Газовый
Форум

МАП готов подхватить упавшее знамя газовой реформы

13 мая 2003, Бюро Правовой Информации (БПИ), Логвинов Максим.

До сих пор считалось, что наиболее радикальным реформатором газовой отрасли является Минэкономразвития. Именно там разрабатывались схемы выделения из состава "Газпрома" газотранспортной составляющей, предлагались различные варианты создания и функционирования рынка природного газа. Но, встретив жесткое неприятие своих инициатив со стороны руководства газовой монополии, Минэкономразвития пошло на существенный компромисс: отказалось от раздела "Газпрома", а рынок будет создаваться на условиях и в интересах монополиста. Однако оказалось, что почти упавшее знамя газовой реформы готово подхватить другое ведомство – министерство по антимонопольной политике. Заместитель министра Анатолий Голомолзин рассказал БПИ о новых антимонопольных законодательных инициативах своего ведомства в сфере доступа к газо- и нефтетранспортной системам.

В 2003 году МАП намерен выступить с инициативой внесения значительных изменений в действующее антимонопольное и отраслевое законодательство в целях предотвращения дискриминации естественными монополиями независимых игроков при их доступе к объектам инфраструктуры ТЭК. В частности, по словам заместителя министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Анатолия Голомолзина, планируется разработать и вынести на рассмотрение Правительства правила доступа на рынки и правила их функционирования, а также типовые договоры на оказание услуг субъектами естественных монополий при доступе независимых производителей к транспортной инфраструктуре.

По информации МАП, только в прошлом году государственный регулятор выявил более 1 тыс. злоупотреблений естественными монополиями своим доминирующим положением на рынке ТЭК. При этом федеральные отраслевые органы управления при рассмотрении спорных вопросов зачастую занимают позицию одной из сторон, той, которая и является эксплуатантом инфраструктуры. Данное положение, по мнению министерства, возникает, во-первых, из-за законодательного неурегулирования вопросов доступа к инфраструктуре, а во-вторых, и по причине участия госструктур в управлении предприятиями производственной инфраструктуры монополий. Поэтому при решении споров между субъектами естественных монополий и независимыми производителями, отраслевые ведомства исходят не из принципа обеспечения недискриминационности, а из «понимания целесообразности», - заявил Голомолзин. Целесообразность же рассматривается с точки зрения интересов владельца монополии.

Как отмечают в министерстве, нефтяные компании, получающие в ходе добычи жидких углеводородов еще и попутный газ, не имеют возможности его реализовывать с достаточной долей рентабельности из-за того, что ГПЗ им отказывают в приобретении данного сырья по рыночной цене, а реализовывать его на других рынках сбыта внутри страны невозможно из-за отсутствия доступа к газотранспортной инфраструктуре. С подобными же проблемами сталкиваются и другие независимые от «Газпрома» производители газа.

Существующий порядок доступа к газопроводам, по словам Голомолзина, предполагает наличие свободных мощностей, однако на практике возникают сложности при определении их объема. Фактическое же монопольное положение «Газпрома», по его словам, создает предпосылки к "манипулированию информацией об объемах свободных мощностей" и не позволяет независимым производителям в случае отказа в транспортировке газа по техническим причинам, оспорить данное решение монополиста. В связи с необходимостью изменения существующего положения, в 2003 году МАП планирует разработать и вынести на обсуждение правительства проект "Концепции развития рынка газа". В рамках реализации данного документа МАП также готовит ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства, регламентирующего правила доступа к "газовой трубе". В частности планируется регламентировать в нормативных документах "порядок сбора и использования общей для всех участников газового рынка информационной базы по существующим свободным трубопроводным мощностям и величиной их загрузки". Также, по словам замминистра, предполагается регламентировать порядок подачи заявок поставщиками на использование газотранспортных мощностей и условия их удовлетворения.

Также значительное количество нарушений МАПом было выявлено в предоставлении доступа к системам магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ. По словам Голомолзина, действующие нормативно-правовые акты устанавливают лишь "рамочные условия использования магистральных трубопроводов". При этом деятельность в данной сфере регламентируется еще целым рядом ведомственных нормативных актов, которые зачастую даже не имеют регистрации в Минюсте. Основным же документом, устанавливающим правоотношения в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, является договор, заключенный ОАО "АК "Транснефть" в отдельности с каждым хозяйствующим субъектом, пользующимся услугами данной компании по транспортировке нефти. По мнению замминистра, это не позволяет обеспечить недискриминационного подхода в отношении малых и средних нефтедобывающих компаний.

Поэтому, как отметил господин Голомолзин, возникла необходимость регламентации правоотношений, закрепляемых сейчас в договорах, в нормативно-правовом документе федерального уровня, что, по словам замминистра, обеспечит создание условий недискриминационного доступа к экспортным мощностям. Основной отличительной особенностью разрабатываемого МАПом документа, по его словам, является регламентация процесса формирования графиков транспортировки нефти, его увязка с формированием внутрироссийских балансов добычи и распределения нефти, рассмотрения и исполнения заявок на поставку продукции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"