Газовый
Форум

Санкт-Петербургский государственный горный институтут и ректор института Владимир Литвиненко подготовили свои предложения по реформированию газовой отрасли

"Газпром" нужно реструктурировать плавно, но решительно

28 марта 2003, Время новостей, Алексей Гривач

В распоряжении газеты "Время новостей" оказались предложения по реформированию газовой отрасли, подготовленные Санкт-Петербургским государственным горным институтом. Этот документ был направлен президенту страны ректором института Владимиром Литвиненко еще в середине января, о чем он тогда заявлял в интервью газете "Время новостей" (см. номер от 4 февраля). По сравнению с уже известными общественности концепциями Минэкономразвития и "Газпрома" эти предложения выглядят более конкретными и похожи на программу действий по реализации реформы. По содержанию они представляют собой синтез идей ведомства Грефа, газового монополиста и других производителей газа. Г-н Литвиненко сообщил газете "Время новостей", что под ними подписались независимые производители газа и нефтяные компании, планирующие развивать свой газовый бизнес.

"В силу того, что газовая отрасль является одной из несущих конструкций российской экономики, ее реформирование должно проводиться эволюционным путем", - говорится в документе. По мнению авторов, общий срок реформирования составит "не менее 8-10 лет". "Вместе с тем, - пишут они, - надо понимать, что реформирование газовой отрасли невозможно без реструктуризации "Газпрома". При этом отмечается, что ее "также необходимо провести плавно".

На первом этапе, который планируется завершить к 2006 году, г-н Литвиненко предлагает прежде всего "реализовать принцип перехода к раздельному учету затрат на добычу, транспортировку и реализацию газа". Для этого необходимо сформировать 100-процентные "дочки" концерна по видам бизнеса с сохранением за "Газпромом" "функций управляющей компании". Тем самым будет выполнено одно из фундаментальных требований Минэкономразвития о внутрикорпоративном разделении компании по основным направлениям деятельности. При этом основные фонды останутся на балансе головной компании, на чем всегда настаивало руководство "Газпрома", и будут сдаваться "дочкам" в аренду.

Одновременно уполномоченный орган (ФЭК) будет утверждать единые для всех игроков экономически обоснованные тарифы на транспортировку газа, в которых будет предусмотрена не только инвестиционная составляющая, но и норма прибыли. Гарантируются равные условия доступа к трубе и предоставление информации о наличии или отсутствии свободных мощностей со стороны ЦПДУ, которое войдет в транспортную "дочку". Авторы не исключают продажи "отдельных производственно-технологических комплексов (таких, как "Оренбурггазпром" или "Астраханьгазпром", в значительном объеме производящие непрофильную продукцию) с целью использования вырученных средств на инвестиционные нужды" в основных сферах деятельности.

Кроме того, предлагается создать двухсекторную модель рынка, где свободная торговля газом на первом этапе составит 10-20%. Причем "Газпром" получит право продавать по рыночным ценам не более 5% от лимитов поставок внутри страны, что на этот год составляет порядка 14 млрд кубов. Кроме того, площадки, где газ будет продаваться по свободным ценам, не должны входить в структуру "Газпрома", доступ независимых производителей к транспортным мощностям будет регулировать полномочный государственный орган. Но главное - составление баланса газа должно быть передано от "Газпрома" в Минэнерго и Минэкономразвития, которые будут это делать "публично и в соответствии с заявками потребителей".

На первом этапе должна быть проведена подготовительная работа к дальнейшему развитию рынка. В документах говорится о необходимости разработать порядок доступа не входящих в структуру "Газпрома" производителей газа к экспорту в страны ближнего и дальнего зарубежью. Причем если в отношении освоенных "Газпромом" рынков принцип единого экспортного канала предлагается сохранить, то поставки, к примеру, в Азиатско-Тихоокеанский регион с самого начала должны строиться как совместные "с учетом реального вклада" "Газпрома" и остальных участников в создание инфраструктуры.

Кроме того, должны быть разработаны поправки в российское законодательство, которые отменят право "собственности "Газпрома" на единую систему газоснабжения" и закрепят ее за государством. Они установят равную степень ответственности всех пользователей системы за надежность газоснабжения, а также перечень секторов и объектов стратегического и социального значения, снабжаемых газом по льготным ценам за счет дотаций из бюджета. До 2006 года нужно будет подготовить базу к либерализации рынка акций "Газпрома" и дифференцированного порядка налогообложения газодобычи в зависимости от геологических и климатических условий, а также степени выработки месторождений.

На втором этапе - в 2006-2010 годах - все эти идеи будут воплощены в жизнь. Вдобавок произойдет расширение свободного сектора газового рынка до 50--60% от общего объема поставок внутри страны. Правда, "Газпром" не сможет продавать по свободным ценам больше, чем остальные участники, вместе взятые. А на третьем, который предположительно завершится в 2013 году, транспортная составляющая выводится из "Газпрома", а газовая отрасль начинает функционировать так, как сейчас работает нефтяная. При этом отменяется госрегулирование цен на газ с сохранением за государством полномочий по утверждению транспортных тарифов.

Пока перспективы этих предложений не ясны. В правительстве о них знают, но официально они еще не рассматривались. Не исключено, что это произойдет в рамках подготовки согласованной программы реформирования отрасли, которую премьер поручил завершить к маю.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"