Газовый
Форум

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям провела парламентские слушания "Состояние и перспективы развития газовой отрасли в Российской Федерации"


Из материалов, розданных к парламентским слушаниям "Состояние и перспективы развития газовой отрасли в Российской Федерации"

Открытое акционерное общество "ГАЗПРОМ"
Заместитель Председателя Правления
23 мая 2003 года

Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации
Председателю Комитета по бюджету и налогам
А.Д.Жукову

О законопроектах, внесенных Правительством Российской Федерации, по изменениям и дополнениям в Налоговый кодекс Российской Федерации

Уважаемый Александр Дмитриевич!

Открытое акционерное общество "Газпром" совместно со своими дочерними предприятиями, входящими в его систему, являются не только крупнейшими организациями в газовой промышленности Российской Федерации, но и крупнейшими налогоплательщиками. В соответствии с уставом и в целях обеспечения эффективного функционирования и развития Единой системы газоснабжения Российской Федерации, а также надежного газоснабжения потребителей Общество и его дочерние организации действуют как единый промышленно-финансовый комплекс.
Общество и его дочерние организации стабильно из года в год увеличивают налоговые платежи в бюджеты всех уровней. Так, в 2002 году было уплачено порядка 236 млрд. руб., в 2003 году планируется уплатить 2..(?) млрд. руб., а в 2004 году в условиях действующего законодательства - порядка 262,5 млрд. руб. (в том числе акциз по природному газу в размере 120,1 млрд. руб., экспортная таможенная пошлина по газу 27,0 млрд. руб., и НДПИ по газу в размере 18,5 млрд. руб.).
При этом следует иметь в виду специфику системы налогообложения газовой промышленности, которая характеризуется, прежде всего, ярко выраженной фискальной направленностью, состоящей в том, что основными видами взимаемых налогов являются оборотные налоги (НДС, акциз, экспортная пошлина, НДПИ), то есть налоги, которые уплачиваются в прямой зависимости от стоимости продукции, независимо от условий и результатов деятельности организаций, а также от величины произведенных расходов.
На такие налоги не распространяется действие межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, что является определенным препятствием для привлечения иностранных ннвестиций в газовую промышленность. Доля вышеперечисленных налогов в общей сумме налоговых платежей по системе ОАО "Газпром" составляет 86,6 процента, в том числе НДС - 20,7%, акциз - 47,7%, экспортная пошлина - 11,1%, НДПИ - 7,1 процента. Причем в течение последних лет идет четкая тенденция к увеличению их удельного веса в условиях, когда поставки природного газа на внутренний рынок при жестком государственном регулировании оптовых цен на газ являются убыточными.
По нашему мнению, действующая система налогообложения в газововой промышленности в числе других факторов не стимулирует в должной мере привлечение инвестиций в газовую промышленность, требуемых для поддержания на сложившемся уровне добычи газа, освоения новых месторождений, прокладки новых магистральных трубопроводов.
ОАО "Газпром" всегда поддерживало идею необходимости совершенствования системы налогообложения в газовой промышленности, основными направлениями которой, по нашему мнению, должно было стать не ухудшение действующего налогового окружения, а корректировка фискальной направленности сложившейся налоговой системы, стимулировании производственной деятельности и инвестиций и приведение системы налогообложения в соответствие с задачами развития конкурентных отношений в топливно-энергетическом секторе. При этом отрасль необходимо рассматривать всегда как единый неразрывный комплекс, состоящий из добычи, транспортировки и реализации продукции.
Однако, анализ внесенного Правительством Российской Федерации 8 мая 2003 года законопроекта по совершенствованию налогообложения в газовой промышленности показал, что вносимые предложения не только не будут способствовать развитию и расширению производства в данной отрасли, а приведут к резкому снижению инвестиционной привлекательности отрасли, ухудшению финансового положения предприятий, занятых как добычей природного газа и газового конденсата, так и транспортировкой газа, а также реализацией газа нероссийского происхождения.
В результате принятия предложений, кардинально изменяющих систему налогообложения в газовой промышленности, отрасль, имеющая особую социальную значимость для экономики страны и обеспечивающая выполнение международных обязательств Российской Федерации в газовой сфере, становится единственной отраслью, в которой в отличие от других отраслей народного хозяйства (в том числе и нефтяной) произойдет как абсолютное, так и относительное увеличение налоговой нагрузки.
Так, проведенные в ОАО "Газпром" расчеты показали, что налоговая нагрузка при новой системе налогообложения в целом по предприятиям системы ОАО "Газпром" исходя из показателей 2004 года возрастет на 4..(?) млрд. руб. при одновременной отмене акциза по природному газу в сумме 120,1 млрд. руб. и сниженин НДС в связи с уменьшением ставки (с 20% до 18%) на сумму 5,4 млрд. руб., а также снижении налога на прибыль на …(?) млрд. руб. (при уменьшении налога на прибыль по добывающим организациям на 7,3 млрд. руб. и увеличении налога на прибыль по ОАО "Газпром", экспортирующего природный газ, на сумму 4,9 млрд. руб. и по газотранспортным организациям на 0,1 млрд. руб.) и повышении:

  • экспортной пошлины по газу (повышение ставки с 5% до 20%) - на 81,1 млрд. руб. (с 27,0 млрд. руб. до 108,1 млрд. руб.);
  • НДПИ по газу - на 83,3 млрд. руб. (с 18,5 млрд. руб. до 101,8 млрд. руб.);
  • НДПИ по газовому конденсату - на 3,3 млрд. руб. (с 3,3 млрд. руб. до 6,6 млрд. руб.);
  • акциза по бензину и дизельному топливу - на 0,4 млрд. руб.;
  • налога на имущество - на 0,6 млрд. руб. (с 8,9 млрд. руб. до 9,5 млрд. руб.).

(Данные расчеты производились только по организациям, входящим в систему ОАО "Газпром", исходя из действующих цен газодобывающих организаций и тарифов газотранспортньых организаций, увеличенных на коэффициент инфляции, повышения государственных регулируемы цен на 20%, курса доллара США 32,6 рубля, уровня добычи природного газа 530 млрд. куб. м (в том числе нормативные потери в добыче 2,5 млрд. куб. м), поставок в дальнее зарубежье в размере 144,9 млрд. куб. м (в том числе в Балтию - 4,98 млрд. куб. м, поставки в Турцию по "Голубому потоку" - 3,.. (?) млрд, куб. м, газа казахского происхождения - 3,2 млрд. куб.), в Молдову - 1,6 млрд. куб. м, Белоруссию - 10,2 млрд. куб. и Украину - 26,0 млрд. куб. м.)

Повышение НДПИ по природному газу в 5,5 раза приведет к плановой убыточности добывающих организаций, лишит субъекты Российской Федерации уплачиваемого в настоящее время налога на прибыль, а также возможности осуществления этими организациями без поддержки материнской компании любых социальных и инвестиционных программ, в том числе позволяющих не только нарастить, но и сохранить добычу на прежнем уровне.
А повышение экспортной пошлины в 4 раза создаст невозможность восполнения за счет газа нероссийского (среднеазиатского) происхождения недостатка газа российского происхождения (добыча которого становится при новой системе налогообложения нерентабельной), поскольку при 20%-ной таможенной пошлине продажа безакцизного среднеазиатского газа будет убыточна даже при поставках в дальнее зарубежье. В этих условиях имеющие особое геополитическое значение интеграционные процессы в газовой промышленности практически будут сведены на нет, и фактически будут сорваны переговоры по заключению контрактов на покупку туркменского газа в размере 10 млрд. куб. м, так как дополнительные убытки ОАО "Газпром" по операции, связанной с покупкой и реализацией газа среднеазиатского происхождения, составят порядка 7 млрд. рублей.
Кроме того, из-за отмены льгот, обусловленных технологическими особенностями добычи сухого отбензиненного газа, и использования газа на технологические нужды, которые составляют по системе ОАО "Газпром" 1..(?) млрд. руб., произойдет сокращение источников финансирования добычи и транспортировки газа по системе ОАО "Газпром" на сумму 10,2 млрд. руб. (с учетом уменьшения налога на прибыль на 3,2 млрд. руб.).
При этом даже повышение государственных регулируемых цен на внутреннем рынке на 20% не только не позволит компенсировать дополнительную налоговую нагрузку в связи с изменением законодательства в части объемов газа, реализуемого на внутреннем рынке, и компенсировать затраты, вызванные инфляцией, но и приведет к дополнительным убыткам при реализации газа на внутреннем рынке на 7 млрд. рублей.
Аналогичная ситуация, а может быть еще более драматичная, сложится по независимым производителям, особенно разрабатывающих валанжинские залежи газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений, которые реализуют газ, в основном только на территории Российской Федерации и в действующих условиях освобождены от уплаты акцизов (в части реализаци сухого отбензиненного газа).
Учитывая вышеизложенные последствия, ОАО "Газпром" считает, что необходимо очень детально и взвешенно подойти к рассмотрению внесенных законопроектов в части изменения системы налогообложения в газовой промышленности и, прежде всего, не увеличивать налоговую нагрузку на стабильно работающие в сфере реального производства организации, не ухудшать инвестиционный климат отрасли, который должен способствовать увеличению налогооблагаемой базы путем вовлечения в добычу новых месторождений, а также разработки новых технологий, позволяющих достигать максимального извлечения природных ресурсов из действующи месторождений. В противном случае для нивелирования отрицательных последствий налоговых изменений, по нашей оценке, необходимо адекватное повышение государственных регулируемых цен на природный газ, либо произойдет абсолютное снижение добычи газа.
ОАО "Газпром" в указанных условиях рассматривает возможные варианты смягчения отрицательных последствий, внесенных Правительством Российской Федерации предложений в части налогообложения газовой промышленности. В целях недопущения плановой убыточности организаций, осуществляющих добычу углеводородного сырья, и выпадения налогооблагаемой базы в субъектах Российской Федерации по местам нахождения этих организаций, вероятно, будет принято решение о повышении оптовых цен на газ, закупаемый у этих организаций материнской компанией (ОАО "Газпром"), не менее чем в 2 раза. В связи с отменой льгот по газу на собственные технологические нужды газотранспортных организаций и повышением закупочных цен на газ возникнет необходимость повышения тарифов на транспортировку у газотранспортных организаций. Одновременно будут повышены отпускные цены на продажу газа торговым домам, которые являются в настоящее время плательщиками акцизов по реализации газа на внутреннем рынке. При этом у ОАО "Газпром" увеличатся затраты на покупку и транспортировку газа и сократится прибыль и налог на прибыль от реалнзации газа, а также возрастет возмещение НДС из бюджета по экспортным поставкам, которое будет осуществляться путем прямого возврата из бюджета. Следует иметь в виду, что ОАО "Газпром", являясь плательщиком акцизов и одновременно крупнейшим экспортером, получал при действующей системе налогообложения возмещение НДС по экспортным поставкам только путем зачета по акцизам. Эти действия позволят ОАО "Газпром" частично снивелировать негативные последствия налоговой реформы в газовой промышленности для предприятий системы ОАО "Газпром" на 7,8 млрд. рублей. Но даже при условии осуществления ОАО "Газпром" указанных выше шагов по смягчению последствий налоговой реформы налоговая нагрузка для организаций, входящих в систему ОАО "Газпром", по сравнению с действующими условиями возрастет на 33,0 млрд. руб., а с учетом необходимости компенсации затрат в размере 10,2 млрд. руб. в связи с ликвидацией льгот по сухому отбензиненному газу и газу на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций нагрузка возрастет на 43,2 млрд. рублей.
ОАО "Газпром" просит рассмотреть возможность недопущения увеличения налоговой нагрузки на организации системы ОАО "Газпром" на сумму 43,2 млрд. руб., в том числе по природному газу - на 39,9 млрд. руб. (как это продекларировано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту) и предлагает:

  • по налогу на добычу полезных ископаемых
    • установить вместо предлагаемой ставки НДПИ по природному газу 193 руб. специфическую ставку по природному газу в размере 117 руб. за 1000 куб. м (193 руб. - (39,9 млрд. руб.: 527,5 млрд. мЗ) = 117 руб.);
    • в целях стимулирования комплексного извлечения полезных ископаемых отменить дифференцированный подход при исчислении НДПИ по конденсату из газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений. Установить с 200.(?) года адвалорную ставку НДПИ на газовый конденсат, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей по нефтегазоконденсатным и газоконденсатным месторождениям в размере не более 17,5 процентов;
    • отменить НДПИ на нефть, добываемую из нефтяных оторочек нефтегазоконденсатных месторождений;
  • по экспортным пошлинам на природный газ
    • установить по аналогии с сырой нефтью порядок взимания экспортно пошлины с использованием специальной шкалы, определяющей размер экспортной пошлины в зависимости от уровня экспортных цен с установлением необлагаемого размера;
    • на газ нероссийского происхождения сохранить ставку экспортной пошлины в размере 5% от стоимости.

Б.Д. Юрлов
Примечание "ГФ": знак (?), встречающийся по тексту после цифровых показателей, означает, что точную цифру определить после копирования и сканирования документа не представлялось возможным.

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям провела парламентские слушания "Состояние и перспективы развития газовой отрасли в Российской Федерации"

29 мая 2003, RusEnergy

29 мая 2003 года Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям провела парламентские слушания "Состояние и перспективы развития газовой отрасли в Российской Федерации". Об этом сообщили RusEnergy в аппарате Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям.

Начиная широкое обсуждение этой важной темы, Комиссия уже приобрела значительный опыт в области законодательного обеспечения реформирования естественных монополий. Члены Комиссии рассматривали законы по реформе электроэнергетики, железнодорожного транспорта, вносили поправки к новой редакции закона "О связи". Газовая отрасль исходя из предметов ведения Комиссии - изначально в ее поле зрения. Выступая перед участниками слушаний, Председатель Комиссии М. Одинцов отметил, что работа Комиссии по этому направлению строилась системно, был проведен ряд мероприятий по рассмотрению состояния и проблем газовой отрасли и с представителями "Газпрома", и с участием независимых производителей газа.

Сегодняшние слушания, по словам М.Одинцова, определенный промежуточный этап в рамках подготовки к "круглому столу", который Комиссия проведет 18 июня 2003 года в рамках Петербургского экономического форума на тему: "Проблемы реформирования естественных монополий топливно-энергетического комплекса и перспективы законодательного регулирования их деятельности".

Как отметил М.Одинцов, слушания проходят после одобрения Энергетической стратегии России до 2020 года. В Стратегии указаны долгосрочные ориентиры для формирования правовых основ работы газовой отрасли.

Как подчеркнул М.Одинцов, наиболее важными целями и задачами развития газовой промышленности являются: стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ, развитие действующей Единой системы газоснабжения страны, совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью достижения наибольшей экономической эффективности ее работы, рациональное использование разведанных запасов газа, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы отрасли, ресурсо- и энергосбережение, комплексное использование всех ценных компонентов попутного и природного газа. "Мы понимаем, что достижение этих целей и решение этих задач требует взвешенного и грамотного подхода", - заявил Председатель Комиссии.

На сегодняшний день существует ряд принципиальных концепций формирования рынка газа. Они отражают позиции от предельно умеренных до крайне либеральных. Существуют концепция развития газового комплекса у независимых газовиков, предложения Федеральной Энергетической Комиссии по созданию федерального оптового рынка газа, правительственные предложения.

Как отметил М.Одинцов, на сегодняшний день диаметрально противоположенных расхождений по концепциям нет. Главное, по мнению М.Одинцова, чтобы диалог не уходил от содержания и не перетекал в политическое русло, потому как в конечном итоге и производители, и потребители, и политические силы заинтересованы в стабильной работе всей отрасли.

По мнению М. Одинцова, сегодня Совет Федерации может стать площадкой, на которой может проводиться дискуссия по подготовке предложений и обсуждению концепции реформирования газовой отрасли. Комиссия Совета Федерации готова создать условия для этой работы, организовывать ее как беспристрастный орган, заинтересованный только в экономическом результате, в создании государственного подхода к решению проблем газовой отрасли.


"Газпрому" не хватает денег
Компания подсчитывает убытки от новых налогов и тарифов

30 мая 2003, Коммерсант, Ирина Рыбальченко

Вчера на парламентских слушаниях "Состояние и перспективы развития газовой отрасли в РФ" заместитель председателя Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Олег Жилин спрогнозировал рост оптовых внутрироссийских цен на газ в 2004 году на 20%. В "Газпроме" считают, что такое повышение не позволит компании выйти даже на нулевой уровень рентабельности. В "Газпроме" обеспокоены и поправками к Налоговому кодексу - несмотря на рост тарифов, убытки "Газпрома" от налоговых нововведений только на внутреннем рынке оцениваются примерно в 7 млрд руб.

Цены на газ внутри России - традиционный предмет торга между газовиками и правительством. С одной стороны, при низких тарифах газ невыгодно добывать. По оценкам главы "Газпрома" Алексея Миллера, сейчас добыча газа рентабельна только на 30% месторождений. С другой стороны, резкие ценовые скачки на любые энергоносители приводят к всплеску инфляции. Поэтому правительство повышает тарифы постепенно.

По оценкам Олега Жилина, прозвучавшим вчера на парламентских слушаниях в Совете федерации, оптовые цены на газ в 2004 году вырастут на 20%. В результате в 2003-2005 годах индекс роста цен на газ составит 20-25%, цена для конечного потребителя к следующему году вырастет на 22 23%, перешагнув рубеж в $30 за 1 тыс. куб. м. В "Газпроме" предпочли "не заметить" прямого указания Владимира Путина, данного в последнем послании Федеральному собранию: президент ограничил тарифы естественных монополий границами общего роста цен, а цены в 2004 году, если верить правительству, никак не должны вырасти на 20%.

Вопрос о предельном повышении тарифов естественных монополий в 2004 году обсуждался вчера и в правительстве. По мнению министра экономического развития и торговли Германа Грефа, цифры еще могут быть скорректированы. Он также предположил, что рост тарифов на газ "может быть погашен" за счет увеличения налоговой нагрузки на "Газпром". Напомним, реформа налогообложения газовиков предусматривает отмену 30-процентного акциза на газ, увеличение экспортной пошлины с 5% до 20% и установление ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 193 руб. с 1 тыс. куб. м вместо нынешних 16,5% от стоимости.

"Газпром" уже подсчитывает убытки от налоговых нововведений. Так, в письме зампреда правления "Газпрома" Бориса Юрлова председателю думского бюджетного комитета Александру Жукову (его копия имеется в распоряжении Ъ) говорится, что четырехкратное повышение экспортной пошлины увеличит налоговые отчисления с нынешних 27 млрд руб. до 108 млрд руб., НДПИ по газу возрастет с 18,5 млрд руб. до 102 млрд руб., НДПИ по газовому конденсату - с 3,3 млрд руб. до 6,6 млрд руб., акциз по бензину и дизельному топливу - на 0,4 млрд руб., налог на имущество - на 0,6 млрд руб.

Расчеты сделаны исходя из курса доллара США 32,6 руб., поставок газа в дальнее зарубежье в объеме 144,9 млрд куб. м (в том числе в Балтию - 4,98 млрд, в Турцию по "Голубому потоку" - 3 млрд, газа казахского происхождения - 3,2 млрд куб. м), в Молдавию - 1,6 млрд, Белоруссию - 10,2 млрд и Украину - 26 млрд куб. м.

Более того, повышение экспортной пошлины, утверждает в письме господин Юрлов, может привести к срыву контрактов на закупку туркменского газа в объеме 10 млрд куб. м (напомним, соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли, предусматривающее закупку Россией туркменского газа, было подписано в апреле этого года президентами Владимиром Путиным и Сапармуратом Ниязовым). Безакцизный газ из Средней Азии должен восполнить недостаток газа на внутреннем рынке России. Однако при 20-процентной пошлине убытки "Газпрома" от закупок среднеазиатского газа составят около 7 млрд руб. При новой пошлине будут убыточны и поставки среднеазиатского газа в страны дальнего зарубежья.

"Газпром" будет пытаться смягчить последствия налоговой реформы. Компания допускает возможность повышения тарифов на транспортировку и роста отпускных цен на продажу газа торговым домам, которые сегодня платят акцизы на реализацию газа на внутреннем рынке. Но даже с учетом этих мер налоговая нагрузка на предприятия "Газпрома" по сравнению с действующими условиями возрастет более чем на 30 млрд руб.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"