Газовый
Форум
Интервью А.Миллера журналу Профиль, №16 от 21 апреля 2003 г

Мы опираемся на экономическое обоснование затрат

Алексей Борисович, недавно "Газпром" заключил крупный контракт на закупку туркменского газа. Затрагивался ли на переговорах с Сапармуратом Ниязовым вопрос о перспективах реформирования "Газпрома"? Считают ли ваши партнеры такую перспективу положительным фактором или, наоборот, - фактором риска?

А разве кто-то реформирует "Газпром"? По-моему, в правительстве обсуждается другая тема - создание газового рынка в России.

Ну как же, Минэкономразвития считает, что для создания газового рынка необходимо повысить финансовую прозрачность "Газпрома", а первым шагом к этому называет выделение газотранспортной системы. Разве это не реформа?

У нас тоже есть свое видение того, как нужно двигаться к газовому рынку. Действительно, если рынок создается, но в течение еще какого-то времени сохраняется государственное регулирование цен, то для точных, экономически выверенных решений необходимо иметь полную картину структуры затрат. Однако этот вопрос напрямую с финансовой прозрачностью "Газпрома" не связан. Вообще, к финансовой прозрачности "Газпрома" никаких претензий быть не может. Не так давно, как все знают, мы разместили очень большой выпуск 10-летних облигаций по правилу 144 А. Эти правила - высшее горнило фондового рынка, особенно после истории с Enron. По итогам размещения Бернд Фархольц, председатель совета директоров Dresdner Bank, сказал, что гордится личным участием в этой сделке. Это кое-что значит - "Газпром" полностью соответствует самым жестким критериям финансовой прозрачности, которые существуют в мире.
В правительстве обсуждается вариант создания более крупных компаний на базе имеющихся у нас сейчас 17 дочерних газотранспортных предприятий - планируется сделать это в привязке к Федеральным округам или по какому-то другому сценарию. У нас есть аргументы, почему этого делать не следует. И связаны они с тарифами на транспорт. Создание такого юридического лица внутри "Газпрома" приведет к тому, что мы должны будем повысить тарифы как минимум в 2,5 раза. Мы опираемся на экономическое обоснование затрат на обслуживание и создание газотранспортных мощностей. Сейчас по нашим внутренним тарифам транспортировка газа нерентабельна. А газотранспортные сети требуют гигантских инвестиций! Важно понимать, что газовая отрасль инерционная и капиталоемкая. Резко менять условия работы на этом рынке опасно, потому что можно разрушить все.

А как вам видится выстраивание ваших отношений с независимыми производителями газа?

В дискуссиях по этому вопросу тоже, как правило, используется много штампов и стереотипов. Например, так называемая проблема доступа к трубе. На самом деле наши отношения с независимыми производителями складываются как нельзя лучше. По итогам прошлого года чуть менее 30 предприятий использовали транспортные мощности "Газпрома" для перекачки своих объемов. Ни одного серьезного конфликта на этой почве у нас с ними не было.
В дальнейшем мы рассчитываем провести с независимыми производителями многосторонний диалог. Нужно разобраться, что представляют собой их инвестиционные планы - эти планы и развитие газотранспортной системы должны быть синхронизированы. Я думаю, в абсолютных цифрах доля независимых поставщиков будет расти и произойдет своеобразное разделение труда. Месторождения такого масштаба, как Заполярное или Штокмановское, конечно, сможет разрабатывать только "Газпром" и его партнеры из числа крупнейших мировых компаний. Но независимые производители вполне успешно могут осваивать небольшие и средние месторождения, месторождения-сателлиты.
Я считаю, что оптимальным путем развития наших с ними отношений может стать метод заключения двухсторонних соглашений. У нас есть соглашение с "Роснефтью". Недавно такое же подписано с "ЛУКойлом". Они планируют вести добычу на Находкинском месторождении на Ямале. Компания будет продавать нам весь газ на входе в магистральный трубопровод по цене $22,5 без НДС. Таким образом, "ЛУКойл" сможет фиксировать свой уровень рентабельности, привлекать инвестиции в развитие газодобычи. Кстати, "Газпром" такой возможности на внутреннем рынке лишен - заключение долгосрочных контрактов с потребителями не практикуется, мы знаем тарифы только на год вперед. А инвестиционные решения приходится принимать на сроки пять-шесть, семь лет.
На подписании соглашения между "ЛУКойлом" и "Газпромом" Вагит Юсуфович Алекперов сказал, что для него проблема с независимыми поставщиками снята окончательно. Я надеюсь, что так же она будет снята и со всеми другими участниками рынка.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"