Газовый
Форум

7 июня 2004 года в Госдуме прошли парламентские слушания "О состоянии и перспективах развития российского газового комплекса"

Газовый комплекс ожидает перемен

05 июня 2004, Трибуна, Рустем Тэлль

За редакционным "круглым столом" о них говорили депутаты, сенаторы, ведущие специалисты и ученые отрасли. Как мы уже сообщали, "Трибуна" на днях стала площадкой проведения расширенного заседания экспертного совета при Российском газовом обществе и "круглого стола" для журналистов. Обсуждались перспективы развития российского газового комплекса. Тема эта вынесена на парламентские слушания 7 июня с участием специалистов и ученых отрасли под эгидой Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи. Его председатель, глава РГО и экспертного совета Валерий ЯЗЕВ и провел предварительное обсуждение проблем, а прозвучавшие предложения внесены в проект рекомендаций для парламентских слушаний.

С основным сообщением выступил заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр АНАНЕНКОВ. Гостями "Трибуны" стали также член Совета Федерации, академик РАЕН Владимир ГУСЕВ, председатель правления ОАО "НОВАТЭК" Леонид МИХЕЛЬСОН, вице-президент НП "РГО" Олег ЖИЛИН, директор по использованию газа ОАО "ТНК-БП" Рашид НАСИРОВ, директор Института проблем нефти и газа РАН, академик РАН Анатолий ДМИТРИЕВСКИЙ, генеральный директор ОАО "Росгазификация" Сергей ШИЛОВ, председатель Третейского суда НП "РГО" Андрей ШКРОГАЛЬ, президент Союза независимых производителей газа Виктор БАРАНОВ. Публикуем основные тезисы выступлений.

Александр АНАНЕНКОВ: Выходим на второй этап реформ

"Газпром" более трех лет ведет работу по совершенствованию системы управления. Это касается не только имущественного комплекса, ресурсной базы со структурой запасов, но и системы управления, которая должна обеспечить выполнение целевых задач, стоящих перед компанией и соотнесенных с энергетической стратегией РФ. "Газпром" тоже формировал стратегические цели развития компании, целевые программы. В 2002 году мы определились с ресурсной базой. Это месторождения полуострова Ямал, который является стратегическим плацдармом для развития газовой промышленности. Совместно с федеральными министерствами "Газпром" сформировал проект программы комплексного промышленного освоения Ямала. Эта программа "весит" в стоимостном выражении около 70 млрд. долларов. Надо добавить сюда программы по освоению месторождений шельфа северных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Далее - программа реконструкции и развития газотранспортной системы, рассчитанная до 2006 года. Составлена программа по развитию ресурсной базы "Газпрома" до 2030 года. Подготовлена программа по развитию единой системы газоснабжения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Можно было бы перечислить и другие программы, которые системно обозначают цели и задачи "Газпрома" на перспективу до 2020 и далее - до 2030 года, когда добыча газа достигнет 630 миллиардов кубометров.
Одновременно мы видим, что газовый бизнес принимает глобальные масштабы, изменяется структура участников на рынке газа в мире, увеличивается производство и потребление сжиженного природного газа, синтетических жидких топлив. Поэтому "Газпром" принимает концепцию по участию в этом рынке и активно ведет эту работу. При этом, увеличивая газодобычу в ближайшие десятилетия на 100 млрд. кубометров, чтобы обеспечить рост ВВП в 3,3 раза к 2020 году, следует добиваться в соответствии с мировыми тенденциями резкого роста снижения энергопотребления. И это тоже - одна из целевых программ компании.
Для решения всех этих задач были проведены существенные изменения структуры центрального аппарата управления. Были созданы комплексные подсистемы управления в разведке, добыче, подсистема, которая занимается перспективой развития "Газпрома", - департамент стратегического развития и другие. Были также пересмотрены многие ключевые документы, появились новые, сформирована система бюджетирования, разработаны регламенты, такие, скажем, как регламент формирования инвестиционной программы. Мы считаем, что сейчас практически первый этап совершенствования системы управления в "Газпроме" подошел к завершению, и мы можем приступать к началу второго этапа реформ.
В ходе его реализации мы переходим к широкомасштабной работе на уровне наших дочерних предприятий, структур, которые непосредственно связаны с добычей и транспортом, подземным хранением, переработкой углеводородов, с нашими маркетинговыми службами. Речь идет о разделении отдельных видов их деятельности. Чтобы, например, добывающее предприятие занималось в основном вопросами разведки и добычи, но не транспортировкой и переработкой, не капитальным строительством и оказанием транспортных услуг и так далее. Будут создаваться специализированные подразделения, которые займутся решением непрофильных задач. То же самое касается транспортировки, подземного хранения газа, добычи нефти. Рассматривается возможность создания структуры, которая будет заниматься реализацией моторных топлив на российском рынке. Задача актуальна и связана с тем, что "Газпром" будет производить синтетическое жидкое топливо, увеличивать производство сжатого природного газа для использования его в качестве моторного топлива. Это не только экологический аспект, но это и возможность конкурировать на рынке моторных топлив, что может привести в целом к снижению цен на моторное топливо. При этом "Газпром" будет выходить на рынок продаж традиционных жидких моторных топлив, развивая свою программу производства нефти и газового конденсата. Будем усиливать работу по совершенствованию подсистемы материально-технического снабжения за счет большей централизации материально-технических поставок через специализированного поставщика.
В целом реализация программы второго этапа наших внутренних реформ будет идти в период 2005-2007 годов. Все это позволит сделать более прозрачными финансовые потоки, системно управлять издержками, поднять эффективность работы "Газпрома" во благо страны, и, конечно, наших акционеров.

Олег ЖИЛИН: Поймать инвестиции газовыми сетями

Для экономики России и всех субъектов Федерации очень важно состояние внутреннего рынка газа, которое складывается сегодня из инженерной инфраструктуры, - это газораспределительные сети, газопроводы-отводы. И, будем говорить, - бытовая инфраструктура, которая еще только-только создается. Вместо комплексных систем газораспределения мы сегодня имеем 330 разрозненных межрайгазов. И идет процесс дальнейшей деградации. То есть становится экономически выгодно мелким хозяйствующим субъектам взять себе кусок трубы, условно говоря, и получать свое с него. Мне кажется, что эта позиция неверная, ее придется исправлять.
Более того, во многих субъектах Федерации возникла ценовая диспропорция. В связи с тем, что появилось много хозяйствующих субъектов, имеющих газовые сети, возникает несколько субъектов Федерации, несколько цен для конечных потребителей. Ну, например, в Краснодарском крае. Там сегодня 19 газораспределительных организаций. И, соответственно, 19 розничных цен. Искажаются и межбюджетные отношения, возможности развития системы газификации, резко снижается надежность газоснабжения. Кстати, за надежность газоснабжения по закону отвечает "Газпром", который ну никак не должен нести ответственность за деятельность межрайгазов, ему не подчиняющихся.
Возникло большое количество имущественных комплексов, вообще не имеющих хозяина. Анализ показал, что таких объектов сегодня, которые никак не оформлены в собственность или имеют двойное подчинение, построено в России почти на миллиард долларов. Никакие программы развития по сравнению с этим источником оценить просто невозможно. Вопрос такой: надо ли эти средства как-то привести в порядок и использовать для инвестирования в газификацию регионов? Да. Мне кажется, это один из путей развития топливно-энергетических комплексов регионов. Тем более что возникла еще и вторая задача. Если мы создаем некие рыночные преобразования в газовой отрасли, то тогда надо создать условия для системы коммерческого учета газопотребления. Чтобы товарный ресурс продавался в реальном измерении.
Без консолидации газораспределительных комплексов эту задачу не решить. Нужно проводить консолидацию. И сегодня эта работа ведется. Уже более ста мелких межрайгазов различных субъектов РФ объединились не имущественно, а для работы на единый тариф, чтобы создать равные экономические условия для потребителя субъекта Федерации. Эта работа сегодня завершается в Волгоградской области, полностью выполнена в Ставропольском крае (было 33 организации). 29 из 44 газораспределительных организации Краснодарского края консолидировались на работу на единый тариф.

Рашид НАСИРОВ: Не только права, но и обязанности

Группа компаний "ТНК-БП" владеет значительными запасами газа, и естественно, что в стратегии компании активно прорабатываются вопросы использования этих ресурсов. Речь идет о запасах более 2,5 трлн. кубометров. Поэтому мы взаимодействуем с "Газпромом" и с его структурными подразделениями в части транспорта газа как сырья. Но большую его часть, очевидно, все-таки нужно перерабатывать, в частности, в жидкое топливо. В этой связи мы готовим технико-экономические обоснования как в районах традиционной добычи газа, так и в Восточной Сибири.
Что же касается доступа к ГТС "Газпрома", то, безусловно, равные права могут быть только при равных обязанностях. Этот тезис, наверное, должен быть основополагающим. Не просто добиваться равного доступа и так далее, а нести соответствующие обязанности. И прежде всего должные социальные обязательства перед населением.

Анатолий ДМИТРИЕВСКИЙ: Нужен координатор рынка

Я считаю предстоящие парламентские слушания чрезвычайно важным этапом в реализации тех планов преобразований, которые сегодня намечены в энергетическом комплексе. Надо сделать упор на выполнение Энергетической стратегии России. Что касается газовой отрасли - параметры высоки, ориентиры верные. Рост экономики и ВВП обеспечивает энергетика. Не секрет, что нам надо внедрять новые технологии энергосбережения. И механизмы прописаны в Энергетической стратегии. Но ее реализация - это целый набор законодательных действий и актов.
Мы знаем, что энергодиалог Россия - США, как и энергодиалог Россия - ЕЭС - это в основном газовый диалог. Мы знаем новые проекты, которые сегодня получают активную поддержку, - это сжижение газа Штокманского месторождения, полуострова Ямал: Мы знаем, что Европейский союз принял газовую директиву. И это отнюдь не красивые слова о более широком использовании газа, об экологии и так далее. Главная цель Газовой директивы ЕС - это снижение цены на газ, в основном за счет производителей. И все действия западных энергостратегов направлены на то, чтобы Россия шла на невыгодные ей уступки. А ведь российский газ дешевле становиться не будет, потому что добыча связана с освоением ресурсов арктического шельфа, труднодоступного Ямала. Газ будет стоить все дороже и дороже. Поэтому нам надо уделять большое внимание ситуации на зарубежном энергетическом рынке.
Выполнение Энергетической стратегии связано с созданием условий для развития независимых производителей. Все-таки добывать 140-180 млрд. кубометров газа к 2020 году должны именно они. Сейчас мы начинаем понимать, что независимая составляющая газодобычи - это дополнительные месторождения, дополнительные инвестиции. Это новый газ, который придет в газопроводы, дойдет до населения, до промышленных предприятий. И сегодня независимые производители берут на себя ответственность в решении и социальных проблем России. Создание некоммерческого партнерства, координатора рынка газа, позволит решить очень многие проблемы, особенно по созданию рынка газа. Это возможность работать через координатора рынка газа и с "Газпромом", и с другими независимыми производителями и отражать интересы всех сторон.

Леонид МИХЕЛЬСОН: Поторопить законодателей

"НОВАТЭК" - один из крупнейших независимых производителей газа. В прошлом году объем добычи у нас составил более 20 млрд. кубометров. В этом году планируем до 30 процентов роста. Он, полагаю, базируется на слаженной работе с "Газпромом". Потенциал "НОВАТЭКа" - на существующей сырьевой базе выйти на объем годовой добычи порядка 50-55 млрд. кубометров. Но для этого должен быть решен целый спектр проблем газовой отрасли России в целом. Главное - это развитие ГТС. Участвовать в ее развитии должен не только "Газпром", а все участники газового рынка. Но никаких конкретных шагов в законодательно-правовой базе для этого не предпринимается. Надо развивать собственную газовую отрасль. Все участники газового рынка это понимают. Мы должны участвовать в развитии ГТС пропорционально росту объемов своей добычи. Но для этого надо создать правовой механизм. Мы свои предложения дали, и сейчас вплотную работаем с "Газпромом" по возможным вариантам нашего участия. Но я считаю, что надо все-таки Думе вернуться к законопроекту о магистральном газопроводном транспорте, прописать именно там все условия доступа, транзита и привлечения финансовых ресурсов от всех участников, включая торгующие организации и потребителей.
Несколько слов о сырьевой базе. Нельзя облагать единой ставкой НДПИ совершенно разного происхождения газы - более доступный сеноманский и требующий больших затрат в добыче и подготовке валанжинский. Кроме того, законодательно не закреплено, что если компания сама открыла месторождение, значит, на нее и будет оформлена лицензия на добычу. И еще. В прошлом году в Думе рассматривались, но были отложены вопросы возврата НДС не по вводу объекта, а по оплате. Если объект стоит условно 500 миллионов долларов и ведется строительство в течение трех лет, НДС, как вы знаете, составляет 18 процентов: представляете, какие финансовые отвлечения вынуждены делать компании до ввода объекта! Иными словами, основная масса вопросов находится вне сферы "Газпрома". Это вопросы законодателей, вопросы правительства, которые, я надеюсь, в ближайшее время должны быть решены.

Сергей ШИЛОВ: Трубу построить - не ларек открыть

Считается, что у газораспределения серьезных проблем не существует. А это далеко не так, на что обратил внимание Олег Федорович Жилин. В ходе приватизации, насколько мне известно, ни одна трубопроводная система не была раздроблена. А из инфраструктурных отраслей, может быть, это коснулось только транспорта морского, речного. Единственная трубопроводная система, которая была реально дезинтегрирована хотя бы в корпоративном плане, - это система газораспределения. А всем известно, что к настоящему времени это более 500 тысяч километров сетей среднего и низкого давления.
Так вот после приватизации, когда было образовано безумное количество газораспределительных организаций, проблема капиталоемкости этой системы была просто потеряна. Предполагалось, что новые частные собственники будут вкладывать средства в поддержание системы в работоспособном состоянии. Но, извините, это не ларек открыть - трубу поддерживать. Естественно, что мы держимся десять лет на том ресурсе, который был заложен еще в советское время. Но уже сейчас огромное количество сетей вырабатывает свой нормативный срок службы. И речь уже идет не о поддержании системы, а о ее замене частично. Это требует огромных средств, я подчеркиваю, которых у ГРО не может быть по определению.
Серьезные проблемы возникли с отраслевой наукой, которая из-за финансовых сложностей не может обеспечить необходимых для подотрасли разработок. Естественно, что ГРО не в состоянии обеспечить это финансирование. Соответственно возникают проблемы с единой научно-технической политикой в подотрасли, соблюдением стандартов, подготовкой кадров и так далее.
В этой связи уже достаточно давно обсуждается вопрос о создании газотранспортной компании национального масштаба, которой бы по силам было решение всех вышеперечисленных проблем. К настоящему времени более 50 процентов газораспределения контролирует система "Газпрома".
Соответственно, на мой взгляд, государство и "Газпром" при объединении усилий путем взаимодополнения своего присутствия в той или иной организации способны создать полноценную действующую газотранспортную компанию.
В самом "Газпроме" идея создания такой компании тоже нашла очень серьезную поддержку. Причем она четко ложится на те внутрикорпоративные преобразования в акционерном обществе "Газпром", о которых сегодня нам Александр Георгиевич очень подробно рассказал. Недавно состоялось заседание правления "Газпрома", на котором эта проблема консолидации активов в газораспределении была подробно рассмотрена, одобрена концепция создания компании, которая консолидировала бы все активы "Газпрома" в этой подотрасли. Стоило бы предусмотреть в рамках парламентских слушаний рассмотрение вопроса, касающегося создания подотрасли газораспределения.

Андрей ШКРОГАЛЬ: Третейский суд - он скорый самый

Функционирование российского рынка газа должно опираться на определенные правила взаимоотношений его участников. И для этого, разумеется, требуется детализация нормативной базы. С этой целью, в том числе и с целью защиты экономических интересов участников газа, создан Третейский суд при Российском газовом обществе. Он имеет ряд преимуществ как по сравнению с действующими арбитражными судами, так и по сравнению с иными третейскими судами отрасли.
Прежде всего это оперативность рассмотрения споров. Регламентом не предусмотрена стадия предварительного слушания, обязательного для арбитражных судов. Решение третейского суда является окончательным и обязательным для исполнения сторонами спора. Несомненными преимуществами являются независимость третейских судей, экономичность третейского разбирательства. Она заключается в дифференциации размера сбора в зависимости от цены иска, возможности предоставления отсрочки уплаты этого сбора.
В отличие от арбитражных судов, рассматривающих споры открыто, третейский суд, защищая интересы своих сторон, осуществляет слушания по делам в закрытых заседаниях, что способствует конфиденциальности. Наш суд предполагает рассматривать экономические споры, вытекающие из договорных отношений, в результате совершения участниками торгов сделок на бирже, а также споров между биржей и участниками торгов.
Кроме того, исключительной особенностью этого постоянно действующего суда является наличие научно-консультативного совета. Он сформирован из ученых различных отраслей российского и международного права, а также в него добровольно на безвозмездной основе включены судьи федеральных арбитражных судов различных уровней. Таким образом, используя эту возможность уже вне функции отправления правосудия, мы сможем участвовать в реформировании отрасли при разработке нормативной базы.


Депутаты выступают за поэтапную либерализацию газового рынка

07 июня 2004, РИА ТЭК

Участники прошедших в Госдуме РФ 7 июня 2004 года парламентских слушаний, посвященных состоянию и перспективам развития российского газового комплекса, намерены рекомендовать правительству принять меры по поэтапному повышению цен на газ на внутреннем рынке. По словам председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, для повышения эффективности газового комплекса, создания инвестиционной привлекательности отрасли необходима поэтапная либерализация газового рынка, передает РИА "Новости".
Кроме того, полагает депутат, необходимо также создать газовую биржу как один из ключевых элементов новой рыночной инфраструктуры. Правительству также следует ускорить принятие решения по выделению определенного объема газа ОАО "Газпром" для реализации его по свободным ценам, сказал он.
Приоритетным направлением в работе правительства в данной области парламентарий также считает подготовку новой редакции правил поставки газа в РФ, а также положения об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром" и других.
Парламентарии считают необходимым увеличение объемов бюджетного финансирования геологоразведочных работ, а также выработку комплекса мер по стимулированию недропользователей, осуществляющих инвестирование геологоразведочных работ, в том числе и возможности выдачи им так называемых "сквозных лицензий".
Госдуме совместно с правительством необходимо ускорить рассмотрение законопроекта "О магистральном трубопроводном транспорте", в котором будут предусмотрены нормы и условия доступа независимых производителей газа к свободным мощностям существующих газотранспортных систем, отмечают депутаты.
В проекте новой редакции федерального закона "О недрах" необходимо предусмотреть формирование фонда месторождений федерального значения, а также особые условиях их освоения, полагают участники слушаний.
Так, по из мнению, необходимо внести в Налоговый комплекс изменения по введению дифференцированной ставки НДПИ. Также рекомендуется внести изменения в действующий закон "Об энергосбережении", предусматривающие меры экономического и административного воздействия за нерациональное использование газа.


Независимые производители рассчитывают, что в 2005г. они смогут заключить долгосрочные договора с "Газпромом" на транспортировку газа на внутренний рынок - председатель правления ОАО "Новатэк"

07 июня 2004, ПРАЙМ-ТАСС

Независимые производители рассчитывают, что в 2005 г они смогут заключить долгосрочные договора с ОАО "Газпром" на транспортировку газа для поставки на внутренний рынок. Об этом заявил в понедельник в Госдуме на парламентских слушаниях "О состоянии и перспективах развития российского газового комплекса" председатель правления ОАО "НОВАТЭК" Леонид Михельсон.
По его словам, ожидается, что долгосрочные договора на транспортировку газа внутри страны будут подписаны сроком на 5 лет.
Как отметил на слушаниях заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Рязанов, "Газпром" заинтересован в том, чтобы независимые поставщики газа расширяли сферу своих поставок внутри страны и на регионы, которые находятся дальше от места добычи газа, в частности, в европейскую часть России за Урал.
На сегодняшний день независимые производители поставляют по регулируемым ценам порядка 10 проц от объема своих поставок. Тем не менее, все их поставки расположены вблизи регионов добычи, что принципиально делает поставки по регулируемым ценам рентабельными, так как транспортное плечо этих поставок небольшое.
Кроме того, А.Рязанов отметил, что "Газпром" принципиально не возражает против поставок газа независимых производителей на экспорт через единый экспортный канал - "Газэкспорт", дочернее предприятие "Газпрома".
Тем не менее он подчеркнул, что в принципе поставки на экспорт по эффективности соответствуют поставкам газа вблизи страны, потребителям, находящимся в непосредственной близости регионов добычи газа.


"Газпром" попросили поделиться трубой

08 июня 2004, Коммерсант, Алена Корнышева

Вчера в Думе комитет по энергетике, транспорту и связи провел парламентские слушания о российском газовом комплексе. Перспективы оказались нерадостными: если не реформировать "Газпром", то к 2020 году доля России в поставках газа на мировой рынок может сократиться с нынешних 25 до 14%. Чтобы этого не допустить, нужно допустить к трубе, причем и к экспортной тоже, независимых производителей газа и разрешить им долевое участие в строительстве новых газопроводов.
Открыл слушания глава думского комитета по энергетике, президент Российского газового общества Валерий Язев. По его мнению, основная задача, стоящая сейчас перед правительством и Думой,- сформулировать "внятные правила регулирования доступа к газопроводам, регулирования цен на газ и его транспортировку". Затем взял слово заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов. Он начал с того, что констатировал: реформа "Газпрома" на время похоронена. "Для 'Газпрома' важно понять, чего от нас хочет государство - в частности, сколько газа должно добываться в России и кто его должен поставлять. Мы рады, что тему расчленения 'Газпрома' мы уже прошли: трудно представить, что это было бы выгодно государству",- подчеркнул господин Рязанов. И продолжил в том духе, что в "Газпроме" и без раздела все складывается не так уж плохо: в прошлом году капитализация компании составляла $38 млрд, а в этом году ее стоимость оценивается уже в $50 млрд. Задолженность потребителей перед газовым монополистом неуклонно снижается (со 101 млрд руб. в 1999 году до 38 млрд руб. в 2003 году), сейчас оплачивается 98,4% поставок газа внутри страны (не платит только Чечня, плохо платят Дагестан, Осетия и другие южные республики). Как отметил господин Рязанов, "Газпром" стремится к тому, чтобы добиться в этом году "хотя бы нулевой рентабельности внутрироссийских поставок", поскольку до сих пор снабжал российских потребителей в убыток себе. "В значительной мере нам помогло 20-процентное повышение оптовой цены на газ, произведенное в этом году. Однако этого недостаточно: например, чтобы модернизировать изношенные газопроводы, потребуется в два раза поднять ставку транспортного тарифа - с 50 центов до $1, а это не замедлит сказаться на росте цен на газ",- заметил господин Рязанов. И рассказал, что монополист будет выступать за дальнейший рост газовых цен: его устраивает перспектива еще одного 20-процентного повышения цен в 2005 году, а вот объявленный Минэкономразвития курс равнения на инфляцию он считает абсолютно недостаточным. Поэтому вместо предложенного МЭРТом семи-восьмипроцентного ежегодного повышения газовых цен начиная с 2006 года господин Рязанов предложил около 18% роста в 2006 году и 15% - в 2007 году. А к 2010 году, по его прогнозу, цена на газ внутри страны должна составить не меньше $59-60 за 1 тыс. кубометров - только тогда "Газпром" сможет поддерживать необходимый уровень добычи газа и осваивать новые месторождения на Ямале, где себестоимость добычи газа составит не меньше $20-22 за 1 тыс. кубометров.
Что же касается допуска независимых производителей к экспорту газа, то господин Рязанов заявил, что в принципе он не против. Однако это должен быть "единый экспортный канал (газпромовская труба.-Ъ), а производители должны нести социальные обязательства наравне с 'Газпромом', то есть поставлять газ на внутренний рынок пропорционально объемам добычи", заключил господин Рязанов. К рынку газа нужно переходить постепенно, начав с того, чтобы разрешить "Газпрому" продавать 5% газа по свободным ценам. Что же касается реформ, то "Газпром" реформирует себя сам: в этом году концерн планирует выделить в отдельные компании транспортировку газа, разведку и добычу газа, а также других видов топлива, сервисные предприятия и объекты социального назначения (а это в ряде случаев целые города). О том, что правительство в ноябре планирует рассмотреть концепцию реформирования рынка газа, господин Рязанов не упомянул. От государства же "Газпрому" нужны лишь "сквозные лицензии" (когда компания, вложившая средства в геологоразведку, автоматически получает право на разработку месторождения) и дифференцированный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
После господина Рязанова на трибуну вышли представители независимых производителей, которые подвергли монополиста резкой критике. Первым с критикой выступил председатель правления компании НОВАТЭК Леонид Михельсон. Он подробно остановился на нехватке газопроводных мощностей: по его оценке, уже к 2010 году их ежегодный дефицит составит 160 млрд кубометров газа, а если принять во внимание расчеты Международного энергетического агентства, то эта цифра вырастает до 220 млрд кубометров. Господин Михельсон был очень недоволен политикой "Газпрома" в отношении среднеазиатских соседей. "Мы должны выбирать: либо мы боремся за каждый кубометр экспорта российского газа в Европу (в преддверии ожесточения конкуренции за этот рынок со стороны стран Северной Африки и Катара), либо вкладываем деньги в строительство газопроводной инфраструктуры в Туркмении и Узбекистане, как это делает 'Газпром', замещая в своей трубе российский газ туркменским и узбекским",- сказал господин Михельсон. Он, правда, поддержал монополиста в желании дифференцировать НДПИ, но потребовал от депутатов "принять закон о магистральном трубопроводном транспорте, который лежит в Думе уже третий созыв". В законе, по его мнению, нужно не только декларировать равный доступ к трубе, но и четко закрепить критерии этого доступа, а также основания, по которым в доступе можно отказать.
Наступление на "Газпром" продолжил председатель правления компании "Итера" Валерий Отчерцов. Он обвинил "Газпром" в том, что тот уже два года не подключает к системе газоснабжения недавно введенное компанией в эксплуатацию месторождение Береговое: "'Газпром' постоянно объявляет новые технические условия подключения, после того как были выполнены предыдущие условия. Это метод экономического удушения конкурента". Кроме того, он выразил недоумение тем, что "Газпром" постоянно повышает цены внутри России как на сам газ, так и на услуги по его транспортировке, однако не использует эти деньги для поддержания газотранспортной системы в должном состоянии - износ сетей уже превышает 56%. "Только наша компания за семь лет заплатила 'Газпрому' $4 млрд за транспортировку своего газа. Куда пошли эти деньги, куда направляются амортизационные отчисления?" - задавал глава "Итеры" риторические вопросы.
В кулуарах представители независимых производителей газа говорили о том, что сметная схема управления дочерними предприятиями "Газпрома" крайне неэффективна, он контролирует их доходы и расходы из московского офиса, перераспределяя централизуемую выручку по ему одному известным принципам. Подчеркивалось, что нынешнее финансовое благополучие компании зиждется лишь на высоких европейских ценах на экспортируемый газ (средняя цена в Европе достигла уже $130,8 за 1 тыс. кубометров). Прирост выручки газового концерна за счет благоприятной конъюнктуры цен оказался гораздо выше прироста прибыли от продаж и чистой прибыли. Кроме того, объем заимствований концерна постоянно увеличивается, составляет сейчас более $17 млрд и вряд ли будет снижаться: проект бюджета компании на 2004 год предполагает привлечение 150 млрд руб. кредитов, а выплатить в этом году "Газпрому" предстоит 172,8 млрд руб. А как только цены снизятся, финансово-экономическое положение "Газпрома" вряд ли можно будет назвать устойчивым.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"