Газовый
Форум
Интервью Р.Тер-Саркисова журналу "Газовая промышленность", май 2003 г

Развитие добычи газа независимыми производителями может способствовать укреплению потенциала ТЭК страны

Рудольф Михайлович, как вы оцениваете перспективы роста добычи газа независимыми производителями, насколько оправдан прогноз роста добычи газа независимыми производителями в среднесрочной перспективе до 118 млрд кубометров в год?

Ряд независимых компаний и отдельные недропользователи в настоящее время имеют около 70 лицензий на газовые месторождения и залежи в Надым-Пур-Тазовском регионе (НПТР).
Ресурсная база независимых производителей составляет по НПТР 6 трлн кубометров газа. Прогнозные объемы добычи газа при разработке этих ресурсов оцениваются в 170 - 180 млрд кубометров в год и, по перспективным планам независимых производителей, могут быть достигнуты уже к 2010 году.
Эксперты ВНИИГАЗа считают, что прогнозные уровни добычи независимых производителей требуют дополнительного обоснования, поскольку залицензированные ими сравнительно небольшие по запасам залежи рассредоточены на обширной территории НПТР, приурочены в значительной части к глубокозалегающим горизонтам, газ которых содержит ценные компоненты (этан, пропан-бутаны, конденсат), характеризуются сложным геологическим строением и требуют доразведки.
В связи с этим предлагаемые уровни добычи газа следует рассматривать по ряду причин лишь как потенциально возможные. В числе этих причин - отсутствие единой политики независимых компаний и отдельных недропользователей по поставкам газа; отсутствие утвержденного Минэнерго РФ плана-графика по срокам ввода месторождений отдельных недропользователей в эксплуатацию и прогнозных уровней добычи газа, увязанных с добычей предприятиями ОАО "Газпром" в отдельных газоносных регионах; проблемы транспортировки газа из НПТР, особенно в головной части газотранспортной системы; отсутствие анализа необходимых мощностей по переработке углеводородов для независимых производителей.
В целом развитие добычи газа независимыми производителями может способствовать укреплению потенциала топливно-энергетического комплекса страны.

Должны ли независимые производители получать в среднесрочной перспективе право доступа к экспортным газотранспортным сетям? Если да, то на каких условиях?

С технологической точки зрения этот доступ возможен при наличии свободных газотранспортных мощностей. Сейчас большая часть российских экспортных потоков газа проходит через Украину, следовательно, запас пропускной способности должен быть как в российской, так и в украинской газотранспортной системе.
Что касается транспортных возможностей сети ОАО "Газпром", то в настоящее время имеется некоторый запас производительности по экспортному ужгородскому коридору, но этот запас неизмеримо ниже потенциальных возможностей добычи газа независимыми поставщиками.
Следует иметь в виду, что сам "Газпром" намерен увеличить свой экспорт газа к 2010 году на несколько десятков миллиардов кубометров в год.
Таким образом, между ОАО "Газпром" и независимыми производителями складывается конкурентная ситуация, при которой, безусловно, потребуется как новое строительство, так и реконструкция объектов транспорта газа при соответствующей украинской сети.
Следует также иметь в виду, что емкость зарубежного рынка газа не бесконечна, причем зарубежные потребители ориентируются не только на российский газ, но и на газ других поставщиков (так называемая диверсификация поставок в интересах безопасности рынка).
Кроме того, существенной особенностью внешних поставок газа является формирование рыночной цены на газ. Неконтролируемый выход независимых на зарубежные рынки приведет к конкуренции российских производителей газа между собой. Это будет сопровождаться падением цены на газ, снижением прибылей российских компаний и уменьшением притока валюты в страну. Конечно, отдельные независимые компании получат выигрыш, однако в целом для государства это будет убыточно. Поэтому в интересах России выход на зарубежные рынки должен осуществляться только на основе единой политики. Кроме того, независимые производители газа, как и другие отечественные компании, должны вносить вклад в газоснабжение России. Поэтому сугубо экспортная ориентация отдельных газодобытчиков не отвечает интересам страны.
Наконец, следует подчеркнуть, что ОАО "Газпром", в соответствии с законом "О газоснабжении", является ответственным за надежное и бесперебойное снабжение газом народного хозяйства страны и обеспечение его экспортных поставок, то есть в конечном счете оно в ответе за энергетическую безопасность России. В настоящее время независимые производители газа таких обязанностей не несут, что также ослабляет их конкурентные позиции в притязаниях на экспортные поставки.

Насколько целесообразно ОАО "Газпром" привлекать независимых производителей к освоению новых крупных месторождений?

Поддержание добычи в основном газодобывающем регионе (НПТР) и освоение новых регионов страны (полуостров Ямал, Обско-Тазовская губа и другие) потребуют значительных инвестиций, а также, в условиях либерализации рынка, установления приемлемого уровня цен на природный газ. Значительные инвестиционные ресурсы необходимы также для модернизации и расширения существующей ЕСГ.
Координационные структуры Минэнерго РФ должны проводить комплексную экспертизу предложений независимых производителей и принимать сбалансированные решения по объемам добычи газа и подключению к системе ЕСГ с позиций социально ответственного недропользования и обеспечения энергетической безопасности страны.
Приказом № 357 от 15 октября 2002 года Минэнерго РФ утверждена Комиссия по координации деятельности независимых производителей и ОАО "Газпром". В Минэнерго 30 января текущего года состоялось первое заседание Комиссии по координации деятельности независимых производителей газа и ОАО "Газпром" по вопросам, отнесенным к компетенции этого министерства.
Принято решение создать при департаменте газовой промышленности и газификации Минэнерго РФ рабочую группу из представителей независимых газодобывающих и нефтяных компаний и ОАО "Газпром" для принятия сбалансированных решений по объемам добычи газа и подключению независимых производителей к системе ЕСГ.
Комиссии по координации деятельности необходимо подготовить предложения по механизму федерально-правового регулирования принятия единых сбалансированных решений ОАО "Газпром" и независимых производителей по обеспечению надежного функционирования ТЭК России, предусматривающих: укрепление ресурсного потенциала топливно-энергетического комплекса страны; создание механизма, определяющего ответственность и обязательства по надежному газоснабжению, включая экспортные поставки; обобщение опыта разработки месторождений с позиций социально-ответственного недропользования; системный анализ объектов добычи углеводородов и их транспортировки, а также долевой вклад в развитие и реконструкцию объектов ЕСГ; контроль за выполнением лицензионных обязательств.

Должны ли участвовать независимые производители в финансировании строительства газопроводов? Должны ли быть частные газопроводы, которые не входят в Единую систему газоснабжения?

Газотранспортная система ОАО "Газпром" в настоящее время характеризуется следующими показателями: протяженность магистральных газопроводов и отводов - 154,9 тыс. километров (газопроводы диаметром 1020, 1220, 1420 мм составляют более 62 процентов); в эксплуатации находятся 254 компрессорные станции, в состав которых входят 689 компрессорных цехов с четырьмя тысячами газоперекачивающих агрегатов.
Установленная мощность газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях - 42,6 млн кВт. Действует 22 подземных хранилища с объемом активного газа 61,7 млрд кубометров, 3645 эксплуатируемых газораспределительных станций.
Единая система газоснабжения эксплуатируется уже более 40 лет, что не могло не привести к ее моральному и физическому старению. К настоящему времени 14 процентов газопроводов уже выработали свой срок амортизации (33 года), 64 процента эксплуатируются от 10 до 32 лет, остальные 22 процента - до 10 лет. Средний возраст газопроводов близок к 22 годам.
Протяженность газопроводов с пониженным разрешенным давлением - 24,6 тыс. километров (более 16 процентов от общей протяженности газопроводов). Выработали свой технический ресурс более 23 процентов ГПА.
В сложившихся условиях важнейшими направлениями деятельности ОАО "Газпром" являются восстановление и поддержание технического состояния газотранспортной системы, предотвращение ее дальнейшей деградации, повышение технически возможной производительности газопроводов, надежности, промышленной и экологической безопасности объектов транспорта газа. В условиях дефицита капитальных вложений наиболее эффективным средством для достижения поставленных целей является своевременная реконструкция и техническое перевооружение объектов транспорта газа.
В 2002 году загрузка газотранспортной системы НПТР составила 518 млрд кубометров, что практически исчерпало ее технические возможности по приему и распределению газа от месторождений Западной Сибири. Прием дополнительных объемов газа требует развития и реконструкции газотранспортных мощностей, увеличивающих пропускную способность системы.
К 2007 году в результате выполнения мероприятий по реконструкции и новому строительству ряда газотранспортных объектов технически возможная производительность ГТС должна возрасти до 555 млрд кубометров в год. До 2013 года ее производительность возрастет до 578 млрд кубометров в год при условии своевременного ввода недостающих компрессорных цехов по газопроводам Ямбург - Поволжье и СРТО - Урал, а также выполнения мероприятий по реконструкции, поддерживающей технически возможную производительность на достигнутом уровне.
Существующая газотранспортная система, даже с учетом ее реконструкции и намеченного нового строительства, не сможет транспортировать газ независимых производителей в полном объеме. Это обуславливает необходимость либо снижения перспективных уровней добычи газа ОАО "Газпром" и независимых производителей по Западной Сибири, либо увеличения технически возможной производительности газотранспортной системы с долевым инвестиционным участием независимых производителей.
В этих условиях вопрос: должны ли участвовать независимые производители в финансировании строительства газопроводов - имеет риторический характер. Безусловно, должны. Вопрос только в формах кредитования развития ГТС.
Что касается вопроса о существовании частных газопроводов, не входящих в Единую систему газоснабжения, то здесь мы даем отрицательный ответ. Частными могут быть только газопроводы, подключающие месторождения к ЕСГ.

Насколько экономически оправдано выделение транспортной компании из структуры ОАО "Газпром", которое лоббируется независимыми производителями?

Единая газотранспортная система (ЕСГ) является уникальным достижением развития топливно-энергетического комплекса России. ЕСГ - это единый производственный организм, все преимущества которого связаны с его неделимостью, обусловленной внутренними организационными и технологическими связями.
Малейшие сбои в согласованной работе газодобывающего и газотранспортного блоков ЕСГ и распределительных сетей приводят к резкому снижению эффективности и надежности газоснабжения.
В середине 90-х годов группа европейских специалистов под эгидой ЕвБРР проводила оценку надежности ГТС "Газпрома". Она пришла к выводу: несмотря на физическое и моральное старение объектов, ГТС в целом именно за счет своих системных свойств остается надежной и устойчивой. Поэтому мы категорически против выделения газотранспортной компании из структуры ОАО "Газпром" и соответственно против существования частных газопроводов.
Иногда сравнивают ситуацию в ОАО "Газпром" с положением в РАО ЕЭС, где рассматривается возможность разделения генерирующих мощностей и передающих электроэнергетических сетей. Особенность ЕСГ "Газпрома" состоит в инерционности процессов транспортировки (электроэнергия подается мгновенно, газ движется со скоростью 10-15 метров в секунду). Управление газотранспортной системой должно осуществляться из единого центра с учетом инерционности процессов, а также сезонной неравномерности транспортировки, требующей использования подземных хранилищ газа.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"