Концепция реформирования газовой отрасли РФ (тезисы)
Союз независимых производителей газа (Союзгаз), 2003 г.
Целью реформирования является преодоление негативных тенденций, накопившихся в газовой отрасли РФ в предшествующие годы, путем формирования рыночных отношений и конкурентной среды. Концепция должна предусматривать проведение комплекса мероприятий, которые создали бы условия для:
- преодоления тенденции к снижению добычи ОАО «Газпром»;
- наращивания добычи газа газодобывающими компаниями, не входящими в структуру ОАО «Газпром»;
- повышения инвестиционной привлекательности газовой отрасли путем внедрения рыночных механизмов в добыче, транспортировке и реализации газа;
- преодоления существующего диспаритета цен на основные виды топлива и создание условий для конкуренции на рынке энергоносителей, а также для развития процессов энергосбережения;
- постепенного перехода от государственного регулирования цен на газ и тарифов на его транспортировку исключительно к государственному регулированию тарифов на транспортировку газа (кроме законодательно определенных секторов и объектов стратегического и социального назначения, снабжаемых газом по льготным ценам, которые дотируются за счет государственного бюджета).
В силу того, что газовая отрасль является одной из несущих конструкций российской экономики, ее реформирование должно проводиться эволюционным путем, без резких изменений экономико-организационной структуры отрасли. Вместе с тем, надо понимать, что реформирование газовой отрасли невозможно без реструктуризации ОАО «Газпром», которую также необходимо провести плавно.
Реформирование газовой отрасли РФ должно быть проведено в несколько этапов. Общий срок проведения реформ должен занять не менее 8-10 лет. Решение о сроках реализации этапов реформирования газовой отрасли, а также о комплексе мероприятий, реализуемых на каждом из этапов, принимает Правительство Российской Федерации.
Первый этап (2003-2005)
На этом этапе представляется целесообразным, во-первых, реализовать принцип перехода к раздельному учету затрат на добычу, транспортировку и реализацию газа. Следовательно, необходимо формирование газодобывающих, транспортной и торговых компаний в рамках единого ОАО «Газпром» в форме его 100-процентных дочерних структур, то есть без нарушения целостности компании и с сохранением за ОАО «Газпром» функций управляющей компании. Такая организационная перестройка структуры ОАО «Газпром» не потребует создания новых хозяйствующих субъектов в газодобыче, в сферах транспортировки и реализации газа, не вызовет резкого одномоментного роста внутренних цен на газ и увеличения дефицита газа в стране, а также не сопряжена со значительными материальными затратами.
Производственно-хозяйственные отношения ОАО «Газпром» и его дочерних компаний могут строиться по следующей схеме.
- ОАО «Газпром» продолжает сдавать в аренду своим дочерним структурам соответствующие производственно-технологические комплексы по добыче и подготовке газа к транспортировке. Лицензии на разработку и разведку месторождений остаются у дочерних структур ОАО «Газпром».
- Газодобывающие и газотранспортные компании оказывают услуги ОАО «Газпром в добыче и транспортировке газа. ОАО «Газпром оплачивает эти услуги (добываемый и транспортируемый газ является собственностью ОАО «Газпром»).
- Инвестиции в добычу и транспортировку газа по производственно-технологическим комплексам, эксплуатируемым газодобывающими и газотранспортными компаниями, осуществляются ОАО «Газпром».
- С учетом фактической себестоимости добычи и транспортировки газа формируются цены на услуги. Регулируемые оптовые цены на газ и тарифы на его транспортировку утверждаются уполномоченным федеральным органом (ФЭК России).
- Зависимым от ОАО «Газпром» газодобывающим компаниям и независимым производителям газа предоставляются равные условия доступа к ЕСГ с оплатой услуг по транспортировке по тарифам, которые утверждает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФЭК России).
- Устанавливаются равные для всех участников газового рынка транспортные тарифы, которые разрабатываются по принципу «точка входа- точка выхода», которые включают в себя затраты на транспортировку, административно-управленческие расходы, затраты на поддержание и развитие ГТС, нормативную прибыль.
- ЦПДУ ОАО «Газпром», как составная часть газотранспортной компании – стопроцентной дочерней структуры ОАО «Газпром», предоставляет производителям и потребителям газа информацию о наличии или отсутствии свободных мощностей на любом транспортном направлении и о заполнении ПХГ по первому их требованию. Контроль за достоверностью этой информации обеспечивает независимый от ОАО «Газпром» полномочный государственный орган, который наряду с ОАО «Газпром» регулирует доступ не входящих в структуру ОАО «Газпром» газодобывающих компаний к транспортным мощностям.
- Реструктуризация ОАО «Газпром» не исключает продажи отдельных производственно-технологических комплексов с целью использования вырученных средств на инвестиционные нужды в основные сферы деятельности в газовой отрасли. Например, ООО «Оренбурггазпром» или ООО «Астраханьгазпром», в значительных объемах производящие непрофильную продукцию, имеющие малую долю в поставках газа в ЕСГ, но представляющие интерес как крупные производители ШФЛУ, сжиженного газа, серы, гелия и др. могут быть проданы и выведены из состава ОАО «Газпром».
Во-вторых, требуется создание двухсекторной модели российского рынка газа из регулируемого и нерегулируемого секторов с целью постепенной либерализации внутренних цен на газ. На первом этапе нерегулируемый сектор рынка составляет не более 10-20% от общего объема российского рынка газа.
При создании и развитии нерегулируемого сектора рынка газа и участия в нем ОАО «Газпром» необходимо соблюдение следующих принципов.
- Предоставление права ОАО «Газпром» продажи газа по свободным (рыночным) ценам в объемах не более 5% от лимитов, согласованных с Министерством энергетики РФ для поставок в Российской Федерации.
- Составление баланса газа по Российской Федерации (добыча газа ОАО «Газпром», добыча газа независимыми производителями, импортный газ) должно производиться не ОАО «Газпром», а государством в лице Министерства энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ, публично и в соответствии с заявками потребителей.
- Торговля газом в нерегулируемом секторе рынка газа по свободным ценам и прямым договорам должна осуществляться на базе транспортной инфраструктуры ОАО «Газпром» на одной или нескольких не входящих в структуру «Газпрома» газовых биржах, созданных в соответствии с законодательством РФ.
- До начала торговли на нерегулируемом рынке должны быть разработаны прозрачные и публично раскрытые механизмы и правила, обеспечивающие выполнение контрактов, в том числе, правила по использованию транспортных мощностей ОАО «Газпром».
- Доступ к транспортным мощностям не входящих в структуру ОАО «Газпром» газодобывающих компаний регулирует независимый от ОАО «Газпром» полномочный государственный орган.
В-третьих, следует разработать порядок доступа не входящих в структуру ОАО «Газпром» газодобывающих компаний к экспорту в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Основополагающими принципами обеспечения доступа не входящих в структуру ОАО «Газпром» газодобывающих компаний к экспорту в дальнее зарубежье являются:
- единый оператор поставок на уже освоенные рынки (на данном этапе Россия должна иметь одного оператора экспортных поставок в Европу -- «Газэкспорт»);
- независимые производители газа работают с «Газэкспортом» на основе договора комиссии или иного договора;
- преимущественно краткосрочные (спотовые) контракты независимых производителей с потребителями при сохранении долгосрочных контрактов за ОАО «Газпром»;
- объем газа, который может быть поставлен независимыми производителями на экспорт, пропорционален объему их добычи или доле в удовлетворении внутрироссийского спроса всеми российскими производителями газа в соответствии с утвержденным газовым балансом;
- цена реализации газа независимых производителей потребителю в обязательном порядке согласуется с ОАО «Газпром», исходя из текущей контрактной цены поставок, и не должна быть ниже рыночной цены в регионе реализации;
- независимые производители газа частью средств, вырученных от продажи газа на рынках стран дальнего зарубежья, участвуют в развитии ЕСГ; при этом целевая инвестиционная составляющая включается в транспортный тариф, устанавливаемый ФЭК России;
- экспорт газа на географически новые рынки (например, в страны АТР) с самого начала строится как совместный, с учетом реального вклада ОАО «Газпром» и независимых производителей в строительство новых магистральных газопроводов и газораспределительных сетей, при этом участие в строительстве новых газопроводов может выражаться как в денежной, так и в натуральной форме.
В-четвертых, необходимо провести подготовительную работу по либерализации рынка акций ОАО «Газпром» в следующих направлениях.
- Отмена нормативно-правовых актов, закрепляющих принцип разделения рынков акций ОАО «Газпром» на внутренний и внешний сегменты.
- Отмена ограничений на обращение акций ОАО «Газпром» на период закрепления в федеральной собственности пакета акций ОАО «Газпром».
В-пятых, следует разработать необходимые поправки в российское законодательство:
- отменяющие закрепление в собственности ОАО «Газпром» Единой системы газоснабжения и перевода ее в государственную собственность;
- закрепляющие равную степень ответственности за надежность газоснабжения Российской Федерации ОАО «Газпром» и не входящих в его структуру газодобывающих компаний;
- закрепляющие перечень секторов и объектов стратегического и социального назначения, снабжаемых газом по льготным ценам, которые дотируются за счет государственного бюджета.
В-шестых, нужна разработка дифференцированного порядка налогообложения газодобычи в зависимости от горно-геологических и природно-климатических условий газодобычи, а также степени выработанности месторождений. Определяются соответствующие поправки в российское законодательство.
Второй этап (2006-2010)
Цели и содержание второго этапа реформ
- Расширение свободного сектора торговли газом до 50-60% от общего объема рынка при соблюдении принципа, когда ОАО «Газпром» поставляет на свободный сектор объемы газа, не превышающие объемы поставок не входящими в его структуру газодобывающими компаниями.
- Фактическая отмена разделения рынков акций ОАО «Газпром», организация торговли акциями компании по правилам, общепринятым на российском фондовом рынке.
- Введение в действие правил доступа независимых производителей газа к экспорту в страны дальнего зарубежья.
- Внесение поправок в российское законодательство в части:
- дифференцированного налогообложения газодобычи,
- изменения формы собственности на ЕГС с обоснованием порядка вывода ЕГС из состава ОАО «Газпром» и передачи ЕГС в собственность государства.
Третий этап (2011-2013)
На третьем этапе:
- транспортная составляющая выводится из состава ОАО «Газпром», газовая отрасль Российской Федерации строится по аналогии с нынешней организационной структурой нефтяной отрасли;
- отменяется государственное регулирование цен на газ и осуществляется переход к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке (за исключением законодательно определенных секторов и объектов стратегического социального назначения, снабжаемых газом по льготным ценам, которые дотируются за счет государственного бюджета).