Газовый
Форум
Из материалов, распространенных к совместному заседанию МДО "Энергия России" и Комитета по энергетике, транспорту и связи ГД РФ "О концепции развития рынка газа в РФ", прошедшему 20.02.03 г.

Основные положения Концепции развития рынка газа в Российской Федерации ОАО "Газпром"

Январь 2003 г
  1. Цели развития газового рынка в стране
  2. Проблемы и особенности существующего рынка газа
  3. Стратегия развития рынка газа
  4. Этапы развития рынка газа
  5. Результаты работы по формированию рынка газа в среднесрочной перспективе

I. Цели развития газового рынка в стране

Российский рынок газа в современном состоянии по существу не имеет рыночной инфраструктуры. Его характеризует высокая степень жесткого директивного регулирования, прежде всего в ценообразовании, в отличие от других видов топливных ресурсов и промышленной продукции, которые производятся и реализуются с использованием рыночных механизмов.

Основными целями развития рынка газа в стране являются:

  • повышение эффективности функционирования и инвестиционной привлекательности отрасли в условиях рыночной экономики и постепенная либерализация газового рынка для обеспечения интересовгосударства, газовых компаний и потребителей газа;
  • создание конкурентной среды между альтернативными видами топлива, а также между различными поставщиками газа за счет увеличения доли независимых поставщиков на рынке;
  • обеспечение устойчивого и надежного газоснабжения платежеспособных потребителей Российской Федерации с учетом эффективного и рационального использования ресурсов газа;
  • поддержание надежной сырьевой базы добычи газа и осуществление реконструкции и модернизации газотранспортной системы;
  • внедрение газосберегающих технологий в промышленности, стимулирование снижения энергоемкости промышленной продукции;
  • оптимизация топливно-энергетического баланса страны.


II. Проблемы и особенности существующего рынка газа

Особенность существующего состояния газового рынка заключается не только в высокой степени его административного регулирования, включая расширенную сферу директивного установления оптовых цен на газ, но и в том что общий уровень цен (тарифов) на этом рынке определяется существенно заниженными оптовыми ценами. Это во многом предопределяет отсутствие стартовых финансово-экономических условий для развития полноценного рынка газа.
Сложившаяся ситуация послужила главной причиной того, что газ и участники газового рынка, по существу, не имеют равноправия и выведены из конкурентного рынка топлива в России.
Таким образом, назрела необходимость последовательной реализации государственной политики по реформированию сложившегося рынка газа и, прежде всего, финансово-экономического режима, в котором функционируют участники этого рынка Газпром и независимые производители газа.


III. Стратегия развития рынка газа

Рынок газа должен формироваться за счет постепенного дерегулирования сложившихся экономических и хозяйственных отношений в потенциально конкурентных видах деятельности - добыче и реализации газа, перехода от государственного регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов в естественно монопольной сфере - транспортировке газа по трубопроводам, при обеспечении на первых этапах антимонопольного контроля за уровнем цен, особенно в социально значимых сферах его использования.
Развитие рынка должно быть направлено, прежде всего, на: создание равных, предсказуемых финансово-экономических условий для его участников; формирование справедливой цены на газ; превращения газового бизнеса на внутреннем рынке в привлекательную сферу инвестирования; развитие независимых производителей газа и конкурентной среды; создание экономических рычагов стимулирования потребителей к газоэнергосбережению.


IV. Этапы развития рынка газа

Реализация выбранной стратегии развития рынка газа с учетом существующих условий его функционирования и объективных возможностей реформирования хозяйственных отношений на рынке должна осуществляться в три этапа.

Первый этап

На этом этапе в основном сохраняется государственное регулирование оптовых цен на газ для конечных потребителей, использующих газ в качестве топлива и/или сырья. На газ, реализуемый независимыми производителями, на газ, поставляемый для потребителей в новых регионах газификации, поставляемый сверх договорных объемов, а также на импортный газ применяются договорные цены.
Регулируемые цены устанавливаются исходя из возмещения всех обоснованных затрат и обеспечения расширенного воспроизводства в газовой отрасли. Обеспечение самофинансирования создаст экономически обоснованную базу для либерализации цен, а также условия для рационального использования и экономии газа, внедрения энергосберегающих технологий и оборудования.
Будет разработана и утверждена методика формирования единых регулируемых тарифов на транспортировку газа по магистральным газопроводам, которые впоследствии будут применяться при переходе к договорным ценам на газ.
В целях определения уровня рыночных цен на газ уже на первом этапе будут организованы торговые площадки по реализации газа по свободным ценам и отработаны механизмы их функционирования.
На первом этапе государство определит источники, и объемы ресурсов газа, которые будут направлены для продажи газа по рыночным ценам. На торгах могут реализовываться объемы газа, не выбранные потребителями, исключенные из объемов поставки в связи с неплатежеспособностью потребителей, добытые сверх учтенных в балансе газа, включая газ малых месторождений, газ, поставляемый новым потребителям, использовавшим ранее альтернативные виды топлива, а также импортируемый газ.
Уже на первом этапе формирования рынка необходимо создание справедливого налогового режима для газодобывающих и газотранспортных организаций, рассчитанного на развитие конкурентных отношений. Для этого акциз, взимаемый на внутреннем рынке, должен быть перенесен на газодобывающие организации и по аналогии с нефтяной промышленностью включен в налог на добычу полезных ископаемых.
Для стимулирования эффективного недропользования необходимо предусмотреть системные изменения в налогообложение в газовой отрасли в направлении стимулирования освоения новых месторождений и газовых магистралей в труднодоступных регионах, включая полуостров Ямал.
Налогообложение экспортируемого газа (ставки акциза и экспортной пошлины) должны быть увязаны с уровнем цен на газ на европейском рынке.
В итоге первого этапа развития рынка газа начнет активно функционировать нерегулируемый сегмент рынка газа на базе создания экономических стимулов в ценовых, налоговых условиях, а также возможность внедрения энергосбережения в отраслях и производствах, потребляющих газ.
Первый этап завершится к 2006 году.


Второй этап

На этом этапе должны быть созданы и расширены конкурентные сегменты рынка.
Основной прирост поставок газа будет обеспечиваться независимыми производителями газа, а также его поставками по импорту.
Это обеспечит конкуренцию между независимыми производителями, импортерами и владельцами систем газоснабжения, а также конкуренцию газа с альтернативными энергоносителями.
На этом этапе происходит процесс либерализации рынка газа, предусматривающий оптимизацию налогообложения и таможенно-тарифной политики, переход при осуществлении антимонопольного контроля на договорные цены для всех потребителей, кроме населения, для которого сохранится регулирование цен (возможно установление верхнего предела цен).
Одновременно с переходом на договорные цены на газ вводятся регулируемые государством единые тарифы на отнесенную к сфере естественной монополии транспортировку газа по магистральным трубопроводам, обеспечивающие самофинансирование транспорта.
В рамках второго этапа средняя рыночная цена газа для промышленных потребителей может достичь от 36 до 42 долл. за 1000 куб. м. Это не исключает возможности продаж газа по более низким ценам в рамках заключенных ранее долгосрочных контрактов и по более высоким - потребителям с большим потенциалом платежеспособности (в первую очередь, экспортно ориентированным предприятиям, а также новым производствам, сооруженным в 2003-2007 гг. на основе передовых стандартов газоэффективности.
В итоге второго этапа будет достигнута активизация инвестиционной деятельности в газовой отрасли на базе реализации государством ценовой, налоговой и таможенной политики.
Срок завершения второго этапа к 2008 году.


Третий этап

На этом этапе будет сформирован динамично развивающийся рынок с расширенным присутствием независимых производителей газа, возможностью выбора приобретения газа потребителями непосредственно у газодобывающих компаний или у торговых компаний.
Произойдет полная либерализация рынка газа, в том числе переход к поставкам газа по рыночным ценам для всех категорий потребителей и сохранится только регулирование тарифов в сфере естественной монополии - транспортировке газа по трубопроводам.
Третий этап завершится к 2010 году.


V. Результаты работы по формированию рынка газа в среднесрочной перспективе

В результате проведения трех этапов формирования рынка газа будет достигнуто:

  • безусловное обеспечение надежного газоснабжения всех категорий потребителей;
  • обеспечение всем участникам рынка равных условий осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
  • создание условий для экономически взаимовыгодных отношений всех субъектов рынка;
  • проведение государственной ценовой и налоговой политики, направленной на развитие единого рынка газа, обеспечение расширенного воспроизводства в газовой отрасли, эффективности использования различных видов энергоресурсов, внедрение энергосбережения в отраслях экономики;
  • защита потребителей и иных субъектов газового рынка от проявлений недобросовестной конкуренции и монопольных действий;
  • выполнение внешних обязательств Российской Федерации и установленных приоритетов на внутреннем рынке газа;
  • Реализация положений настоящей Концепции развития рынка газа не потребует внесения кардинальных изменений в законодательство, регулирующее деятельность газовой отрасли и вопросы газоснабжения. Вместе с тем, в процессе либерализации рынка могут быть внесены отдельные изменения в законодательство и в нормативные правовые акты.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"