Газовый
Форум
тексты распоряжения и стратегии были опубликованы на сайте Правительства РФ 05 сентября 2003 г

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 августа 2003 г. № 1234-р

1. Утвердить Энергетическую стратегию России на период до 2020 года (прилагается).

2. Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минатому России и МПР России осуществлять контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Энергетической стратегией России на период до 2020 года, и ежегодно, в I квартале, представлять в Правительство Российской Федерации соответствующий доклад.

3. Минэкономразвития России и Минэнерго России при подготовке плана действий Правительства Российской Федерации по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период включать в него мероприятия, предусмотренные Энергетической стратегией России на период до 2020 года.

4. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться Энергетической стратегией России на период до 2020 года при разработке и реализации мер государственного регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса, а также при разработке региональных энергетических программ.

Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов


Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (выдержка)

полный текст стратегии в формате .DOC (Word) /1.07 Mb

* * *

VI. Перспективы развития топливно-энергетического комплекса

* * *

3. Газовая промышленность

Стратегическими целями развития газовой промышленности являются:

  • стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ;
  • развитие единой системы газоснабжения и ее расширение на восток России, усиление на этой основе интеграции регионов страны;
  • совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью повышения экономических результатов ее деятельности и формирования либерализованного рынка газа;
  • обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета и стимулирование спроса на продукцию смежных отраслей (металлургии, машиностроения и других);
  • обеспечение политических интересов России в Европе и сопредельных государствах, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач:

  • рациональное использование разведанных запасов газа, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы отрасли;
  • ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь и снижение затрат на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче и транспорте газа;
  • комплексное извлечение и использование всех ценных компонентов попутного и природного газа;
  • формирование и развитие новых крупных газодобывающих районов и центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на полуострове Ямал и на шельфах арктических и дальневосточных морей;
  • развитие газоперерабатывающей и гелиевой промышленности;
  • развитие газотранспортной инфраструктуры для использования возможности освоения новых газодобывающих районов и диверсификация экспортных поставок газа.

Перспективные уровни добычи газа в России будут в основном определяться теми же факторами, что и нефти, однако большее значение будут иметь внутренние цены на газ.

Прогнозируемые объемы добычи газа в стране будут существенно различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития России. При оптимистическом и благоприятном вариантах развития добыча газа в России может составить примерно 645 - 665 млрд. куб. м в 2010 году и возрасти до 710 - 730 млрд. куб. м к 2020 году. При умеренном варианте добыча газа прогнозируется в объеме до 635 млрд. куб. м в 2010 году и до 680 млрд. куб. м к 2020 году. При развитии событий по критическому варианту добыча газа в стране начнет сокращаться уже в ближайшее время и стабилизируется до 2010 года на уровне 555 - 560 млрд. куб. м в год. И лишь во втором десятилетии начнется рост добычи газа с достижением к 2020 году уровня первой половины 90-х годов (610 млрд. куб. м).

Конкретные объемы добычи газа будут уточняться в зависимости от экономического спроса на энергоресурсы, уровня регулируемых государством цен на газ, объемов инвестиционных ресурсов, динамики либерализации внутреннего рынка газа и темпов реформирования газовой отрасли.

Необходимо отметить, что в рассматриваемой перспективе ожидается существенный рост объемов добычи газа независимыми производителями с 73 млрд. куб. м (12 процентов) в настоящее время (2002 год) до 105 - 115 млрд. куб. м (17 процентов) в 2010 году и 140 - 150 млрд. куб. м (20 процентов) в 2020 году. При этом добыча газа открытого акционерного общества "Газпром" возрастет с 522 млрд. куб. м в 2002 году до 580 - 590 млрд. куб. м в 2020 году, или на 11 - 13 процентов.

Добыча газа будет осуществляться и развиваться как в традиционных газодобывающих районах, основным из которых является Западная Сибирь, так и в новых нефтегазовых провинциях в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на европейском севере (включая шельф арктических морей) и полуострове Ямал.

К настоящему времени базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в значительной мере уже выработаны (Медвежье на 75,6 процента, Уренгойское (сеноман) на 65,4 процента, Ямбургское (сеноман) на 54,1 процента). В 2002 году на месторождениях с падающей добычей получено свыше 80 процентов газа в России.

Основным газодобывающим районом страны на рассматриваемую перспективу остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 72 процента всех запасов России. Для поддержания добычи на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, а также принятия дополнительных мер по использованию остающегося на них низконапорного газа потребуются новые технологические решения и значительные дополнительные средства. В период до 2010 года компенсация падения добычи газа будет обеспечиваться в основном за счет освоения новых месторождений этого района и подготовленных к освоению горизонтов и площадей разрабатываемых месторождений.

Стратегическим приоритетным регионом добычи газа на долгосрочную перспективу станут полуостров Ямал, а также акватории северных морей России. Освоение месторождений этого региона требует значительных объемов инвестиций в связи с удаленностью от существующей системы магистральных газопроводов, необходимостью решения ряда сложнейших задач в области сооружения скважин и газопромысловых объектов в зоне многолетне-мерзлых грунтов, прокладки газопроводов, внедрения новых технологических решений и технологий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в объективно сложных условиях Заполярья.

При благоприятных внешних и внутренних условиях добыча газа в Западной Сибири может составить 565 млрд. куб. м в 2010 году и 520 - 540 млрд. куб. м в 2020 году. При критическом варианте добыча газа на Ямале откладывается на более поздние годы, а общая добыча в Западной Сибири стабильно снижается в течение всего рассматриваемого периода.

Другим крупным районом газодобычи в 2010 - 2020 годах станет Восточная Сибирь. Здесь, а также в районах Дальнего Востока добыча газа будет развиваться на базе освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), месторождений углеводородов в Красноярском крае, а также шельфовых месторождений на Сахалине. Развитие газовой промышленности в этом регионе будет исходить из приоритетности поставок газа российским потребителям, создания максимально благоприятных условий для социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, координации и оптимизации перспективных проектов освоения месторождений и транспортировки газа, повышения надежности газоснабжения страны в целом посредством расширения единой системы газоснабжения на Восток.

При благоприятных условиях ежегодная добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может увеличиться до 50 млрд. куб. м к 2010 году и до 110 млрд. куб. м к 2020 году. При умеренном и критическом вариантах добыча газа будет составлять примерно 25 - 30 млрд. куб. м в 2010 году и 55 - 95 млрд. куб. м в 2020 году.

В европейской части России добыча газа прогнозируется в объеме 40 млрд. куб. м в 2010 году и 65 - 85 млрд. куб. м в 2020 году.

Наряду с освоением крупных месторождений целесообразно вовлекать в разработку и так называемые "малые" месторождения газа, прежде всего в европейской части страны. По оценкам, только в Уральском, Поволжском и Северо-Западном регионах на этих месторождениях можно ежегодно добывать до 8 - 10 млрд. куб. м газа.

Независимые производители будут развивать и наращивать добычу газа в первую очередь на Яро-Яхинском, Юрхаровском, Таркосалинском (Западная Сибирь), Хвалынском (Северный Каспий), Ковыктинском и Чаяндинском (Восточная Сибирь и Дальний Восток) месторождениях.

Необходимость освоения новых сложных месторождений газа и формирования соответствующей инфраструктуры при ухудшении географических, геологических и природно-климатических условий добычи, а также увеличение дальности транспорта будут негативно сказываться на экономических показателях работы организаций по добыче и транспортировке газа.

Из общего количества запасов разрабатываемых месторождений более 2,6 трлн. куб. м (в том числе 1,2 трлн. куб. м по ачимовским отложениям) относятся к глубокозалегающим горизонтам. Кроме того, только по базовым месторождениям Надым-Пур-Тузовского региона на завершающей стадии разработки в продуктивных пластах останется до 15 процентов от суммарных запасов низконапорного газа, который должен стать основным сырьем и энергоносителем этого региона (для газопереработки, газохимии, местной и региональной энергетики). Из 10,3 трлн. куб. м неразрабатываемых запасов газа 1,7 трлн. куб. м приходится на не введенные в разработку месторождения сеноманских отложений, 5,8 трлн. куб. м сосредоточено на полуострове Ямал, остальные запасы в основном рассредоточены по небольшим месторождениям и глубокозалегающим горизонтам. Для вовлечения их в разработку потребуется перевооружение отрасли с привлечением значительных инвестиций.

Все это потребует резкого роста инвестиционных затрат и увеличения эксплуатационных издержек при добыче и транспортировке газа, что вызовет объективно необходимый рост цен на него.

Исходя из социальных и экономических критериев, приоритетными направлениями использования природного газа являются коммунально-бытовые потребности с соответствующим развитием газификации, государственные нужды (оборона, резервы и другие), обеспечение нетопливных нужд (производство минеральных удобрений, сырья для газохимии) и поставки газа по долгосрочным контрактам на экспорт.

Поддержка переориентации использования газа с топливных на сырьевые цели обеспечит рост производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Необходимы меры специальной поддержки инвестиций как в развитие газоперерабатывающих (комплексное извлечение всех добываемых углеводородных и неуглеводородных компонентов природного и попутного нефтяного газа), так и газохимических производств (включая производство минеральных удобрений). При освоении гелийсодержащих месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока потребуется развитие гелиевой промышленности и строительства ряда крупных газоперерабатывающих заводов и подземных хранилищ гелиевого концентрата в Иркутской области, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия).

Техническая модернизация и реконструкция действующих газоперерабатывающих заводов будут направлены на повышение извлечения ценных компонентов из газа, рост экономической эффективности и экологической безопасности предприятий. В целом объем переработки газа увеличится более чем в 2 раза. В результате углубления переработки углеводородных ресурсов намечаются рост производства моторного топлива, сжиженных газов и серы, получение полиэтилена и при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка - метанола. Также в 1,5 - 2 раза возрастет использование природного газа - метана на нетопливные нужды.

Реализация указанных направлений использования газа потребует формирования соответствующей нормативно-правовой базы.

Для подачи газа потребителям в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и обеспечения его транзита потребуются существенное развитие в регионе газотранспортных систем и их соединение с единой системой газоснабжения.

Продолжится газификация регионов России, в том числе крупных промышленных центров южной части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Важное место в структуре топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей сохранит сжиженный газ, потребление которого прогнозируется увеличить в 1,2 - 1,3 раза.

В газовой промышленности с целью повышения эффективности ее функционирования предусматривается развитие научно-технического прогресса, и в частности использование прогрессивных технологий бурения, добычи, переработки и потребления газа, совершенствование газотранспортной системы, повышение энергоэффективности транспортировки газа, систем аккумулирования его запасов, а также технологий сжижения газа и его транспортировки.

Приоритетными направлениями научно-технического прогресса являются:

  • разработка оборудования и современных технологических установок в блочно-комплектном исполнении для объектов добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья;
  • разработка конструкций высоконадежных скважин для освоения, в первую очередь, сложнопостроенных месторождений полуострова Ямал и Прикаспия;
  • разработка и внедрение техники и технологий капитального ремонта эксплуатационных скважин без задавки продуктивного пласта;
  • создание и внедрение методов надежной ликвидации скважин с целью снижения риска возникновения экологической нагрузки на недра и окружающую среду;
  • использование технологии и техники обратной закачки газа или других агентов в пласт при эксплуатации месторождений, а также переход к низкотемпературным процессам;
  • создание и освоение техники и технологии для прокладки морских газопроводов на мелководье и больших глубинах, необходимых для освоения месторождений акватории Обско-Тазовской губы и полуострова Ямал;
  • реализация технологии повышения эффективности создания и эксплуатации подземных хранилищ газа;
  • внедрение техники и технологии сжижения природного газа и его транспортировки, включая "пик шевинг" - установку для снятия пиковых нагрузок;
  • разработка в ближайшие годы техники и технологии конверсии природного газа в жидкофазные продукты (синтетическая нефть, бензин, дизельное топливо и другие);
  • создание высоконадежных стойких к коррозии труб для магистральных газопроводов на базе новых трубных сталей и полимерных материалов с целью существенного продления межремонтного периода их эксплуатации.

Достижение намечаемых уровней добычи газа в стране и соответствующего развития геолого-разведочных работ и транспортной инфраструктуры (включая строительство новых магистральных трубопроводов на востоке России) требует значительного роста привлекаемых в отрасль инвестиций. При этом основным источником капитальных вложений будут собственные средства компаний, а также кредитные средства, в том числе на условиях проектного финансирования.

Расчеты показывают, что обеспечение необходимого роста инвестиций требует повышения цен на газ до 40 - 41 доллара США за 1000 куб. м к 2006 году и (прогнозно) до 59 - 64 долларов США за 1000 куб. м в 2010 году (без НДС, оплаты транспортировки газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг).

Предусматриваемая сценарными условиями социально-экономического развития страны динамика роста цен на газ в период до 2006 года несколько отстает от указанных ориентиров. При отсутствии компенсации складывающегося дефицита инвестиций в последующий период возрастет риск недостаточного развития отрасли, что может потребовать увеличения импорта газа из центрально-азиатских государств или ограничения его экспорта.

С целью надежного удовлетворения потребностей экономики страны в газе, повышения эффективности функционирования и развития газовой промышленности необходимо осуществление долгосрочной государственной политики, предусматривающей:

  • совершенствование недропользования и налогообложения в целях создания условий и стимулов для наращивания добычи и разработки новых газовых месторождений, в том числе малых и средних, эксплуатации месторождений на поздних стадиях разработки и с трудноизвлекаемыми запасами газа;
  • обеспечение благоприятного режима развития газовой отрасли за счет создания условий для реализации производственного и инвестиционного потенциала всех субъектов газового рынка, в том числе независимых производителей газа;
  • получение максимальной выгоды от экспорта газа и сокращение возможных потерь экспортной выручки от перехода к спотовой торговле газом в Европе путем сохранения единого канала экспорта природного газа и заключения долгосрочных контрактов;
  • государственную поддержку взаимовыгодных долгосрочных контрактов на импорт природного газа, позволяющих обеспечить экономию собственных ресурсов и повысить надежность обеспечения углеводородным сырьем российских потребителей, потребителей стран - участников Содружества Независимых Государств и стран дальнего зарубежья;
  • совершенствование форм организации и участия государства в управлении газовой отраслью, максимальную регламентацию мер государственного регулирования и повышение их эффективности;
  • формирование и развитие рынка газа на основе создания равных условий для всех производителей и потребителей газа.

Реформирование внутреннего рынка газа будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и носить плавный, поступательный характер. При этом предусматривается:

  • поэтапное повышение цен на газ на внутреннем рынке, переход к реализации газа по рыночным ценам для обеспечения самофинансирования субъектов рынка, объективной оценки потребительских свойств газа;
  • переход от регулирования оптовой цены на газ к установлению единого для всех производителей газа тарифа за его транспортировку;
  • предоставление потребителям газа адаптационного периода для приспособления к меняющимся условиям функционирования рынка газа;
  • защита социально чувствительных категорий потребителей от резких колебаний цен на газ;
  • развитие инфраструктуры внутреннего рынка для перехода на реализацию газа по рыночным ценам;
  • создание условий для развития независимых производителей газа;
  • создание условий для формирования недискриминационного доступа к системе магистральных газопроводов всех участников рынка;
  • в среднесрочной перспективе сохранение единой системы газоснабжения в качестве единого инфраструктурного технологического комплекса, ее развитие за счет сооружения и подключения к ней новых объектов любых форм собственности (в том числе на основе долевого участия);
  • создание условий для формирования конкуренции в тех сегментах газового рынка, где это возможно и экономически целесообразно (сбыт, добыча и хранение газа в подземных хранилищах), что обеспечит в перспективе снижение издержек, повышение эффективности и качества услуг, оказываемых субъектами рынка.

Результатом государственной политики в области развития газовой отрасли должно стать максимально эффективное, надежное и сбалансированное обеспечение потребностей страны в газе на основе развития предпринимательства, либерализации рынка газа при планомерном снижении государственного регулирования вне естественно-монопольной сферы деятельности.

полный текст стратегии в формате .DOC (Word) /1.07 Mb

материал подготовлен Минэнерго России к заседанию Правительства РФ 22 мая 2003 года

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года

* * *

VI. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

* * *

6.3. Газовая промышленность

Стратегическими целями развития газовой промышленности являются:

  • Стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на газ;
  • Развитие действующей Единой системы газоснабжения страны (ЕСТ) и её расширение на Восток России, усиление на этой основе интеграции регионов страны;
  • Совершенствование организационной структуры газовой отрасли с целью повышения экономических результатов ее деятельности и формирования либерализованного рынка газа;
  • Обеспечение стабильных поступлений в доходную часть государственного бюджета и стимулирование спроса на продукцию сопряженных отраслей (металлургии, машиностроения и др.);
  • Обеспечение политических интересов России в Европе и сопредельных государствах, а также в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач:

  • Рациональное использование разведанных запасов газа, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы отрасли;
  • Ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь и снижение затрат на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче и транспорте газа;
  • Комплексное извлечение и использование всех ценных компонентов попутного и природного газа;
  • Формирование и развитие новых крупных газодобывающих районов и центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на полуострове Ямал и на шельфах арктических и Дальневосточных морей;
  • Развитие газоперерабатывающей и гелиевой промышленности;
  • Развитие транспортной инфраструктуры для использования возможности освоения новых газодобывающих районов и диверсификация экспортных поставок газа.

Перспективные уровни добычи газа в России будут, в основном, определяться теми же факторами, что и нефти, однако большее значение будет иметь уровень внутренних цен на газ.

Прогнозируемые объемы добычи газа в стране будут существенно различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития России. При сочетании благоприятных внутренних и внешних условий и факторов (оптимистический и благоприятный вариант развития) добыча газа в России может составить порядка 645-665 млрд.куб.м в 2010 г. и возрасти до 710-730 млрд.куб.м к 2020 г. В условиях умеренного варианта добыча газа прогнозируется в существенно меньших объемах - до 635 млрд.куб.м в 2010 г. и до 680 млрд.куб.м к 2020 г. При развитии событий по критическому варианту добыча газа в стране начнет сокращаться уже в ближайшее время и стабилизируется до 2010 г. на уровне 555-560 млрд.куб.м в год. И лишь во втором десятилетии начнется рост добычи газа с достижением к 2020 г. уровня первой половины 90-х гг.(610 млрд.куб.м).

Конкретные объемы добычи газа будут уточняться в зависимости от экономического спроса на энергоресурсы, уровня регулируемых государством цен на газ, объемов инвестиционных ресурсов и динамики либерализации внутреннего рынка газа, и темпов реформирования газовой отрасли.

Необходимо отметить, что в рассматриваемой перспективе ожидается существенный рост объемов добычи газа независимыми производителями: с 71,5 млрд. м3 (12%) в настоящее время (2002 г.) до 115-120 млрд. м3 (18%) в 2010 г. и 170-180 млрд. м3 (25%) в 2020 г. Таким образом, прирост добычи газа обеспечат независимые производители, а добыча по ОАО "Газпром" будет оставаться стабильной на протяжении всего рассматриваемого периода.

Добыча газа в рассматриваемой перспективе будет осуществляться и развиваться как в традиционных газодобывающих районах, основным из которых является Западная Сибирь, так и в новых нефтегазовых провинциях: в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на Европейском Севере (включая шельф арктических морей) и полуострове Ямал.

К настоящему времени базовые месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в значительной мере уже выработаны: Медвежье - на 75,6%, Уренгойское (сеноман) - на 65,4%, Ямбургское (сеноман) - на 54,1%. В 2002 г. на месторождениях, вступивших в стадию падающей добычи, получено свыше 80% газа в России.

Основным газодобывающим районом страны на рассматриваемую перспективу остается Ямало-Ненецкий автономный округ, где сосредоточено 72% всех запасов России, в частности, - Надым-Пур-Тазовский район. Для поддержания добычи на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки, а также принятия дополнительных мер по использованию остающегося на них низконапорного газа потребуются новые технологические решения и значительные дополнительные средства. В период до 2008-2010 гг. компенсация падения добычи газа будет обеспечиваться, в основном, за счет освоения новых месторождений этого района и подготовленных к освоению горизонтов и площадей разрабатываемых месторождений.

Стратегическим приоритетным регионом добычи газа на долгосрочную перспективу станут полуостров Ямал, а также акватории северных морей России. Освоение месторождений этого региона требует значительных объемов инвестиций в связи с удаленностью от существующей системы магистральных газопроводов, необходимостью решения ряда сложнейших задач в области сооружения скважин и газопромысловых объектов в зоне многолетнемерзлых грунтов, прокладки газопроводов, внедрения новых технологических решений и технологий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в объективно сложных условиях Заполярья. В этой связи необходимо создать уже в ближайшие годы исследовательский полигон на Ямале для отработки технологий освоения месторождений углеводородов в крайне сложных климатических условиях.

При благоприятных внешних и внутренних условиях добыча газа в Западной Сибири может составить 565 млрд.куб.м в 2010 г. и 520-540 млрд.куб.м в 2020 г. В рамках критического варианта добыча газа на Ямале откладывается на более поздние годы, а общая добыча в Западной Сибири стабильно снижается в течение всего периода.

Другим крупным районом газодобычи в период 2010-2020 гг. станет Восточная Сибирь. Здесь, а также в сопредельных районах Дальнего Востока добыча газа будет развиваться на базе освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, Чаядинского нефтегазоконденсатного месторождение в Республике Саха (Якутия), нефтегазокондесатных месторождений в Красноярском крае, а также шельфовых месторождений на Сахалине. Развитие газовой промышленности в этом регионе будет исходить из:

  • приоритетности удовлетворения спроса на газ российских потребителей и создания максимально благоприятных условий для социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока;
  • координации и оптимизации развития газовой промышленности на востоке России с целью повышения экономической эффективности перспективных проектов освоения месторождений и транспортировки газа;
  • необходимости повышения надёжности газоснабжения страны посредством расширения ЕСГ на восток России.

При благоприятных условиях ежегодная добыча газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может увеличиться до 50 млрд.куб.м к 2010 г. и до 110 млрд.куб.м к 2020 г. В условиях умеренного и критического вариантов добыча газа на востоке России будет ниже: порядка 25-30 млрд.куб.м в 2010 г. и 55-95 млрд.куб.м в 2020 г.

В Европейской части России добыча газа прогнозируется в следующих объемах: около 40 млрд.куб.м в 2010 г. и 65-85 млрд.куб.м в 2020 г.

Наряду с освоением крупных месторождений целесообразно вовлекать в разработку и, так называемые, "малые" месторождения газа, прежде всего в Европейской части страны. По имеющимся оценкам, только в трех регионах -Уральском, Поволжском и Северо-Западном на этих месторождениях можно ежегодно получать до 8-10 млрд.куб.м газа.

Независимые производители будут развивать и наращивать добычу газа в первую очередь на Яро-Яхинском, Юрхаровском, Таркосалинском (Западная Сибирь), Хвалынском (Северный Каспий), Ковыктинском и Чаяндинском (Восточная Сибирь и Дальний Восток) месторождениях.

Необходимость освоения новых сложных месторождений газа и формирования соответствующей инфраструктуры при ухудшении географических, геологических и природно-климатических условий добычи, а также увеличение дальности транспорта будет негативно сказываться на экономике добычи и транспорта газа.

Из общего количества запасов разрабатываемых месторождений более 2,6 трлн.куб.м (в том числе 1,2 трлн.куб.м по ачимовским отложениям) относятся к глубокозалегающим горизонтам. Кроме того, только по базовым месторождениям Надым-Пур-Тазовского региона на завершающей стадии разработки в продуктивных пластах останется до 15% от суммарных запасов низконапорного газа, который должен стать основным сырьём и энергоносителем этого региона (для газопереработки, газохимии, местной и региональной энергетики). Из 10,3 трлн.куб.м неразрабатываемых запасов газа 1,7 трлн.куб.м приходится на не введенные в разработку залежи и месторождения сеноманских отложений, 5,8 трлн.куб.м сосредоточено на полуострове Ямал, остальные запасы в основном рассредоточены по небольшим месторождениям-спутникам и глубокозалегающим горизонтам. Для вовлечения их в разработку потребуется существенное перевооружение отрасли с привлечением значительных инвестиций.

Все это потребует резкого роста инвестиционных затрат и увеличения эксплуатационных издержек в добыче и транспорте газа, что вызовет объективно необходимый рост цен на него.

Исходя из социальных и экономических критериев, приоритетными направлениями использования природного газа являются коммунально-бытовые потребности (отопление, горячее водоснабжение, пищеприготовление) с соответствующим развитием газификации, госнужды (оборона, резервы и др.), обеспечение нетопливных нужд (производство минеральных удобрений, сырья для газохимии и пр.) и поставок газа по долгосрочным контрактам на экспорт.

Поддержка переориентации использования газа с топливных на сырьевые цели обеспечит рост производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Необходимы меры специальной поддержки инвестиций как в развитие газоперерабатывающих (комплексное извлечение всех добываемых углеводородных и неуглеводородных компонентов природного и попутного нефтяного газа), так и газохимических производств (включая производство минеральных удобрений). Освоение гелийсодержащих месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока потребует развития гелиевой промышленности и строительства ряда крупных ГПЗ и подземных хранилищ гелиевого концентрата в Иркутской области, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия).

Техническое перевооружение и реконструкция действующих газоперерабатывающих заводов будут направлены на повышение извлечения ценных компонентов из газа, рост экономической эффективности и экологической безопасности предприятий. В целом объем переработки газа увеличится более чем в 2 раза. В результате проводимой политики углубления переработки углеводородных ресурсов намечается рост производства моторного топлива, сжиженных газов и серы, получение полиэтилена и при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка - метанола. Также в 1,5-2 раза возрастет использование природного газа-метана на нетопливные нужды.

Реализация указанных направлений структурного совершенствования использования газа потребует формирования соответствующих государственных нормативно-правовых механизмов.

Для подачи газа потребителям и обеспечения транзита потребуется существенное развитие газотранспортных систем в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, их соединения с ЕСГ России.

Продолжится газификация регионов России, в том числе крупных промышленных центров южной части Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Важное место в структуре топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей сохранит сжиженный газ, потребление которого прогнозируется увеличить в 1,2-1,3 раза.

В газовой промышленности с целью повышения эффективности ее функционирования предусматривается осуществление крупных мер научно-технического прогресса, связанных с использованием прогрессивных технологий бурения, добычи, переработки и потребления газа, совершенствованием газотранспортной системы, повышением энергоэффективности транспорта газа, размеров, систем аккумулирования его запасов, а также технологий сжижения газа и его транспортировки.

Приоритетными направлениями НТП являются:

  • разработка оборудования и современных технологических установок в блочно-комплектном исполнении для конкретных объектов добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья;
  • разработка конструкций скважин, предусматривающих демпфирование колоннами осевых нагрузок при различных дебитах добываемой продукции с целью создания высоконадежных скважин для освоения, в первую очередь, сложнопостроенных месторождений полуострова Ямал и Прикаспия;
  • разработка и внедрение техники и технологий капитального ремонта эксплуатационных скважин без задавки продуктивного пласта;
  • создание и внедрение методов надежной ликвидации скважин с целью снижения риска возникновения экологической нагрузки на недра и окружающую среду;
  • использование технологии и техники обратной закачки газа или других агентов в пласт при эксплуатации месторождений, а также переход к низкотемпературным процессам, что позволит повысить компонентоотдачу недр;
  • создание и освоение техники и технологии для прокладки морских газопроводов на мелководье и больших глубинах, необходимых для освоения месторождений акватории Обско-Тазовской губы и полуострова Ямал;
  • реализация технологии повышения эффективности создания и эксплуатации подземных хранилищ газа (ПХГ);
  • внедрение техники и технологии сжижения природного газа (СПГ) и его транспортировки, включая "пик шевинг" - установки для снятия пиковых нагрузок;
  • разработка в ближайшие годы российских вариантов техники и технологии конверсии природного газа в жидкофазные продукты (синтетическая нефть, бензин, дизельное топливо и др.);
  • создание высоконадежных коррозионно-стойких труб для магистральных газопроводов на базе новых трубных сталей и полимерных материалов с целью существенного продления межремонтного периода их эксплуатации.

Достижение намечаемых уровней добычи газа в стране и соответствующего развития геологоразведочных работ и транспортной инфраструктуры (включая строительство новых магистральных трубопроводов на Востоке России) требует значительного роста инвестиций в отрасли. При этом основным источником капитальных вложений в течение всего рассматриваемого периода будут собственные средства компаний, а также кредитные средства, в том числе на условиях проектного финансирования.

Расчеты показывают, что обеспечение необходимого роста инвестиций требует повышения цен на газ до 40-41 долл. за куб.м к 2006 г. и до 59-64 долл. за куб.м в 2010 г. (без НДС, оплаты транспортировки газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг).

Предусматриваемая сценарными условиями социально-экономического развития страны динамика роста цен на газ в период до 2006 г. несколько отстает от указанных ориентиров. При отсутствии компенсации складывающегося дефицита инвестиций в последующем периоде возрастут риски недостижения намеченных параметров развития отрасли, что может потребовать увеличения импорта газа из Центральноазиатских государств или ограничения его экспорта.

С целью надежного удовлетворения потребностей экономики страны в газе, повышения эффективности функционирования и развития газовой промышленности, необходимо осуществление долгосрочной государственной политики, предусматривающей:

  • совершенствование систем недропользования и налогообложения в целях создания условий и стимулов для наращивания добычи, разработки новых газовых месторождений, в том числе малых и средних, а также с более низкими продуктивными характеристиками, эксплуатации месторождений на поздних стадиях разработки и с трудноизвлекаемыми запасами газа;
  • обеспечение благоприятного режима развития газовой отрасли за счет создания условий для реализации производственного и инвестиционного потенциала всех субъектов газового рынка, в том числе независимых производителей газа;
  • максимизацию выгод национальной экономики от экспорта газа и сокращение возможных потерь экспортной выручки от перехода к енотовой торговле газом в Европе путем сохранения единого канала экспорта природного газа и долгосрочных контрактов;
  • государственную поддержку взаимовыгодных долгосрочных контрактов на импорт природного газа, позволяющих обеспечить экономию собственных ресурсов и повысить надежность обеспечения углеводородным сырьем российских потребителей, потребителей стран СНГ и стран дальнего зарубежья;
  • совершенствование форм организации и степени участия государства в управлении газовой отраслью, максимальную регламентацию мер государственного регулирования и повышение их эффективности;
  • формирование и развитие рынка газа на основе создания равных условий для всех производителей и потребителей газа.

Формирование внутреннего рынка газа не предполагает одномоментного изменения сегодняшнего состояния: его реформирование будет носить плавный, поступательный характер и осуществляться в несколько этапов в соответствии с законодательством. При этом предусматривается:

  • поэтапное повышение цен на газ на внутрироссийском рынке, переход к реализации газа по рыночным ценам для обеспечения самофинансирования основных субъектов рынка, объективной оценки потребительских свойств газа;
  • переход от регулирования оптовой цены на газ к установлению единого для всех производителей газа тарифа за его транспортировку;
  • предоставление потребителям газа адаптационного периода для приспособления к меняющимся условиям функционирования рынка газа;
  • защита социально чувствительных категорий потребителей от резких колебаний цен на газ;
  • развитие инфраструктуры внутреннего рынка для перехода на реализацию газа по рыночным ценам;
  • поддержка формирования и развития независимых производителей газа;
  • создание условий для формирования равного доступа к системе магистральных газопроводов всех участников рынка;
  • сохранение ЕСГ в качестве единого технологического комплекса, ее развитие за счет сооружения и подключения к ней новых объектов любых форм собственности (в том числе на основе долевого участия);
  • создание условий для формирования конкуренции в тех сегментах газового рынка, где это возможно и экономически целесообразно, что обеспечит в перспективе снижение издержек, повышение эффективности и качества услуг субъектов рынка.

Результатом государственной политики развития газовой отрасли должно стать максимально эффективное, надежное и сбалансированное обеспечение потребностей страны в газе на основе развития предпринимательства, либерализации рынка газа, при планомерном снижении государственного регулирования вне естественно монопольной сферы деятельности.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"