Газовый
Форум
Информация Управления по связям с общественностью ООО "Межрегионгаз".
Материалы опубликованы на сайте ОАО "Газпром" 08 октября 2002 г.

Состояние и перспективы российского рынка газа

Сегодня в обществе активно обсуждается вопрос о состоянии и перспективах развития российского рынка газа. Что вполне естественно. Газоснабжение - это один из краеугольных камней экономики России, и от того, как будут проходить рыночные преобразования в этом секторе, зависит благополучие и крупного предприятия, и рядового гражданина-потребителя.

Шесть лет назад, когда создавался "Межрегионгаз", выделение торговли газом в отдельную сферу рассматривалось как мера вынужденная, как адекватная реакция на обострившийся в то время в России кризис платежей за природный газ. Общая оплата едва достигала 25 процентов годового объема поставок газа, что грозило катастрофическими последствиями для газовой отрасли и всей экономики страны.

"Газпром" сознательно пошел на внутреннюю реструктуризацию. И уже через год новая организация подняла уровень платежей более чем в 2 раза, а еще год спустя показатель общей оплаты возрос почти до 100%. В счет погашения старых долгов "Межрегионгаз" приобрел часть газораспределительных сетей и предприятия в сфере высоких технологий в различных регионах России.

Положительная динамика развития, расширение круга влияния привели к необходимости децентрализации Компании и появлению автономных региональных компаний.

В результате всех этих процессов "Межрегионгаз" прочно утвердился на российском рынке. Передача торговли газом одной организации для "Газпрома" приобрела более масштабный, чем это просматривалось в 1997 году, характер.

Опыт регионального взаимодействия привел к уходу от плановой системы распределения газа - к оформлению договоров с потребителями. Отделение функций продажи газа от его транспортировки по магистральным, и затем по распределительным сетям, сделало прозрачными и упорядочило финансовые потоки во всех трех сферах.

Создание "Межрегионгаза" явилось первым крупным шагом реформирования и вхождения ОАО "Газпром" в развивающийся рынок с его сложным переплетением коммерческих и имущественных взаимоотношений, что привело к значительному возрастанию уровня монополизации в сфере газоснабжения.

Сегодня 100-процентый уровень общих платежей еще не означает, что эта проблема снята с повестки дня. Сократилась доля финансовых резервов компании - неоплаченных долгов. На начало этого года они составляли 34 млрд. рублей, менее 20% от годовой выручки.
Рынок подошел к рубежу, когда общее для всех потребителей увеличение цен на газ стало влиять на уровень платежей. Несмотря на снижение некоторых относительных процентных показателей, произошел значительный рост абсолютных.

С учетом более низких затрат на транспорт российский рынок газа в нынешнем году существенно сократит отставание в доходности от рынка Западной Европы.

Предпринимаются активные шаги по дальнейшему развитию внутреннего рынка. Среди приоритетов - восстановление конкуренции между видами топлива, достижение равно выгодной продажи газа.

Решение этих задач напрямую связано с повышением цен на газ. Вместе с тем, существует проблема ограниченной платежеспособности внутреннего газового рынка. Для ее решения необходимо внести существенные изменения как в регулируемый сектор, так и одновременно обеспечить ускоренное развитие свободного сектора. Их функционирование должно быть хорошо скоординировано.

Неправильно рассматривать проблему повышения внутренних цен на газ в отрыве от программы мобилизации всех звеньев системы газоснабжения на снижение издержек. Аналогично нельзя ориентироваться на сложившийся штамп, что повышение цен необходимо для "инвестиций в развитие добычи". При потреблении структурами "Газпрома" 60 млрд. кубометров газа в год не менее актуальным должно быть инвестирование в программы газо- и энергосбережения, проекты реконструкции магистрального и газораспределительного транспорта, заводов, принадлежащих акционерному обществу. Для реализации этих подходов нужен новый взгляд на реформирование "Газпрома".

Из четырех звеньев системы газоснабжения (добыча, транспортировка по магистралям, транспортировка по газораспределительной сети, продажа газа) "Межрегионгаз" охватывает два последних. Компания активно работает по этим направлениям. В частности, правовые основы реформирования в этой области были заложены в постановление Правительства РФ № 328 от 27 мая с.г. Документ фактически подвел черту под пятилетней программой выделения торговли газом в отдельный вид деятельности и установил плату за снабженческо-сбытовые услуги, утверждаемые ФЭК России, для поставщиков газа конечным потребителям. Она формируется из оптовой цены за газ и тарифов на услуги газораспределительных организаций (ГРО).

Эти решения позволяют "Межрегионгазу" принять на себя обязанности по поставкам газа населению. При этом газораспределительные организации прекращают операции по торговле газом. Обслуживание газораспределительной сети становится для них единственной сферой деятельности. Упрощается структура организаций, ликвидируется дублирование абонентских служб, сокращается схема движения финансовых потоков, создаются условия для объективной тарификации. Теперь руководители ГРО могут больше внимания уделить проблеме снижения издержек, реконструкции сетей и развитию газификации.

Постановление принципиально по новому решает вопросы ценообразования на газ, реализуемый населению. Они должны формироваться по единой для всей России методике, утвержденной ФЭК России, и являться суммой - оптовой цены на газ, платой за снабженческо-сбытовые услуги и тарифов ГРО. Такой подход поможет ликвидировать ситуацию, когда цены на газ в соседних областях отличаются в несколько раз. Предстоит упорядочить и нормативы расходования газа, разница здесь по областям также достигает трехкратного размера.

Внедрение новшеств, предусмотренных Постановлением, по нашим оценкам, завершится к концу 2003 года. Но уже сейчас следует подумать о формировании новой нормативной базы, что позволит сделать еще один шаг по пути повышения эффективности регулируемого рынка газа. Смысл наших предложений в следующем: надо создать механизм поэтапной ликвидации регионального перекрестного субсидирования по схеме "север - юг"; оптовую цену на газ сопроводить системой скидок/надбавок, поддерживающих стабильность газоснабжения. Это предполагает двухставочные тарифы по транспортировке газа с объективным их отражением в ценах на газ, надбавки за неравномерность потребления, а также за повышенные требования по надежности поставок газа.

Эти предложения являются основополагающими для нынешнего этапа развития рынка газа. И еще один момент. Рассуждения типа: внедрим конкуренцию, рынок сам все расставит на места - это логика верхоглядства, механизм торможения развития рынка. Регулируемые цены и тарифы были, есть и будут в ближайшее пятилетие основой системы газоснабжения, а их индексация должна ложиться на здоровую организационную базу и стимулировать как экономию использования газа, так и снижение издержек в его производстве и продаже./p>

С нашей точки зрения, в основе концепции развития российского рынка газа, которая будет представлена в Правительство в декабре с.г., должна быть как раз систематизация этой работы.


Формирование федерального оптового рынка газа

В России по-прежнему одна из самых "горячих" тем для обсуждения - состояние и перспективы развития внутреннего рынка газа. А значит, всех волнует, сколько придется платить за "голубое топливо" завтра или послезавтра. Такой интерес к ценообразованию на газ вполне оправдан, ведь им пользуются десятки миллионов россиян.
Известно, что в этом году цены на газ выросли на 37 процентов. Тем не менее такое увеличение даже при стопроцентной оплате потребленного газа не покрывает затраты газовиков. Газ по-прежнему остается самым дешевым видом топлива.

Где же выход из этой ситуации? На наш взгляд, работа в области ценообразования должна идти по двум направлениям. Первый - совершенствование системы цен в регулируемом секторе. Второй - полноправное вхождение в свободный сектор торговли газом и приведение его в соответствие с этим названием.
Сегодня система газоснабжения пришла к новому состоянию. Многие предприятия, чтобы внедрять передовые технологии (а они в большинстве своем связаны с газом), готовы платить более высокие цены за голубое топливо. Но оформить с ними договорные отношения можно только при наличии свободных цен на газ. Понятно, при этом не должна пострадать социальная сфера, прежде всего население.

Ученые, экономисты разных направлений, газовики-практики сходятся во мнении - необходимо переходить к двухсекторной модели рынка газа. Что она предполагает? На определенном этапе один сектор будет функционировать с регулируемыми ценами (для населения, бюджетных организаций, производителей тепла и электроэнергии), другой - со свободными (для остальных потребителей). На сегодня и ближайшую перспективу - это наиболее оптимальная структура рынка газа в России.
Как будут формироваться цены на газ? Предлагается трехэтапный подход.

На первом этапе цены индексируются по решению ФЭК России, причем в приемлемом для промышленности темпе. Цены же на мазут под воздействием рыночных механизмов - снижаются. Увеличение стоимости газа стимулирует конкурентоспособность угля, тем самым, в соответствии с мировой практикой, его позиции в большой энергетике России восстанавливаются. Создаются льготные условия для увеличения добычи газа с малых месторождений, расширяются поставки из Средней Азии.
Реализация этих программ сопровождается экономией всех видов топлива, в том числе и газа. Вновь подключаемым промышленным потребителям газ поставляется по свободным ценам, как и экспортно-ориентированным предприятиям. По свободной цене продается и импортный газ. Все это приведет к сбалансированности спроса и предложения на "голубое топливо".

И еще. Конкуренция в сфере производства и использования различных видов топлива, эволюционное формирование рынка позволит сохранить баланс интересов газовых компаний, государства и потребителей, обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли, создать условия для появления новых независимых производителей газа.

Второй этап предполагает создание и расширение конкурентной среды в торговле газом. Осуществляется переход на свободные цены для всех потребителей, кроме населения и бюджетных организаций. Роль государства ограничивается регулированием тарифов на транспортировку газа.

На третьем этапе при расширенном присутствии на рынке независимых производителей газа и возможности выбора поставщиков сохраняется государственное регулирование цен для населения и тарифов в сфере транспорта.

Уже сегодня надо приступить к формированию Федерального оптового рынка газа (ФОРГ).
Основной сектор Федерального оптового рынка - продажа газа по регулируемым ценам - функционирует в России уже пять лет. Усилиями "Газпрома" создана эффективная товаропроводящая сеть. Отлажена система эффективного контроля за финансовыми потоками. Оператором здесь выступает "Межрегионгаз" и его представители (регионгазы и филиалы) в 62 субъектах Российской Федерации.

На сектор свободной торговли ФОРГа необходимо вывести ресурсы независимых производителей, импортный газ и часть объемов "Газпрома". При его создании предстоит решить ряд проблем: исключить негативное влияние этого сектора на платежную дисциплину и темпы возврата долгов в действующем секторе; поэтапно уйти от использования административных методов воздействия на все субъекты сектора свободной торговли; создать условия потребителям для строгой экономии газа и других видов топлива; постепенно ликвидировать диспаритет цен между газом, углем и мазутом, за счет этого развить конкуренцию всех видов топлива.

В этом случае вполне реально восстановить равновесие между спросом и предложением, сформировать эффективную конкурентную среду на российском рынке газа.
Особо подчеркнем: база для дальнейшего развития рыночной инфраструктуры создана. Ее технологической основой является Единая система газоснабжения, через которую газ подается потребителям в регионах. Газораспределительные организации постепенно утрачивают функции поставщиков топлива и становятся частью товаропроводящей системы. Реализуют газ конечным потребителям наши региональные компании.

Для продажи газа по свободным ценам, обеспечения баланса интересов производителей и покупателей целесообразно создать некоммерческое партнерство. Условно назовем эту структуру - организатор свободной торговли газом (ОСТГ). Учредителями могли бы выступить "Газпром" с 75-процентной долей участия на первом этапе при ее снижении в дальнейшем, а также заинтересованные организации (нефтяные компании, независимые производители газа, крупные потребители) с долей 25%. Такое распределение обосновывается тем, что "Газпром" сегодня добывает 90% российского газа и является крупнейшим поставщиком на внутренний рынок.

Цель партнерства - организация торговли газом на оптовом рынке, создание равных условий для всех участников. Среди основных задач - обеспечение технологии поставки газа, мониторинг выполнения обязательств как продавцами, так и покупателями, выявление недобросовестных клиентов. Учредители некоммерческого партнерства, безусловно, установят четкие правила и регламент торговли газом по свободным ценам.

Итак, нужен ли России "газовый ФОРЭМ"? Без сомнения. Федеральный оптовый рынок газа (по аналогии с ФОРЭМ у энергетиков) станет эффективным инструментом рыночных преобразований в газовой отрасли. Работа по его созданию, формированию правил функционирования, удовлетворяющих и поставщиков, и покупателей газа, вступила в качественно новую фазу.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"