Газовый
Форум

Круглый стол РГО, посвященный вопросам реформы газовой отрасли

Доля независимых производителей газа в России к 2020 г. может составить около 25-27% - Язев

24 сентября 2003, НиК

К 2020 г. доля независимых производителей газа на рынке увеличится. Такое мнение высказал на пресс-конференции в Москве президент "Российского газового общества" Валерий Язев. По его словам, к 2020 г. в России доля независимых производителей может составить около 25-27% от общего количества участников на газовом рынке.

"Сейчас доля независимых производителей газа на рынке составляет 12-13%. В случае возрастания до 25-27% у независимых производителей будет сосредоточено 170-180 млрд куб. м газа", - сказал Язев.

Президент "Российского газового общества" также сообщил, что сейчас на рынке действуют такие независимые газовые производители как "Итера", "Новотек", "ЛУКОЙЛ", "Нортгаз", сообщает РИА "Новости".



В России может появиться газовая биржа - Язев

24 сентября 2003, НиК

Эксперты считают, что в России вслед за нефтяной биржей может появиться газовая биржа. "Мне кажется, что после того, как заработает нефтяная биржа, возможно и создание газовой биржи. Мне эта тенденция кажется позитивной. Биржевые правила торговли будут совмещаться с реальными продажами газа", - сказал на пресс-конференции в Москве президент "Российского газового общества" Валерий Язев.

Он отметил, что сегодня в России уже действуют два биржевых проекта, на основе которых в будущем могут быть созданы газовые биржи. Язев назвал "Межрегионгаз" и межрегиональную биржу нефтегазового комплекса. При этом Язев отметил, что "эти биржи существенно отличаются от всех, которые могут быть в перспективе на газовом рынке".

Президент "Российского газового общества" затруднился назвать сроки появления газовых бирж, отметив только, что сейчас "идет согласование позиций". Об этом сообщает РИА "Новости".



В случае раздела "Газпрома" тарифы на транспортировку для независимых производителей вырастут в 2 раза - Язев

24 сентября 2003, НиК

В случае раздела "Газпрома" тарифы на транспортировку газа для независимых производителей вырастут в два раза, считает президент "Российского газового общества" Валерий Язев.

"Если предложение министерства экономики о выделении газотранспортной системы из "Газпрома" действительно будет принято, то тарифы на транспортировку газа для независимых производителей возрастут почти в 2 раза - с 16 руб. за 1 тыс. куб. м до почти доллара за 1 тыс. куб. м", - сказал Язев на пресс-конференции в Москве.

По словам Язева, на проходившем в среду "круглом столе" по проблемам развития газового рынка России все участники, среди которых были и независимые производители газа, пришли к мнению, что "решение о разделе "Газпрома" является преждевременным".

"С точки зрения интересов государства расслоения "Газпрома" не должно быть. Зачем либерализовать рынок, потерять контроль, интегрировать, а потом вернуть на те позиции, которые Россия уже имеет", - заключил Язев. Об этом сообщает РИА "Новости".



Независимые газовики против раздела "Газпрома"

25 сентября 2003, Коммерсант, Дмитрий Бутрин

Вчера на "круглом столе" Российского газового общества (РГО), посвященном вопросам реформы газовой сферы, обсуждалась концепция реформы, подготовленная Минэкономразвития. Независимые производители, интересы которых защищает министерство, подвергли концепцию резкой критике даже без участия "Газпрома". По мнению "Итеры", "НОВАТЭКа" и "ЛУКОЙЛа", разделение "Газпрома" на транспортную и добывающую составляющие не нужно никому, кроме чиновников, а сама концепция настолько слаба, что на заседании правительства 26 сентября ее обсуждать не стоит.

Сначала "круглый стол" РГО планировался как последняя дискуссия накануне обсуждения концепции МЭРТа в правительстве. Но из-за занятости Михаила Касьянова заседание правительства было перенесено на пятницу, что повлияло на состав участников. Не смогли приехать глава "Нортгаза" Фархад Ахметов и президент "Итеры" Игорь Макаров, а также соавтор концепции замглавы МЭРТа Андрей Шаронов. К тому же, чтобы избежать обвинений в организации "антиправительственного выступления", "Газпром" отменил выступление на заседании зампреда правления Александра Рязанова.

Но и в отсутствие ряда первых лиц результаты дискуссии получились удивительными для МЭРТа. Независимые производители газа подвергли критике концепцию министерства без всякого участия "Газпрома". Так, выяснилось, что практически никто из участников не поддерживает идею МЭРТа о выделении из "Газпрома" транспортной составляющей. Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Юрий Сторожев счел, что такое выделение не решит ни одной из задач, заявленных в концепции, а независимые производители и без этого готовы инвестировать в развитие газопроводной сети свои средства. Президент РГО Валерий Язев заявил напрямую, что идея раздела "Газпрома" на деле является попыткой передела собственности в газовой сфере, поддерживаемая "крупными ФПГ, в том числе транснациональными".К тому же на "круглом столе" отмечалось, что выделение транспортной составляющей увеличит тариф для негазпромовских производителей с нынешних $0,53-0,55 за прокачку 1 тыс. куб. м газа на 100 км минимум до $1, и это ударит в первую очередь по новым газовым компаниям.

В кулуарах же говорились еще более интересные вещи. Так, представитель газовой компании заявил "Ъ", что концепция МЭРТа направлена на создание системы, аналогичной сложившейся вокруг экспорта нефти, и сетевая компания изначально создается как источник коррупции. "С "Газпромом" можно вести переговоры - они понимают, как работает газовый бизнес, он у них совершенно тот же. А о чем говорить с чиновниками в новой компании? Они просто приватизируют ресурс, и все", - сказал собеседник "Ъ". А директор Института энергетических исследований РАН Алексей Макаров заявил, что мировой тенденцией является интеграция сетевого хозяйства на либерализованных рынках - США, Канаде, Великобритании. "Непонятно, какие задачи решит раздел "Газпрома", когда мир идет в другую сторону", - резюмировал он.

"Газпром", на заседании представленный лишь экспертами, на "круглом столе" также критиковался, но в основном за агрессивность в борьбе за активы и проблемы с доступом газа в газопроводы. Однако в основном в борьбе с МЭРТом собравшиеся были на стороне "Газпрома". Так, председатель правления "НОВАТЭКа" Игорь Михельсон заявил о необходимости создания скоординированного плана ввода в строй новых газовых месторождений и инфраструктуры - идеи, давно лоббируемой "Газпромом". В концепции МЭРТа этот вопрос решается на уровне саморегуляции.

В целом же концепция, как заявил на итоговой пресс-конференции господин Язев, "перечисляет проблемы, стоящие перед отраслью, но совершенно не говорит, как их будут решать". По его мнению, структурная реформа отрасли должна решаться не постановлениями правительства, а на законодательном уровне, как в случае РАО "ЕЭС России".

Кроме того, по его словам, выработка единой концепции реформирования "в одном большом томе" вредит самой реформе, так как все актуальные предложения по вопросам газового рынка просто тормозятся - до утверждения единой стратегии. Поэтому, считает Валерий Язев, лучше обсуждать реформу по частям, причем не только правительством, но и производителями, и потребителями газа: все равно в концепции МЭРТа "ответы на актуальные вопросы отрасли отсутствуют".



Вопрос "О структурных изменениях в газовой отрасли", предполагаемый к рассмотрению правительством на заседании 26 сентября 2003 года, снят с повестки дня

29 сентября 2003, Нефтегазовая вертикаль, президент Союза независимых производителей газа Виктор Баранов

Вопрос "О структурных изменениях в газовой отрасли", предполагаемый к рассмотрению правительством на заседании 26 сентября 2003 года, снят с повестки дня. Тем самым удовлетворена просьба А.Миллера о переносе обсуждения в связи с недостаточной подготовкой.

На сегодняшний день газовая отрасль остается наименее рыночным сектором российского ТЭКа. Несмотря на то, что разговоры о необходимости ее реформирования ведутся не один год, каких либо преобразований не наблюдается. В последнее время заметно активизировались усилия, направленные на формирование в России реального рынка газа. Разработано несколько вариантов концепций - Министерством экономического развития и торговли, Федеральной энергетической комиссией, Российским союзом промышленников и предпринимателей.

В декабре прошлого года Союз независимых производителей газа представил свою Концепцию реформирования газовой отрасли РФ, в которой исходит из того, что основной задачей стратегического развития отрасли является создание равных условий деятельности для всех участников газового рынка России при равной ответственности.

В силу того, что газовая отрасль является одной из несущих конструкций российской экономики, ее реформирование должно проводиться эволюционным путем, исключающим резкие изменения экономико-организационной структуры отрасли. Вместе с тем надо понимать, что реформирование газовой отрасли невозможно без реструктуризации ОАО "Газпром", которую также необходимо провести плавно. Речь идет о преобразованиях, которые в течение ближайших десяти лет позволят сформировать в России полноценный рынок газа и привлечь серьезные инвестиции в российскую газовую промышленность.

На данном этапе целесообразно внутри монополии Газпрома выделить в отдельный самостоятельный бизнес транспорт, добычу и продажу газа, финансово их обособить. Для этого необходимо формирование газодобывающих, транспортной и сбытовой компаний на первом этапе в рамках единого "Газпрома" (в форме его 100% дочерних структур), а затем в перспективе и полного обособления. В конечном итоге транспортными мощностями должно распоряжаться государство.

Опасения Газпрома, что подобное разделение приведет "к неконтролируемому возрастанию системных рисков, в том числе дезорганизации работы единой системы газоснабжения", на мой взгляд, необоснованны.
Напротив, обособление транспортной составляющей позволит обеспечить прозрачность информации о наличии доступа к газотранспортной системе, изменить саму систему доступа к ГТС с разрешительной на уведомительную, что увеличит инвестиционную привлекательность отрасли.

Проблемы доступа к трубе законодательно не существует. Есть постановления правительства РФ "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром" от 14.06.97 и "Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам" от 03.05.01.
Однако на деле доступ независимых компаний к газотранспортной системе осуществляется по остаточному принципу. Основным мотивом отказа в доступе независимым компаниям являются технологические ограничения магистральных трубопроводов, загруженность системы по определенным маршрутам прокачки. Проверить это сложно из-за той же непрозрачности информации.

Независимые производители готовы участвовать в финансовых расходах по поддержанию в рабочем состоянии и развитию газотранспортной системы.
Однако они не должны участвовать в реконструкции ГТС, эксплуатация которой в течение длительного периода осуществлялась единолично Мингазпромом, далее государственным концерном "Газпром" и ОАО "Газпром". При этом имело место хроническое и значительное недофинансирование работ по реконструкции ГТС. С началом добычи газа независимыми производителями их участие должно осуществляться через тарифы на газотранспортную работу.

Мы предлагаем предусмотреть в транспортном тарифе инвестиционную составляющую, которая будет строго целевым образом направляться на развитие ГТС. Часть денег могла бы поступать на эти цели и с экспортной выручки независимых компаний.

На сегодня транспортный тариф рассчитывается и предлагается Газпромом к утверждению ФЭК. Ее решения вызывают вопросы у независимых производителей. "Газпромовцы" уверяют, что транспортировка приносит убыток. По разъяснениям ФЭК, Газпром сначала сводит затраты своих транспортных "дочек", добавляет к ним общесистемные расходы и необходимые инвестиции и на основании этих данных рассчитывает тариф. Но как реально формируются транспортные затраты не знает никто.
С 1 августа 2003 года транспортный тариф для независимых производителей был увеличен на 20%.
Союз независимых производителей газа считает, что транспортный тариф должен быть единым для всех участников газового рынка. И в этом вопросе наша позиция совпадает с Концепцией МЭРТа РФ.

Что касается участия независимых производителей газа в экспорте, то мы признаем и поддерживаем сохранение за Газпромом статус единого оператора экспортного канала - через Газэкспорт. Но надо дать возможность независимым газодобытчикам сдавать на комиссию часть своей добычи в согласованных пропорциях. Часть полученных денег от экспортных операций независимые производители также могли направлять на содержание газотранспортной системы.

Когда мы говорим о равной ответственности независимых производителей за газообеспечение внутри страны, мы имеем в виду следующее. Независимые компании готовы взять на себя газоснабжение не только платежеспособных клиентов, но и социальную инфраструктуру - ЖКХ, военных и т.д. И нести ответственность за выполнение заключенных договоров. Пример тому - деятельность "ИТЕРЫ" в Свердловской области.

Для создания действительно равных условий для всех участников российского газового рынка необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в федеральный закон "О газоснабжении в Российской федерации", которые должны устранить монопольное положение ОАО "Газпром". Вернуть в ведение Минэнерго РФ функции государственного регулирования, связанные с определением потребности государства в газе, составлением балансов добычи газа, рассмотрения и утверждения технологических схем разработки месторождений. Снять с ОАО "Газпром" ответственность за газоснабжение страны и разделить ее между всеми производителями газа.

Внести изменения в Постановление правительства "Об обеспечении доступа независимых организаций к ГТС ОАО "Газпром" для действительно недискриминационного доступа к газотранспортной системе и газораспределительным сетям.

Мы предлагаем также внести изменения и дополнения в "Налоговый кодекс Российской Федерации" в части изменения наологообложения в газовой отрасли, позволяющего сделать рентабельной добычу газа из газоконденсантных, газонефтяных, газоконденсантнонефтяных залежей, в том числе нефтяного попутного газа.

Предлагаемые меры позволят создать все предпосылки свободного выбора покупателем и поставщиком своих партнеров, направлений транспортировки газа, а также торговли свободными транспортными мощностями.

В заключении несколько слов по поводу публикаций, появившихся в последние два дня в газете "Коммерсант" и "Независимая газета" по итогам работы круглого стола Российского газового общества, посвященном вопросам реформы газовой отрасли.

Категоричность и достоверность изложения оставляю на профессиональной совести корреспондентов, но прокомментировать некоторые моменты считаю необходимым.

Складывается впечатление, что предпринимается осознанная попытка противопоставить позиции независимых производителей и Минэкономразвития.
Нужно четко разграничивать понятия "выделять" и "разделять". В вопросе выделения в Газпроме транспортной составляющей взгляды независимых производителей газа совпадают с концепцией МЭРТ (цитата из статьи "Независимые газовики против раздела "Газпрома", "Коммерсант", 25 сентября 2003 года: "Независимые производители газа подвергли критике концепцию министерства… Так выяснилось, что практически никто из участников не поддерживает идею МЭРТа о выделении из "Газпрома" транспортной составляющей").
Далее. Когда приводится заявление председателя правления ОАО "НОВАТЭК", который, кстати, не Игорь, а Леонид Михельсон, о "необходимости создания скоординированного плана ввода в строй новых газовых месторождений и инфраструктуры" как "идеи, давно лоббируемой "Газпромом" - позволю себе с этим не согласиться. Авторами идеи и активными ее пропагандистами являются именно независимые производители газа.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"