Газовый
Форум
Текст приведен согласно публикации на сайте www.gzt.ru (электронная версия издания "Газета")

Проект государственной Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона

ОАО "Газпром", март 2003

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 975-р от 16 июля 2002 г. ОАО "Газпром" подготовило проект государственной Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона и являющуюся ее неотъемлемой составной частью концепцию экспортной политики в области поставок газа в Китай и другие страны АТР.

Согласно поручению Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова от 18 января 2003 года №МК-П9-00597 Министерство энергетики, Минэкономразвития России и ОАО "Газпром" представят согласованную редакцию указанной государственной Программы для рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации 13 марта 2003 года по вопросу "Об основных направлениях развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока с учетом реализации перспективных международных проектов".

Концепция данного документа базируется на следующих основных принципах:

  • приоритета удовлетворения спроса российских потребителей;
  • создания основы для социально-экономического прогресса Восточной Сибири и Дальнего Востока и совершенствования структуры их топливно-энергетического баланса;
  • необходимости поддержания устойчивого газоснабжения в России;
  • реализации единой экспортной политики на базе единого экспортного канала;
  • расширения ЕСГ на восток и усиления интеграции Восточной Сибири и Дальнего Востока в единое экономическое и государственное пространство России;
  • оптимизации развития газовой промышленности на Востоке России по срокам и инвестициям.

Подготовленная ОАО "Газпром" концепция является для государства альтернативой предлагаемым в настоящее время отдельными компаниями разрозненным газовым проектам на Востоке России, сориентированным сугубо на экспорт без учета государственных экономических и политических интересов.

Выводы, сделанные в настоящей работе, основаны на подробных исследованиях внутреннего и внешнего рынков, сырьевой базы Восточной Сибири и Дальнего Востока, текущего экономического, политического, социального, демографического и экологического состояния этих регионов. Представленные материалы и выводы соответствуют основным положениям и требованиям, которые содержатся в концепциях энергетической и экономической безопасности страны, а также направлены на сохранение и укрепление территориальной целостности России и социально-экономическое развитие региона в рамках Стратегии развития Сибири.


РАЗДЕЛ 1
СЫРЬЕВАЯ БАЗА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Восточная Сибирь и Дальний Восток имеют стратегическое значение для перспектив развития экономики Российской Федерации в 21 веке. В настоящее время основу сырьевой базы отраслей топливно-энергетического комплекса в этом регионе составляют угольные и гидроэнергетические ресурсы. Вместе с тем в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока страны сосредоточены значительные ресурсы нефти и газа. При этом газовый потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока составляет около 20 % начального газового потенциала России.

Имеющихся ресурсов достаточно для создания в регионе нового центра газовой промышленности общероссийского значения, формирование которого придаст значительный импульс социально-экономическому развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Основу сырьевой базы для этого составят, прежде всего, месторождения газа в Иркутской и Сахалинской областях, Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, в том числе Эвенкийском автономном округе (табл. 1.1).

Большая часть начальных ресурсов газа прогнозируется в недрах суши - 44,2 трлн. м3, однако газовый потенциал шельфа Сахалина также весьма значителен - 3,00 трлн.м3.

Текущие запасы газа Восточной Сибири и Дальнего Востока составляют по категориям А+В+С1 - 3,82 трлн. м3 и по категории С2 - 2,97 трлн. м3. Перспективные ресурсы категории С3 составляют 3,24 трлн. мЗ, а прогнозные ресурсы категорий Д1+Д2 составляют 36,6 трлн.м3.

Около 70 % запасов газа категорий А+В+С1 приходится на Республику Саха и Иркутскую область, оставшиеся запасы приблизительно в равных долях - на Сахалинскую область и Красноярский край.

В регионе открыты два месторождения, уникальные по размерам запасов газа категорий C1 + С2: Ковыктинское - 1,91 трлн. м3 (Иркутская обл.) и Чаяндинское -1,24 трлн. м3 (Республика Саха). Эти месторождения (наряду с Юрубчено-Тохомским - 0,69 трлн. м3, Собинско-Пайгинским -0,17 трлн. м3 (Красноярский край) и месторождениями Сахалинского шельфа являются основными месторождениями, ввод в разработку которых определит стратегию освоения недр Восточной Сибири и Дальнего Востока и потому требуют особого государственного подхода.

На разведку и разработку основных запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока выданы лицензии, однако часть запасов газа (в основном на Дальнем Востоке) находится в нераспределенном фонде (табл. 1.2).

Распределение запасов УВ Восточной Сибири и Дальнего Востока представлено в Таблице 1.2

Больше половины разведанных запасов газа рассматриваемых территории лицензировано российскими и иностранными компаниями, ОАО "Газпром" на этих территориях лицензий практически не имеет.

Основными произведенными запасами газа (30%) владеет ОАО "Компания Русиш Петролеум", в акционерном капитале которой значительная доля участия иностранных инвесторов.

Разведанные запасы газа крупнейших российских недропользователей (Якутгазпром, Норильскгазпром, Тас-Юряхнефть, Востсибнефтегаз) составляют 17%.

В нераспределенном фонде Комитетов природных ресурсов регионов числятся 30% от разведанных запасов газа.

Ковыктинское ГКМ - держателем лицензии на все запасы категорий С, и 62% запасов категории C1 является ОАО "Компания РУСИА Петролеум". Основными акционерами РУСИА Петролеум являются ОАО "ТНК" (29,02%), ВР-Amoco (32,95%), группа "Интеррос" (25,71%) и Фонд Имущества Иркутской области (11,66%) (по информации РУСИА Петролеум). 38% запасов категорий С2 находится в нераспределенном фонде недр.

Чаяндинское НГКМ - находится в нераспределенном фонде недр.

Юрубчено-Тохомское НГКМ - ОАО "ВостСибнефтегаз" (98% запасов категории С1), ОАО ВНК, ОАО "Славнефть".

Собинско-Пайгннское НГКМ - Запасы газа и конденсата находятся в нераспределенном фонде недр; около 20% запасов нефти по категории С, лицензированы ТОО "Теймура".

Проект Сахалин-I (СРП) включает три месторождения: Чайво, Аркутун-Даги и Одопту. Наряду со значительными запасами нефти, данный проект располагает значительными запасами газа (около 425 млрд. кубометров). С российской стороны в проекте участвуют ОАО "Сахалинморнефтегаз" (23%) и НК "Роснефть" (17%). Иностранными участниками Консорциума являются основатель проекта японская компания "СОДЭКО" (30%) и компания-оператор "ЭкссонМобил".

Проект Сахалин-II (СРП) включает разработку 2 месторождений шельфа: Пильтун-Астохского (нефтяного) и Лунского (балансовые запасы газа составляют 384,1 миллиардов кубических метров газа). Соглашение о разделе продукции подписано в 1994 году.

Оператором проекта является компания "Сахалин Энерджи", учрежденная компанией "Шелл" (55% участия), японскими компаниями "Мицуи" (25%) и "Мицубиси" (20%).

Проект Сахалин-III (СРП) включает в себя реализацию двух независимых проектов:

  • Сахалин-III (Киринский перспективный блок)
  • Сахалин-III (Восточно-Одоптинский и Алшский перспективные блоки)

Сахалин-IV включает Астрахановский и Шмитовский блоки, где прогнозируется подготовить 940 млн. т.у.т углеводородов, в т.ч. газа 780 млрд. м3. В 1997 году подписан протокол о намерениях ОАО "РН-СМНГ" и корпорацией "Арко-Сахалин ИНК" по совместной деятельности для разведки и разработки месторождений в пределах контрактной площади.

Сахалин-V направлен на подготовку запасов на Савицкой, Кайганской и Крутой структурах с ресурсами углеводородов до 100 млн. т.у.т. В 1997 году подписан протокол о намерениях ОАО "РН-СМНГ" и компанией "Бритиш Петролеум" по совместной работе в пределах лицензионного участка.

Сахалин-VI направлен на подготовку запасов на Рымнинской и Керосиновой структурах с ресурсами в 200 млн. т.у.т, лицензированных компанией.

Газовый потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока характеризуется низкой степенью разведанности - всего 7,3% и имеет большие перспективы дальнейшего прироста запасов (табл. 1.4).

Суммарный прирост запасов газа в восточных регионах России оценивается в указанный период в объеме 10,3 трлн. м3, в т.ч. в Восточной Сибири - 7,0 трлн. м3, по Дальнему Востоку - 3,3 трлн. м3.

Таким образом, высокий газовый потенциал Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяет прогнозировать (при условии достаточного финансирования геологоразведочных работ) стабильное наращивание запасов природного газа в регионе на период до 2030г., что обеспечит стабильное функционирование создаваемого здесь газового комплекса на обозримую перспективу.

Месторождения Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) помимо метана содержат в значительных количествах этан, пропан, бутан, конденсат, а также гелий, который согласно российскому законодательству относится к категории стратегического сырья (табл. 1.5).

Указанный состав газа предопределяет необходимость комплексного подхода к его переработке, хранению и использованию. При этом требования по извлечению, хранению и утилизации гелия должны быть обязательными положениями лицензионных соглашений с соответствующими недропользователями. Без получения государственного одобрения программ извлечения, хранения и утилизации гелия проекты разработки месторождений в соответствии с российским законодательством не должны утверждаться государственными органами.

При правильном государственном подходе с использованием указанных ценных компонентов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может сформироваться ряд газоперерабатывающих и газохимических производств, что положит начало новой отрасли в регионе, характеризующейся высокой долей добавленной стоимости.

Гелий и перспективы его использования

По ресурсам и уникально высоким (от 0,20 до 0,60%) концентрациям гелия месторождения Красноярского края, Иркутской области и Республики Саха практически не имеют аналогов в мире и сопоставимы только с гелийсодержащими месторождениями США (штаты Техас, Канзас, Колорадо, Вайоминг, Юта).

В настоящее время в мире имеется всего 4 крупных по запасам региона с месторождениями высококачественного газогелиевого сырья - на юге Сибирской платформы в России, в нефтегазовых бассейнах Мидконтинента и Скалистых гор в США и Сахаро-Ливийском бассейне в Алжире.. Ранее известные газовые месторождения с содержанием гелия, превышающим 0,1 %, в Урало-Поволжье и Тимано-Печорской провинции в России, а также в Предсудетской моноклинали в Польше либо полностью выработаны, либо близки к этому.

Потребление гелия в мире постоянно растет. Для развитых стран его ежегодный рост составляет 4-6 %, для развивающихся - 8-10 %. Только Япония импортирует свыше 10 млн. м3 гелия в год.

Соответственно спросу устойчиво возрастает и объем его производства. В 1998' г. он составил 134 млн.куб.м, а в 1999 г. - 140 млн.куб.м. Основными производителями гелия в мире в 1 999 г. были: США - 118 млн.куб.м; Алжир - 16 млн.куб.м; Россия - 4,2 млн.куб.м; Польша - 1,4 млн.куб.м.

В настоящее время свыше 95% мирового потребления гелия обеспечивает добыча его в США. Между тем экспортные возможности США за пределами 2010 - 2015 гг. значительно сократятся.

Прекратили извлечение гелия на ряде заводов Канады, Франции и России из-за истощения качественной сырьевой базы. В настоящее время в России гелий извлекается из низкокачественного газогелиевого сырья (содержание-0,056%) Оренбургского газоконденсатного месторождения в объеме 4,2 млн.куб.м.

Мировая цена на газообразный гелий уже в течение длительного периода стабильна, с 60-х гг. она изменилась всего лишь с 1,1 до 1,6 долл./куб.м. В настоящее время цена гелия чистотой 99,996% при поставках внутри США установлена на уровне 1,78 долл/куб.м. Цена гелия высокой чистоты - 99,9996% - на порядок больше. Путей сохранения высококачественных ресурсов гелия несколько. Наиболее реальны два из них: первый - консервация газогелиевых гелия из добываемого в виде азотно-гелиевого месторождений; второй - извлечение высококачественного газогелиевого сырья концентрата и его хранение, до востребования, в подземных резервуарах истощенных газовых месторождений.

При создании резерва гелия в подземных хранилищах объемом примерно в 1 млрд. куб. м, что кратно почти 10 объемам современного общемирового его потребления, потребности России в этом уникальном виде сырья будут защищены на перспективу. Одновременно гелий может стать заметной статьей экспорта в страны АТР.

На базе указанных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока в первой четверти XXI века Россия при правильном государственном подходе может стать крупнейшим производителем и экспортером гелия, необходимого для развития высокотехнологичных отраслей экономики, включая энергетику, космическую промышленность, медицину.

В этой связи при освоении газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока государство в обязательном порядке должно требовать сохранения и эффективного использования, находящихся на государственном балансе запасов гелия этих месторождений. Необходимо предусмотреть строительство заводов по выделению гелия и хранилищ гелия, а также создать механизм централизованного выхода государства на мировой рынок гелия, ежегодная добыча которого на месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока может быть доведена до значительных объемов.

С учетом стратегического характера гелия и ростом его значения для мировой экономики в 21 веке целесообразно создание централизованного государственного механизма экспортных поставок гелия.

Объемы добычи газа будут корректироваться с учетом развития сырьевой базы, конъюнктуры мировых цен, сроков обустройства месторождений и строительства газоперерабатывающих и гелиевых заводов, а также подземных хранилищ природного газа и гелия.


РАЗДЕЛ 2
ДОБЫЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НА ПЕРИОД ДО 2020 г.

Значительные подтвержденные запасы и перспективные ресурсы природного газа Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяют сформировать в данном регионе новый газодобывающий центр общероссийского значения.

Уточненные оценки добычных возможностей региона, выполненные ОАО "Газпром" в рамках работы над Программой освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, создания системы газоснабжения восточных регионов России и обеспечения единого экспортного канала выхода на рынки стран АТР (на период до 2020 года), показывают, что уже к 2010 году Восточная Сибирь и Дальний Восток способны обеспечить добычу 54,1 млрд.м3 газа в год, к 2020 году этот показатель возрастет до 106,4 млрд.м3 газа в год (табл. 2.1).

Прогнозируемые уровни добычи к 2020 году в 2 раза выше показателей "Энергостратегии России до 2020 года", что учитывает возрастающую роль региона в качестве дополнительного источника пополнения баланса газа России и важность реализации государственной задачи социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, которое будет во многом связано с формированием в регионе газовой промышленности, развитием внутреннего рынка газа и появлением в 2009-2010 годах возможностей эффективного для России экспорта газа.

Такие объемы добычи газа позволяют усовершенствовать структуру топливно-энергетических балансов в восточных регионах страны и обеспечивают газификацию Восточной Сибири и Дальнего Востока.

При определении сроков ввода месторождений в разработку ОАО "Газпром" исходит из необходимости обеспечения приоритетного газоснабжения российских потребителей, в т.ч. первоочередной газификации промышленных регионов Иркутской области и юга Красноярского края, а также Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев, Республики Саха (Якутия), Амурской области, надежного поддержания баланса газа по России и обеспечения бесперебойного функционирования важнейшей федеральной инфраструктурной системы - Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России.

Исходя из добычных возможностей месторождений и на базе указанных выше принципов, ОАО "Газпром" разработало оптимальный с точки зрения интересов государства вариант добычи газа на месторождениях Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Добыча газа по базовым месторождениям Восточной Сибири и Дальнего Востока представлена в Таблице 2.2

Указанные выше задачи решаются за счет начала разработки с 2007 года Ковыктинского ГКМ в Иркутской области как наиболее подготовленного к добыче с первоочередной подачей газа в Ангарский промышленный узел (города Ангарск, Иркутск) и потребителям юга Красноярского края (Красноярск, Ачинск) с последующей подачей газа в ЕСГ России в районе Проскоково. Максимальный уровень добычи на Ковыктинском ГКМ планируется при этом на уровне 31,2 млрд.м.

Данный вариант позволяет государству обеспечить скорейшее и полное удовлетворение существующей потребности в газе потребителей индустриального пояса Иркутской области и Красноярского края, расположенных вдоль трассы Транссибирской железной дороги, дополнительные объемы газа подаются в Кемеровскую и Новосибирскую области, Алтайский край.

Подключение месторождений на Востоке России к ЕСГ повысит ее системную надежность за счет диверсификации источников добычи и позволит обеспечить баланс добычи газа по России в условиях падения объемов добычи на месторождениях Надым-Пур-Тазовского района после 2007 года и в случае более позднего срока освоения Бованенковского месторождения п-ва Ямал. При этом подача газа в ЕСГ России с Ковыктинского месторождения может быть начата с 2009 года, в последующие годы подача газа в ЕСГ может возрасти до 25,6 млрд. м3.

Тем самым будет гарантировано поддержание объемов добычи газа по России в ответственный период 2007-2015 гг., когда Программа освоения Ямала будет находиться на начальном этапе реализации, сопряженном со значительными рисками и требующим апробации новых технических и технологических решений, строительства новой инфраструктуры. Газ Восточной Сибири в этом случае будет важным источником восполнения снижения добычи газа в Надым-Пуртазовском районе.

С учетом изложенного, Ковыктинское месторождение является для государства объектом стратегического характера, что требует принятия государством принципиального решения об отнесении данного объекта к перечню месторождений, имеющих стратегическое значение для газоснабжения в Российской Федерации.

Сроки начала разработки месторождений на территории Красноярского края, включая Эвенкийский АО, (в т.ч. Юрубчено-Тохомского НГКМ и Собинского НГКМ) определены с учетом их геологических особенностей, что обусловливает необходимость освоения на первом этапе нефтяных и газоконденсатных объектов этих месторождений. В связи с этим ввод в эксплуатацию газовых залежей на указанных месторождениях планируется после 2011 года.

Чаяндинское месторождение, намечаемое к вводу в 2009 году, рассматривается в качестве базового для газификации южных районов Республики Саха (Якутия), Амурской области, а также возможных экспортных поставок газа в страны Северо-Восточной Азии.

В этой связи Чаяндинское месторождение должно быть признано объектом, имеющим стратегическое значение для Российской Федерации.

На Дальнем Востоке с 2007 года планируется увеличение добычи газа на шельфе острова Сахалин. Возможные объемы добычи позволяют решить задачу газоснабжения Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев, а в дальнейшем, и Еврейской АО, в сроки, предусмотренные государственной программой газификации указанных субъектов Федерации.

При этом с учетом реализации проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 иностранными инвесторами на условиях СРП требуется определение линии государства в отношении распределения газа, добываемого на указанных месторождениях.


РАЗДЕЛ 3
ОЦЕНКА РЫНКА ГАЗА ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Разработанная ОАО "Газпром" Программа освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, создания системы газоснабжения восточных регионов России и обеспечения единого экспортного канала выхода на рынки стран АТР исходит из наличия в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке неудовлетворенного спроса на газ в промышленности, коммунально-бытовом секторе, сельском хозяйстве и других секторах экономики, а также необходимости решения важной государственной задачи социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в ближайшие десятилетия.

В свою очередь, динамичное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, опирающееся на формирование в регионе нового центра нефтяной и газовой промышленности, будет способствовать устойчивому развитию России.

Восточная Сибирь и Дальний Восток обладают большим промышленным потенциалом и играют важную роль в экономике России. В них проживает около 16,2 млн. человек (более 11% населения России). Существенное развитие здесь получили цветная металлургия (30% общероссийского производства), лесобумажная (17% общероссийского производства), машиностроение, в т.ч. оборонное и транспортное, нефтеперерабатывающая, пищевая, золото- и алмазодобывающая промышленность.

Восточная Сибирь и Дальний Восток обеспечивают соответственно 6,6% и 6,0% валового внутреннего продукта России.

Общий экономический спад и нарушение хозяйственных связей, прекращение дотирования и других форм финансовой помощи привели в последние годы к резкому спаду инвестиционной активности и разрушению имеющегося потенциала социальной сферы.

Финансирование программ развития газификации из федерального бюджета в настоящее время практически прекращено и осуществляется за счет бюджетов территорий, предприятий и населения, которые не располагают необходимыми на это средствами.

Решение вопросов оздоровления экономики, снятия, социальной напряженности в обществе, повышения жизненного- уровня населения во многом может быть достигнуто за счет интенсивной газификации населенных пунктов. Особая роль газа в решении энергетических и экологических проблем Восточносибирского и Дальневосточного регионов связана с техническим и социальным прогрессом. С помощью газа можно решить крупные экономические проблемы этих районов, в том числе увеличения доходной части бюджета и финансовой стабилизации.

Использование природного газа в технологических процессах обеспечивает дополнительный экономический эффект по сравнению с другими видами топлива. Природный газ в качестве сырья даст возможность организовать ряд новых высокоэффективных по экономическим результатам производств (например полимеры, удобрения), которые будут работать на внутренний и внешний рынки.

Развитие в регионе газовой промышленности, развитие здесь газового рынка и совершенствование структуры энергобаланса способно обеспечить мультипликативный эффект для региональной экономики и стать одним из факторов, которые обеспечат устойчивое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока в 21 веке и успешную реализацию Стратегии развития Сибири.

Прогресс экономики Восточносибирского и Дальневосточного регионов в опоре на развитие топливно-энергетического комплекса и, в частности, газовой промышленности, позволит решить такие важные политические задачи, как:

  • прекращение оттока населения в другие районы страны,
  • усиление интеграции региона в общероссийское экономическое и политическое пространство,
  • повышение доли квалифицированного труда в региональном продукте,
  • прекращение деградации индустриального потенциала края,
  • укрепление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В настоящее время уровень потребления газа в Восточносибирском и Дальневосточном регионе достаточно низкий. Доля газа в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов региона составила около 6,8%. Основное место занимает твердое топливо, в основном уголь, доля которого превышает 45%, нетопливные ресурсы (гидроэнергетика) составляют 25%, жидкие виды топлива - около 23%.

Сейчас в Восточно-Сибирском экономическом районе газифицирован только Норильский промышленный узел, а в Дальневосточном - имеются локальные сети в Республике Саха (Якутия), Сахалинской области и Хабаровском крае.

Рис. 3.1 Структура топливно-энергетического баланса (ТЭБ) Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов

Вследствие неразвитости газотранспортной системы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке существует неудовлетворенный спрос на газ. При этом несмотря на наличие значительных запасов собственного углеводородного сырья, Дальний Восток подвержен хроническим энергетическим кризисам и в значительной степени зависит от привозных углей и мазута.

В настоящее время существует объективная необходимость совершенствования топливно-энергетического баланса региона.

Использование природного газа в технологических процессах в промышленности обеспечит дополнительный экономический эффект по сравнению с другими видами топлива за счет интенсификации существующих производственных процессов, создания новых для региона отраслей промышленности (в т.ч. газохимии, гелиевой промышленности и др.), повышения качества и конкурентоспособности производимой в регионе продукции, снижения ее энергоемкости, которая превышает среднероссийские показатели на 50% в Восточной Сибири и на 70% на Дальнем Востоке.

Совершенствование регионального ТЭБ также актуально для решения назревших в крае экологических проблем, особенно в районах Красноярско-Ачинской и Иркутско-Ангарской промышленных зон.

Наличие в регионе большого числа потенциальных потребителей газа создает хорошие предпосылки совершенствования структуры топливного баланса за счет расширения газовой составляющей.

Рис. 3.2 Прогноз структуры топливно-энергетического баланса Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2010 года до 2010 года.

Предполагается, что доля газа в ТЭБ к 2010 году составит 18,1%, а к 2020 году 23,5%.

Рис. 3.3 Прогноз структуры топливно-энергетического баланса Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2020 года.

Программа Газпрома предусматривает подачу газа платежеспособным потребителям Восточной Сибири и Дальнего Востока, расположенным в 200 км зоне газификации вдоль трасс газопроводов. Избытки газа из Восточной Сибири при этом будут подаваться в ЕСГ России, укрепляя приходную часть баланса газа. При этом, как подтвердили проведенные исследования, газ с учетом его высоких потребительских и экологических свойств может успешно конкурировать в регионе с другими видами топлива.

Спрос на газ

Приоритетными потребителями газа в Восточно-Сибирском и Дальневосточном экономических районах являются население, отрасли промышленности, где газ используется в качестве сырья или топлива, а также коммунально-бытовые предприятия и сельскохозяйственное производство.

Использование газа в регионе существенно поднимет эффективность производства в цветной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей, пищевой промышленности и др.

Выполнены исследования динамики спроса на газ в Восточной Сибири (без учета Норильского промышленного узла) и на Дальнем Востоке, которые показали, что спрос на газ в регионе увеличится с 7,3 млрд. куб. м в 2000 году до 22,2 млрд. куб. м в 2010 году и 33,8 млрд. куб. м в 2020 году.

Распределение прогнозного спроса на газ в территориальном разрезе в Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах приведено в Таблице 3.1

На этой базе в Восточносибирском районе с 2007 года предполагается газификация Иркутской области, с 2009 года - юга Красноярского края (Ачинско-Красноярский промышленный узел).

В Дальневосточном районе с 2007 года предполагается увеличение поставок газа в Хабаровский край, рост газопотребления на Сахалине, начало использования природного газа в Камчатской области. С 2009 года намечена газификация южных районов Якутии, Амурской области. После 2010 года предполагается завершение строительства газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток, предусмотренного программой газификации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев.

Ценовая политика. Основные подходы к формированию цен на газ

В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеются предпосылки для создания свободного рынка топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и формирования с самого начала развития здесь газовой промышленности договорных цен на газ, складывающихся под влиянием спроса-предложения и конкуренции с другими видами энергоносителей. Предварительная оценка экономического потенциала районов Сибири и Дальнего Востока, которая была выполнена совместно с институтами РАН из Новосибирска, Иркутска и Якутска, подтверждает данный вывод.

Прогноз цен на альтернативные энергоносители и оценка экономического потенциала восточных регионов России подтверждают возможность устойчивого сбыта газа по цене, обеспечивающей рентабельность добычи, и высокую конкурентоспособность газа по отношению к альтернативным энергоносителям.

Реализация будущих газовых проектов в регионе будет происходить в рыночной среде на новых принципах финансирования. Вовлекаемые в разработку месторождения характеризуются сложными геологическими условиями, строительство газотранспортной инфраструктуры на большие расстояния также будет сопряжено со значительными затратами и решением сложных технологических задач.

Все указанные факторы потребуют применения рыночных принципов ценообразования на газ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, которые ко времени прогнозируемого ввода в эксплуатацию основных месторождений региона должны стать универсальными на всей территории Российской Федерации, как это предусмотрено проектом "Энергетической стратегии России до 2020 года".

Это будет способствовать формированию рационального топливно-энергетического баланса в регионе и позволит избежать перекосов ценовых соотношений, сложившихся в европейской части страны, когда цены на газ у потребителей ниже цен угля в 1,5-2,0 раза, а мазута - в 4-5 раз, в то время как на развитых рынках (например, на европейском) цены газа практически равны ценам мазута и в 1,6 раза выше цен угля.

Проведенные исследования с учетом платежеспособного спроса показывают, что цены, рассчитанные на 1 тонну условного топлива из соотношения мазут - 1,0 и газ - 0,8, обеспечат устойчивый сбыт газа в большинстве районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, в случае правильного выбора источника газоснабжения.

Как показывают расчеты, в Иркутской области в этот период будет обеспечен платежеспособный спрос на газ, исходя из цены, рассчитанной по соотношению мазут - 1,0, газ - 0,8 и составляющей 67,4 долл. за 1000 куб.м.

При этом расчетная стоимость 1000 куб. м газа Ковыктинского ГКМ, исходя из которой будут возмещены капитальные вложения и эксплуатационные расходы в освоение Ковыктинского месторождения и н транспортировку газа, составит, например, в Иркутске 35,5 долл. США.

В Красноярском крае (г.г. Красноярск, Ачинск, Анжеро-Судженск), в Кемеровской области (Проскоково) и в Новосибирской области (г. Новосибирск) ковыктинский газ будет также востребован потребителями,исходя из платежеспособного спроса в пределах 42 - 52 долл. США за 1000 куб. м. и с учетом ценовых показателей, предусматриваемых в Энергетической стратегии России до 2020 года.

Проведенные расчеты показали, что стоимость газа Чаяндинского НГКМ во всех указанных пунктах потребления будет значительно выше цен ковыктинского газа в среднем примерно на 32 долл. США, что исключает возможность устойчивого сбыта чаяндинского газа в Иркутской области и Красноярском крае.

Сравнение уровней цен на газ Ковыктинского и Чаяндинского месторождений у потребителей Иркутской области, Красноярского края и при подаче в ЕСГ приведено в таблице 3.2

В связи с изложенным, экономически целесообразно для удовлетворения спроса российских потребителей в Иркутской области и Красноярском крае, а также для поставки в ЕСГ, подавать газ Ковыктинского месторождения. Подача газа Ковыктинского месторождения потребителям Красноярского края позволит осуществлять газификацию края с 2009 года и дает возможность организации оптимальной разработки месторождений Красноярского края для извлечения на первом этапе их освоения жидких углеводородов.

Стоимость газа Чаяндинского месторождения в Южной Якутии и Амурской области оценивается в 45 и 84 долл. соответственно. Поскольку платежеспособность потребителей при таком уровне цен не гарантирована, поставки газа в эти регионы должны частично дотироваться за счет экспорта.

Именно с 2009-2010 гг. - т.е. времени предлагаемого начала освоения Чаяндинского месторождения прогнозируется возникновение действительной потребности КНР и Кореи в импортном природном газе, которая может быть удовлетворена за счет поставок чаяндинского газа на выгодных для России условиях.

В интересах государства поставлять на экспорт газ именно из более удаленного от государственной границы месторождения Чаяндинского, поддерживая тем самым высокие экспортные цены на газ и направляя более дешевый - ковыктинский - газ на внутренний рынок.

В случае начала поставок газа на экспорт с Ковыктинского месторождения осуществление экспорта газа из более удаленных месторождений будет невозможно или будет осуществляться на менее выгодных условиях.

При осуществлении экспортной политики следует отработать единый механизм ценообразования, который учитывал бы затраты на добычу и транспортировку газа именно наиболее удаленных от российской границы производителей. При этом цена газа должна включать затраты на освоение новых месторождений и развитие системы газоснабжения. Поскольку наиболее удаленным источником экспортного газа в Восточной Сибири является Чаяудинское месторождение, формирование экспортных цен должно осуществляться на его основе.

Таким образом, ценовую политику на газ в регионах ВС и ДВ необходимо строить на основе:

  • формирования свободного рынка газа;
  • оптимизации соотношения цен на газ и другие энергоносители с учетом потребительских свойств и эффективности их использования;
  • разработки единой ценовой экспортной политики
  • обеспечения условий самофинансирования газовой отрасли.

Выводы

Оценка спроса на газ показывает, что в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеется внутренний рынок для газа в качестве источника энергии и сырья.

Для успешного и динамичного развития газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке необходимо с самого начала применять рыночные цены.

Развитие газовой промышленности на Востоке России будет являться важным фактором, во многом определяющим социально-экономическое развитие региона.


РАЗДЕЛ 4
ОЦЕНКА РЫНКА ГАЗА СТРАН АТР

Азиатско-Тихоокеанский регион является в настоящее время наиболее динамично развивающимся регионом мира. Данная тенденция в ближайшие два десятилетия сохранится. Высокие темпы экономического роста стран региона будут сопровождаться опережающим ростом потребления первичных энергоресурсов, в том числе нефти и газа, по сравнению с другими регионами мира. По оценкам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, удельный вес Азии в общем потреблении энергии в мире увеличится с нынешних 17% до 26% к 2010 г.

Ухудшение состояния окружающей среды в странах Азии, необходимость совершенствования структуры энергетического баланса и диверсификации источников энергии предопределяют долговременную тенденцию повышения доли газа в потреблении энергии в регионе.

На данный момент на рынке газа стран АТР преобладает сжиженный природный газ (СПГ). При этом объем импорта СПГ Японией, Кореей и Тайванем составляет более 75% международной торговли СПГ. Преобладание АТР в мировой торговле СПГ сохранится и в дальнейшем.

Собственная добыча газа развита в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд), Австралии, а также в Китае, который реализует политику существенного увеличения объемов добычи в ближайшие два десятилетия.

Восточные регионы России с их большими разведанными запасами природного газа могут стать в перспективе одним из важных источников развития энергетического рынка Северо-Восточной Азии и средством укрепления стратегических позиций России в АТР.

Однако реализация данного потенциала требует взвешенного государственного подхода и разработки единой экспортной политики.

Такая политика должна базироваться на принципах:

  • приоритета российских потребителей газа
  • создания наиболее выгодных условий для социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока,
  • достижения максимальной эффективности экспорта посредством создания единого экспортного канала и проведения единой ценовой политики, отвечающей интересам России.

Рынок газа в Китае

В последние годы Китай демонстрирует стабильно высокие темпы экономического роста (не менее 7% в год). В 2001 году объем ВВП составил 1,166 млрд.долл. (шестое место в мире).

Запланированные быстрые темпы роста экономики на ближайшие 20 лет будут сопровождаться возрастающим спросом на энергоресурсы. Совокупный спрос на первичные энергоресурсы по самым консервативным оценкам возрастет с 1,28 млрд. т.у.т. в 2000 г. до 1,88 млрд. тонн в 2010 году и 2 млрд. тонн в 2020 году.

Современная структура энергопотребления Китая базируется на использовании угля (64 %) и нефти (30 %), оставляя на долю гидроэнергии и газа примерно по 3%.

Рис.4.1 Структура топливно-энергетического баланса КНР

Действующими планами экономического развития КНР предусматривается последовательное совершенствование структуры энергетического баланса страны, прежде всего за счет сокращения доли угля и повышения доли природного газа (увеличение к 2020 г. до 8-10%). Переход на использование высококачественных энергетических ресурсов обусловлен сложной экологической обстановкой в крупнейших городах страны, технологическими требованиями промышленности, подтверждением за последние годы значительных собственных запасов газа.

Китайскими официальными источниками геологические ресурсы природного газа в стране оцениваются в 46,2 трлн. м3, в т.ч. на суше - 39 трлн.м3. Подтвержденные запасы составляют свыше 3 трлн. куб. м. При этом ведутся активные геологоразведочные работы, которые за последние годы позволили открыть в Таримском и Ордосском бассейнах ряд крупных месторождений природного газа (месторождения Кела-2, Сулигэмяо и др.).

В настоящее время газовая инфраструктура КНР находится на этапе становления. По имеющимся оценкам, на ее формирование потребуется не менее 50 млрд. долл. США и не менее 20 лет. Планируется создание единой газотранспортной системы, основой которой призван стать проект "Запад-Восток", включающий строительство газопровода от Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР до Шанхая. В этом проекте участвует ОАО "Газпром", что будет содействовать всестороннему развитию российско-китайского сотрудничества в области газовой промышленности и осуществлению будущих поставок российского природного газа в КНР на условиях, отвечающих национальным интересам России.

В КНР реализуется политика ускоренного наращивания в ближайшие 20 лет собственной добычи газа. Имеющиеся в Китае значительные запасы газа позволяют реализовать эту политику.

Планируемые объемы собственной добычи, а также дозированные поставки СПГ в Южный и Восточный Китай по уже реализуемым проектам обеспечат прогнозные потребности страны в природном газе до 2009-2010 гг. В этот период будут вовлечены в разработку новые месторождения в Таримском, Ордосском и Цайдамском бассейнах. Острой необходимости в импорте природного газа в этот период не возникает, в этой связи закупки могут производиться только в случае принятия поставщиком условий покупателя.

После 2010 года собственная добыча и импортные поставки СПГ перестают удовлетворять растущие потребности внутреннего рынка, возникает объективная потребность в импорте сетевого газа в Северный и Северо-Восточный Китай при одновременном наращивании объема поставок СПГ в Южный и Юго-Восточный Китай.

К 2020 году импорт природного газа существенно возрастает и прогнозируется в объеме 50-60 млрд.м3 . При этом потребность в импортном газе Северо-Восточного и Северного Китая составит около 20 млрд.м3, в качестве вероятных источников поступления этого газа рассматриваются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Потребность в импортном газе Восточного и Центрального Китая составит 30-40 млрд.м3, в качестве возможных источников поставки в эти районы Китая рассматриваются Западная Сибирь (через западный участок российско-китайской границы в районе Алтая) или страны Центральной Азии.

Для обеспечения потребности в газе в Южном и Юго-Восточном Китае Китаем планируется строительство к 2020 году трех терминалов по приему СПГ совокупной мощностью 16 млн. тонн в год.

С учетом наличия как минимум 10-ти летнего запаса по времени, КНР в настоящее время ведет заблаговременную проработку целого ряда проектов импорта природного газа. В качестве одного из возможных источников получения газа рассматривается Россия.

В частности, совместно с компанией РУСИА Петролеум выполняется ТЭО поставок газа с Ковыктинского месторождения (Иркутская область), а с компанией Саханефтегаз выполнено предварительное ТЭО проекта поставки в Китай газа с Чаяндинского месторождения (Республика Саха (Якутия)). Участие в данной работе позволило китайской стороне получить доступ к основной технико-экономической информации, включающей стоимость добычи газа и его транспортировки до границы.

Китайская сторона при этом последовательно проводит линию на раздельное осуществление проектов, имея целью получение максимальных коммерческих выгод за счет конкуренции между ними и снижения экспортной цены.

Реализация Ковыктинского проекта в рассматриваемом в настоящее время виде вступает во все более острое и очевидное противоречие с общегосударственными интересами России, перспективными задачами социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и чревата значительной недооценкой экспортной стоимости российского природного газа. Поставка в Китай Ковыктинского газа на условиях покупателя сделает невозможными экспортные поставки в Китай из других, более удаленных от границы месторождений.

При этом следует отметить, что в реализации Ковыктинского проекта участвует компания ВР-Амосо, имеющая конфликт интересов на китайском рынке. Эта компания совместно с китайским партнером планирует участвовать в реализации российского газа в Северном и Северо-Восточном Китае и потому объективно не заинтересована в поддержании высоких цен на российский газ.

Аналогичный конфликт интересов имеют компании Шелл и ЭксонМобил, планирующие продажу в Китае газа проектов Сахалин-1 и Сахалин-2.

Сугубо экспортная направленность предлагаемых в нынешнем виде проектов поставок газа в Китай с Ковыктинского и Чаяндинского месторождений газа приведет к избыточному предложению ресурсов газа на одном внешнем рынке, взаимной конкуренции проектов, что в свою очередь чревато значительными потерями и упущенной выгодой для России. Такой подход приведет к консервации отсталости Восточносибирского и Дальневосточного регионов, и лишению основы для его устойчивого развития.

Данная ситуация требует скорейшего вмешательства со стороны государства и принятия государственной Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран АТР, предусмотренной Распоряжением Правительства Российской Федерации 975-р от 16 июля 2002г. Указанным Распоряжением на ОАО "Газпром" возложены функции координатора деятельности по реализации указанной Программы.

Дальнейшее затягивание решения данной проблемы чревато негативными последствиями с учетом предстоящего в середине 2003 года завершения ТЭО Ковыктинского проекта и началом разрозненными поставщиками ценовых переговоров с Китайской стороной, которые, как было показано выше, будут проходить по сценарию покупателя.

Спрос на энергетические ресурсы в Японии

В энергетическом секторе экономики Японии не прогнозируется значительного роста потребления первичных энергоресурсов. Экономика Японии в перспективном плане сориентирована в целом на поддержание нынешних объемов потребления энергоресурсов при их незначительном увеличении и активное использование энергосберегающих технологий.

В структуре потребления первичных энергоресурсов газ в настоящее время составляет 11,6% от общей потребности страны. Собственная добыча газа устойчиво поддерживается на незначительном уровне около 2-2,5 млрд. куб. м/год. Остальные объемы импортируются в страну в виде СПГ. Япония -третья страна в мире по импорту газа после США и Германии, является крупнейшим мировым импортером СПГ.

Заключенные контракты на поставку СП Г обеспечивают потребность Японии в газе до 2010 г. (табл. 4.3).

До 2020г. ориентация на преимущественные закупки СПГ сохранится. Ведутся переговоры о заключении новых и продлении срока действующих контрактов. Вероятность поставок природного газа по трубопроводам будет невысокой.

Спрос на энергетические ресурсы в Республике Корея

На протяжении последних десятилетий Республика Корея занимала одно из ведущих мест в мире по росту потребления первичной энергии, что было обусловлено стабильно высоким темпом экономического роста страны (8% в год). Республика Корея в целом успешно преодолела последствия азиатского экономического кризиса 1998 года. В стране возобновился экономический рост, однако с несколько более низкими темпами.

Основа экономики Республики Корея - сталелитейная, судостроительная и другие энергоёмкие отрасти промышленности, - поэтому энергоемкость ВВП высокая. Основная доля в суммарном энергопотреблении стабильно приходится на промышленность (42%) и электроэнергетику (20%).

В целом можно ожидать увеличения потребления газа в Корее к 2010г. до 28-29 млрд. куб. м/год, а к 2020г. до 62-70 млрд. куб. м./год (таблица 4.4). В качестве дополнительного источника к поставкам СПГ в Корею после 2010 года могут рассматриваться поставки трубопроводного газа. В этот период возможна закупка сетевого газа и СПГ в России с учетом проводимой политики диверсификации поставщиков.

До последнего времени считалось, что Республика Корея практически не располагает собственными ресурсами природного газа. Однако в самое последнее время появились сообщения об открытии на южном шельфе страны крупного месторождения газа с запасами примерно в 200 млрд. куб. м. Бурение продолжается, и в ближайшее время возможны новые открытия (не менее 150 млрд. куб. м. запасов газа). Это открытие, если оно будет подтверждено, может скорректировать конъюнктуру корейского рынка природного газа и уменьшить прогнозные значения объемов закупок по импорту.

Рынок газа в США

Технически извлекаемые (по принятой в США классификации) запасы природного газа в США составляют около 36 трлн. куб. м. При этом доказанные запасы (с учетом нефтяного газа) составляют более 11 трлн. куб. м. Таким образом, США обеспечены собственными запасами газа на обозримую перспективу.

Потребление природного газа в 2000 году достигло 645 млрд. куб. м. (табл. 4.5). Объемы внутренней добычи колеблются от 480 до 550 млрд. куб. м. в год. Ежегодно импортируется 100-150 млрд. куб. м газа. Основная доля газа по импорту поступает по газопроводам из Канады и Мексики. Также закупается и сжиженный природный газ (СПГ). Доля СПГ в балансе незначительна.

Газовый рынок страны является одним из самых развитых в мире. В США действует региональная (на уровне штата или нескольких) монополия для распределительных компаний и жесткий контроль, препятствующий необоснованному росту цен на газ для конечных потребителей. Газотранспортные тарифы также регулируются ФЭК США и энергетическими комиссиями штатов. С другой стороны на цены активно влияет спотовый рынок (краткосрочные сделки). В целом такой механизм позволяет проводить политику дозированного использования собственных ресурсов и влиять на цены импортируемого газа в сторону их снижения.

До 2010 года потребность США в газе в основном обеспечивается собственной добычей и поставками природного газа из Канады и Мексики, а также закупками СПГ у существующих поставщиков. Возникновение ниши для экспорта в США российского газа в виде СПГ возможно только после 2010 года в случае реализации США сценария поддержания собственной добычи на нынешнем уровне.

Выводы

1. В период до 2010 года обеспечение потребности основных потенциальных потребителей российского газа - Китая, Кореи, Японии, США - будет производиться за счет собственной добычи и имеющихся долгосрочных контрактов на закупку СПГ и природного газа. После 2010 года прогнозируется постепенное нарастание потребности в импорте природного газа со стороны КНР и Кореи, при этом к 2020 году потребность в импорте трубопроводного газа для Китая становится значительной (50-60 млрд.м). В качестве рынка будут рассматриваться Северо-Восточный, Северный, Восточный и Центральный Китай.

СПГ останется основным видом закупаемого газа в Японии и Корее, при этом с учетом проводимой ими политики диверсификации каналов поставки СПГ после истечения срока действия имеющихся контрактов (после 2010 года) возможно появление ниши для российского СПГ на рынках этих стран.

Возможность поставок СПГ в США требует дополнительного изучения и обоснования и представляется более вероятной к 2020г.

2. Период до 2010 года должен быть использован российским государством в целях создания условий для будущих поставок российского газа в страны АТР на условиях, соответствующих национальным интересам России.

Прежде всего, должна быть разработана единая экспортная политика поставок газа в страны АТР, базирующаяся на приоритетности государственной программы социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и приоритете российских потребителей, необходимости поддержания общероссийского баланса добычи и потребления газа, а также принципах единого экспортного канала и единой ценовой политики на российский газ.

Должна быть срочно прекращена действующая в настоящее время практика предложения российского газа на внешний рынок конкурирующими компаниями, исходящими из своих узкоэгоистических интересов. Сугубо экспортная направленность и взаимная конкуренция разрабатываемьгх в настоящее время проектов противоречит задачам социально-экономического развития региона и страны в целом.

Продолжение проработки указанных проектов в нынешнем виде чревато значительными коммерческими потерями для России вследствие занижения потенциальной ценности вовлекаемых в проекты ресурсов российского газа, снижения эффективности экспорта, упущенной выгоды из-за недополучения валютной выручки или невозможности реализации проектов, находящихся в худших условиях.


РАЗДЕЛ 5
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА РАЗВИТИЯ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

С учетом всех изложенных в предыдущих разделах факторов ОАО "Газпром" разработана оптимизационная модель освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и формирования на Востоке России газотранспортной системы, адекватной задачам социально-экономического развития региона, учитывающей приемлемый уровень цен на газ в различных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также позволяющей максимально эффективно использовать региональные ресурсы газа в интересах России и избежать неоправданной конкуренции российского газа на рынках стран АТР с российским же газом.

Предусматривается 4 этапа освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Первый этап включает освоение находящегося в Иркутской области Ковыктинского газоконденсатного месторождения, наиболее подготовленного к разработке. Промышленная разработка Ковыктинского месторождения намечается с 2007 года. Одновременно вводятся в эксплуатацию: газопровод протяженностью 540 км от Ковыктинского месторождения до центров потребления газа в Иркутской области и конденсатопровод протяженностью 220 км для обеспечения сырьем Ангарского нефтехимического комплекса. Для выделения гелия из газа в районе Балаганаска предусматривается строительство газоперерабатывающего завода (ГПЗ) с максимальной мощностью 25 млрд. м / год.

Второй этап предусматривает расширение ЕСГ России на Восток. С этой целью намечено строительство магистрального газопровода от Балаганска до Проскоково (в районе г. Юрга, Кемеровской обл.) протяженностью 1419 км.

Ввод в эксплуатацию этого газопровода в 2009 г. позволит подать газ потенциальным потребителям, расположенным в районах прохождения трассы и на газопроводах-отводах к Ачинску, Анжево-Судженску и др. Излишки газа, добываемые на Ковыктинском месторождении и не реализованные потребителям Восточной Сибири, будут направлены с 2009 г. в ЕСГ России. Поскольку цены на этот газ будут конкурентоспособны с ценой, намечаемой для потребителей России проектом Энергостратегии до 2020 г., это позволит пополнить балансовую часть топливно-энергетических ресурсов России в зоне ЕСГ.

С 2009 года начинается освоение Чаяндинского месторождения в Республике Саха (Якутия), которое должно стать базовым для газификации потребителей южно-якутского промышленного узла, трассы БАМ, потребителей Амурской области и перспективных поставок природного газа в Китай и Корею. После 2010 года в соответствии с государственной программой газификации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев завершается строительство газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток.

Третий этап освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока предусматривает ввод в эксплуатацию в 2012 - 2013 гг. трех нефтегазоконденсатных месторождений Красноярского края: Собинско-Пайгинского с максимальным объемом добычи природного газа 7,3 млрд. куб. м, Юрубчено-Тохомского с объемом добычи газа 10,7 млрд.куб.м. Месторождения будут подключены к газопроводу Балаганск-Проскоково.

На Дальнем Востоке предусмотрено освоение месторождений Сахалинской области по проектам Сахалин IV-VI и газификация Приморского края. Возможно развитие комплекса по отгрузке СПГ в районе г. Корсаков на Сахалине. Для регулирования сезонной неравномерности газопотребления в этом районе намечено создание подземных хранилищ газа: в Хабаровском крае - Малоситинского ПХГ с активным объемом порядка 700 млн. куб. м газа и на острове Сахалин - Тунгорского ПХГ с активным объемом 500 млн. куб. м газа.

На четвертом этапе в 2014-2020 гг. предусмотрено дальнейшее расширение газификации Дальнего Востока сахалинским газом за счет строительства газопроводов-отводов на ряд городов Приморского края. Также на этом этапе предполагается продолжение газификации Восточной Сибири, в том числе Красноярского края и Хакассии.

Разработанная в Программе ОАО "Газпром" этапность освоения газовых ресурсов Восточной Сибири позволяет после освоения Ковыктинского и месторождений Красноярского края не только обеспечить собственным газом весь регион Восточной Сибири, но и объединить газовые ресурсы Европейской части России (в т.ч. Западной Сибири) с ресурсами Восточной Сибири. После газификации потребителей Дальнего Востока по всему Приморскому краю снижается возможность появления энергетического кризиса, сокращается использование привозных углей и дорогостоящего мазута.

Этапы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и принципиальная схема развития газотранспортной системы региона представлены на схеме 5.1

РАЗДЕЛ 6
ПОТРЕБНОСТЬ В ИНВЕСТИЦИЯХ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Суммарная потребность в инвестициях для реализации Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока за период до 2020 г. составляет--30,6 млрд. долл. США. Потребность в инвестициях для реализации Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока на период до 2020 г. представлена в таблице 6.1. Основная часть этих инвестиций (более 50 %) потребуется для разработки и обустройства месторождений (15,1 млрд. долл. США). Для строительства магистральных газопроводов необходимы 12,7 млрд. долл. США.

В Восточной Сибири для реализации Программы освоения газовых ресурсов до 2020 г.) потребуется 15,5 млрд. долл. США.

На Дальнем Востоке по Программе освоения газовых ресурсов до 2020 г. предполагается освоить инвестиции в размере 15,1 млрд. долл. США.

Сводная оценка эффективности Программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока выполнена при расчетных стоимостях реализации 1000 куб. м газа, 1 т нефти и продукции газоперерабатывающих заводов российским потребителям. В связи с тем, что по действующему законодательству гелий является стратегическим сырьем и не подлежит вывозу за рубеж, а внутренний спрос на него полностью покрывается Оренбургским гелиевым заводом, реализация гелия в Программе не предусмотрена, т.е. все инвестиции в добычу, транспортировку и хранение гелия легли в затратную часть Программы.

Оценка эффективности Программы дала следующие результаты:

  • Выручка от реализации газа, нефти и продуктов переработки в период 2005 - 2020 гг. составляет 74,9 млрд. долл. США, а балансовая прибыль -44,3 млрд. долл. США.
  • Налоги в бюджеты всех уровней от реализации Программы составят 30,3 млрд. долл. США, в том числе:
    • Налог на добычу - 6,1 млрд. долл. США.
    • Налог на прибыль - 10,7 млрд. долл. США.
    • Акциз - 13,5 млрд, долл. США.
  • Перечисленные налоги распределяются в бюджеты всех уровней следующим образом:
    • в Федеральный бюджет -21,1 млрд. долл. США (или 69,5 %);
    • в региональные бюджеты -8,1 млрд. долл. США (или 26,6 %);
    • в местные бюджеты -1,1 млрд. долл. США (или 3,9 %).
  • Чистая прибыль к распределению, накопленная в период 2005 - 2020 гг., после отчисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, составит 33,6 млрд. долл. США.


РАЗДЕЛ 7
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ДОБЫЧИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗА И ГАЗОСНАБЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОГО ЭКСПОРТА ГАЗА НА РЫНКИ КИТАЯ И ДРУГИХ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Формирование в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке предпосылок для формирования нового центра газовой промышленности России делает исключительно актуальной задачу разработки соответствующей государственной программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, единой системы добычи, транспортироики газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечивающей соблюдение национальных интересов Российской Федерации, баланса интересов государства, регионов и нефтегазовых компаний, управление процессами становления в данном регионе газового рынка из единого координационного центра.

ОАО "Газпром", используя спой накопленный опыт и научно-технический потенциал, во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации 975-р от 16 июля 2002 года, которым на Общество возложены функции координации деятельности по реализации указанной программы, осуществляет разработку проекта государственной программы.

Разработка указанного документа базируется на следующих ключевых принципах:

  • приоритета удовлетворения спроса российских потребителей;
  • создания основы для социально-экономического прогресса Восточной Сибири и Дальнего Востока и совершенствования структуры их топливно-энергетического баланса;
  • необходимости поддержания устойчивого газоснабжения в России;
  • реализации единой экспортной политики на базе единого экспортного канала;
  • расширения ЕСГ на восток и усиления интеграции Восточной Сибири и Дальнего Востока в единое экономическое и государственное пространство России;
  • оптимизации развития газовой промышленности на Востоке России по срокам и инвестициям.

Реализация государственной программы, концептуальное содержание которой представлено в настоящей работе, позволит обеспечить этапность реализации проектов по освоению газовых ресурсов Востока России в зависимости от спроса на природный газ на внутреннем и внешнем рынках, минимизировать затраты на их осуществление, оптимизировать технические решения в области добычи и транспортировки газа.

Для успешного решения указанной задачи необходимо:

  1. Рассмотреть разрабатываемый ОАО "Газпром" проект государственной программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на заседании Правительства Российской Федерации в первой половине 2003 года.
  2. Организовать согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации 975-р от 16 июля 2002 года взаимодействие между ОАО "Газпром", Минэнерго, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, ведущими российскими нефтегазовыми компаниями, администрациями и хозяйствующими субъектами регионов востока России в целях:
    • реализации государственной программы;
    • объединения усилий по освоению углеводородных ресурсов и других полезных ископаемых Восточной Сибири и Дальнего Востока;
    • организации привлечения инвестиций.
    В качестве возможной формы взаимодействия может выступать управляющий консорциум, состоящий из организаций, уполномоченных государством, ОАО "Газпром", нефтегазовых и других добывающих компаний и потребителей газа.
  3. Провести дополнительные маркетинговые исследования энергетических рынков стран АТР с целью более точного определения их потребности в российском природном газе и заключить межправительственные Соглашения со странами АТР, определяющие основные принципы поставок российского газа на их территории.
  4. На базе государственной программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, разработать региональные программы освоения и использования газовых ресурсов совместно с администрациями регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
  5. Разработать государственную программу по производству, транспортировке, хранению, сбыту гелия и на ее основе подготовить предложения по изменению действующего законодательства.
  6. При разработке в соответствии с Распоряжением Правительства РФ 975-р от 16 июля 2002 года концепции экспорта российского природного газа в страны АТР, предусмотреть:
    • создание единого экспортного канала, организуемого оператором в лице ОАО "Газпром",
    • проведение единой ценовой политики, создающей условия для поставок газа с отдаленных от российской границы месторождений, дальнейшего развития газовой инфраструктуры в регионе и максимизации коммерческой эффективности экспорта,
    • запрет на проведение отдельными недропользователями и региональными властями коммерческих переговоров по условиям поставки природного газа из Восточной Сибири и Дальнего Востока за рубеж.

ТАБЛИЦЫ И ДИАГРАММЫ (в формате .DOC (Word) / 330 kb)

Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"