложил пойти еще дальше. Вчера на парламентских слушаниях в Госдуме член правления монополии Василий Подюк заявил, что "базовые" газовые месторождения нужно отнести к специально созданному федеральному фонду, а участки недр из него распределять решением правительства. Причем при допуске инвесторов к разработке этих месторождений кабинет министров должен учитывать "присутствие государства в акционерном капитале недропользователя". Газовики считают, что аукционы на право пользования недрами нужно проводить в два этапа: на первом отбирать претендентов с наиболее современными технологиями и привлекательными инвестиционными программами, а на втором — устраивать для прошедших "квалификацию" закрытый аукцион. Продажу прав только на открытых аукционах, как предлагает МПР в проекте нового закона о недрах, "Газпром" "считает нецелесообразным", заявил Подюк. "Это официальная позиция "Газпрома", — подтвердил "Ведомостям" представитель монополии.
Чиновники вчера предпочли не комментировать инициативы монополии. Эти предложения пока не поступали в правительство, утверждает пресс-секретарь премьер-министра Александр Жаров. В Минприроды и Минпромэнерго пока не знакомы с планами монополии. Но президент Института энергетической политики Владимир Милов считает, что предложения "Газпрома" представляют собой новую государственную политику. "По-видимому, такова генеральная схема: эксклюзив и контроль остается за госкомпаниями, а иностранцев пускают на миноритарные роли с единственной целью — привлечь деньги", — рассуждает он.
Между тем "Газпром" претендует на лидерство не только в новых проектах. Похоже, ему удалось поставить под контроль реализацию Ковыктинского проекта. Чиновники несколько месяцев назад пригрозили держателю лицензии "РУСИА Петролеум" (контрольным пакетом акций которой владеет ТНК-BP) ее отзывом из-за срыва сроков ввода месторождения в эксплуатацию. Вчера ТНК-BP объявила, что уже готова разрабатывать Ковыкту без экспортного трубопровода и поставлять газ на внутренний рынок, хотя раньше настаивала на строительстве трубы в Китай. Вице-президент ТНК-BP по развитию перспективных газовых проектов Алистер Фергюссон заявил, что компания согласовала с Минприроды лицензионное соглашение по Ковыктинскому месторождению. А другой представитель компании пояснил "Ведомостям", что в документе передвинули сроки ввода месторождения. По новому плану в 2006 г. с Ковыкты начнутся поставки газа на внутренний рынок, а экспорт пойдет через "Газпром", когда монополия построит трубу.
Пределы господдержки "Газпрома" должны быть разумными, полагает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров: "Все-таки монополия и эффективность — это разные вещи". Даже если "Газпром", на долю которого приходится 86% российской добычи газа, сумеет получить контроль над свободными сейчас месторождениями, ему со временем придется привлекать к их освоению иностранные компании на условиях проектного финансирования, уверен эксперт. Опрошенные "Ведомостями" нефтяные компании отказались комментировать новые планы "Газпрома".


Восточный нефтепровод протянут прямо из стабфонда

18 февраля 2005, Коммерсант, Ирина Рыбальченко

Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания о законодательном обеспечении разработки восточносибирских месторождений нефти и газа и поставках российского газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Участники слушаний пришли к следующим выводам: условия выдачи лицензий нужно ужесточить, а добычу нефти увязать со строительством Восточного нефтепровода, который неплохо бы построить на средства стабфонда. Кроме того, как стало известно Ъ, ряд аукционов на разработку месторождений в Восточной Сибири, возможно, будут закрытыми.
Директор департамента топливно-энергетического комплекса Федерального агентства по энергетике Анатолий Яновский заявил вчера, что сроки ввода в эксплуатацию месторождений в Восточной Сибири должны быть "строго увязаны с развитием транспортной инфраструктуры, позволяющей экспортировать нефть и газ из региона". Впрочем, вопрос об экспорте нефти уже практически решен. Господин Яновский напомнил, что к 1 мая этого года Минпромэнерго совместно с Минэкономразвития, Минприроды и "Транснефтью" должно определить этапы строительства Восточного нефтепровода (он пройдет по маршруту Тайшет–Находка). Он не исключил того, что для реализации проекта будут использованы средства стабилизационного фонда (впервые с таким предложением Минпромэнерго выступило еще в прошлом году). "Стоит задуматься также о предоставлении налоговых преференций. В частности, об освобождении участников строительства нефтепровода от уплаты НДС",– добавил господин Яновский.
По словам замминистра природных ресурсов Анатолия Семкина, уже в этом году на аукционы будет выставлено 39 месторождений Восточной Сибири, в следующем – еще 40. Правда, как заявил Ъ министр природных ресурсов Юрий Трутнев, вполне возможно, что самое крупное из них войдет в уже представленный Минприроды список закрытых месторождений (то есть тех, по которым будут введены ограничения для иностранных, а также управляемых из офшоров российских компаний). Несмотря на это, компании из черного списка по-прежнему планируют работать именно в России. По прогнозам вице-президента ТНК-BP (50% ее акций принадлежит иностранной компании BP) Алистера Фергюсона, через 15 лет потребности стран АТР в природном газе возрастут с 250 млрд куб. м в год до 450 млрд, и России важно успеть занять свою долю на этом рынке. По прогнозам господина Фергюсона, к 2020 году эта доля может составить 15% при условии активного освоения месторождений Восточной Сибири. Напомним, что ТНК-ВР участвует в разработке Ковыктинского газоконденсатного месторождения (Иркутская область), запасы которого, по оценкам господина Фергюсона, сопоставимы с запасами газа в Китае.
До конца первого полугодия планируется заключить межправительственное соглашение со странами АТР – Японией, Китаем и Кореей. В документе должны быть зафиксированы обязательства сторон по объемам, срокам и пунктам подачи газа. Кстати, вчера господин Яновский высказался за то, чтобы экспортный газопровод с месторождений в Восточной Сибири проходил параллельно нефтепроводу Тайшет–Находка. Однако это предложение не вызвало общей поддержки, так как в этом случае будут недостаточно учитываться потребности регионов Восточной Сибири в газификации.
Участники парламентских слушаний предложили также внести в новую редакцию закона "О недрах" (ее обсуждение в правительстве запланировано на середину марта) ряд дополнений. Так, по словам члена правления "Газпрома" Василия Подюка, в новом законе нужно предусмотреть создание так называемого федерального фонда месторождений газа, право пользования которыми должно определять правительство. При этом он уточнил, что в уставном капитале недропользователей, допущенных к этому фонду, свою долю обязательно должно иметь государство. Возможно, с помощью таких поправок в законопроект "Газпром" рассчитывает получить особые преимущества в доступе к газовым месторождениям Восточной Сибири. Кроме того, господин Подюк вчера неожиданно выступил с критикой механизма предоставления права пользования недрами. По его мнению, аукционы "не учитывают технический и технологический потенциал претендентов". В связи с этим господин Подюк предложил распределять недра в два этапа: сначала проводить предварительный отбор претендентов с учетом представленных ими программ разработки, а также инвестиционных программ биологического изучения и освоения недр, а потом устраивать закрытые аукционы среди отобранных претендентов.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"