Газовый
Форум
Интервью Л.Михельсона ИА "Интерфакс", 01 декабря 2003 г

Нужны простые и понятные нормы, гарантирующие долгосрочное право транспорта газа

Согласно энергетической стратегии РФ до 2020 года, добычу газа планируется довести до 700-730 млрд. кубометров, при этом на долю независимых производителей придется примерно одна треть газового баланса страны. Однако развитие отрасли невозможно без решения важнейшей задачи - транспортировки дополнительных объемов газа. О том, как вопрос решается сейчас, Агентству газовой информации рассказал председатель правления крупнейшего независимого производителя газа ОАО "НОВАТЭК" Леонид Михельсон.


Леонид Викторович, в настоящее время возглавляемая Вами компания, добывает порядка 21 млрд. кубометров газа, являясь крупнейшим независимым производителем "голубого топлива". Как Вы оцениваете перспективы "НОВАТЭКа" на ближайшую перспективу?

Изначально позиционировав ОАО НОВАТЭК как инновационно ориентированную, социально и экологически ответственную компанию, нам удалось за неполные 10 лет выйти на уровень добычи по текущему году на 21 млрд. кубометров по газу, 2,5 млн. тонн по жидким углеводородам. Мы рассчитываем к 2008 году выйти на уровень добычи в 50-60 млрд. кубометров газа в год. Понимая, что структура разведанных запасов газа меняется в пользу более затратного газа, локализованного в газоконденсатных залежах, компания уделяет особое внимание применению новейших технологий, таких как геологическое и гидродинамическое моделирование, вскрытие залежей горизонтальными скважинами. Это позволило нам достичь устойчивых дебитов на уровне более 500 тыс. кубометров на скважину, при лучших показателях в 1,5-2 млн. куб. м газа в сутки.

Насколько выгоден газовый бизнес в РФ?

С учетом проводимой российским правительством политики эволюционного повышения цен на газ и роста платежеспособности на российском рынке (а к экспорту, как Вам известно, частный газовый бизнес России не допущен) окупаемость наших проектов рассчитана на 5-8 лет и предполагает своевременное погашение и обслуживание кредитных линий. Программа развития нашей группы компаний также предполагает инвестиции в геологоразведку, добычу, экологию и социальные программы. Однако, отмечу, что сохраняются риски, связанные с транспортировкой газа потребителям.

На каких условиях независимые производители газа готовы участвовать в расширении газотранспортной системы?

Мы готовы участвовать, и участвуем в развитии транспортных мощностей ОАО Газпром. Но нужны простые и понятные всем нормы, гарантирующие долгосрочное право транспорта газа по созданным с нашим участием мощностям. Нет никаких сомнений в том, что право принятия решений о подключении газопроводов-отводов в ЕСГ (единая система газоснабжения - ИФ) при вводе новых месторождений в условиях монопольного рынка должно быть передано регулирующему государственному органу. В равной степени это относится и к вопросу определения наличия или отсутствия свободных транспортных мощностей.

"Союзом независимых производителей газа" недавно была высказана идея о создании новой государственной газотранспортной компании, которая позволила бы аккумулировать и инвестировать средства независимых газопроизводителей, а также бюджетные средства в расширение ГТС. Сколько независимые производители готовы инвестировать в такие проекты?

Предложение, наверное, не совсем правильно понято. Речь идет не о создании государственной компании и не о каких-либо бюджетных средствах. Считаю, неправильно говорить о бюджетных деньгах. Сейчас разрабатывается методология расчета транспортного тарифа и витает идея, что он должен иметь инвестиционную составляющую, а полученные средства направлялись бы на развитие ГТС. Речь идет о том, чтобы государство через тот или иной механизм аккумулировало бы средства независимых газопроизводителей и направляло их на развитие ГТС. В настоящее время есть 32-38 "узких" мест, которые могли бы резко увеличить пропускную способность газотранспортной системы. Есть хорошее предложение от ФЭКа, чтобы Минэнерго возглавило процесс выдачи технических условий независимым, которые должны участвовать в строительстве луппингов и перемычек для расширения ГТС, а на сумму этого строительства ФЭК бы предусматривала увеличение транспортного тарифа, за счет чего "Газпром" выкупал бы эти построенные объекты. Но в любых вариантах бюджетные средства не должны в этом участвовать. В ближайшие несколько месяцев, по оценке ФЭКа, должна быть закончена работа по принятию методологии расчета транспортного тарифа. Речь идет о том, как его считать. Сегодня "Газпром" говорит, что ему нужен транспортный тариф в 16,56 руб. за тыс. куб.м на 100 км без учета НДС, а никакой методологии нет. Сейчас обсуждается вопрос о выработке методологии учета затрат ("Газпрома" на транспортировку - ИФ). "Газпром" должен показать, сколько ему стоит прокачка, амортизация, операционные услуги и сколько средств нужно для развития ГТС.

Недавно "Газпром" заявил о возможности предоставить "НОВАТЭКу" поставки газа в Курганскую область Каково Ваше решение по этому вопросу?

"Газпром" ставит вопрос о том, чтобы мы частично взяли на себя поставки газа по фэковским ценам и предлагает взять какой-то регион. Мы бы, конечно, хотели, чтобы этот вопрос соотносился с пропорциональной долей допуска нас на экспорт через "Газэкспорт". Мы рассматриваем это как половинчатый вариант и выразили согласие взять частично на себя эту нагрузку. Для начала, одну из областей. Возможно, это будет Курганская или Архангельская область, может быть Тюменская.

О каких объемах поставок газа по регулируемым ценам идет речь?

От 1 до 2 млрд. кубометров. Например, в Курганской области небольшой объем потребления газа и было выражено желание, чтобы не делить поставки газа по регулируемым ценам между нами и "Газпромом". Считаю, что, может быть, в этом есть смысл. Но пока этот вопрос обсуждается параллельно с вопросом получения допуска на транспортировку газа другим потребителям на следующий год.

А вы не ожидаете проблем с платежами?

Пока мы поставляем газ в Курганскую область через "Тюменьэнерго" на энергетические объекты, и у нас нет больших проблем с платежами.

Куда "НОВАТЭК" планирует поставлять газ в следующем году?

К сожалению, очень тяжело идет получение допуска (на транспортировку - ИФ) на следующий год. Мы намерены реализовать более 21 млрд. кубов газа в 2004 году, но на сегодняшний день получен допуск только на 1,5 млрд. кубометров. Надеемся, что в течение месяца мы получим допуск и оформим договора на транзит и на продажу. Спектр потребителей у нас очень большой - Тюмень, Курган, Челябинск, Чувашия, Пермь, рассматривается Московская область, Архангельская область…

Говорят, что "НОВАТЭК" заключил контракт на поставку газа с "Мосэнерго"…

Этот контракт находится в стадии проработки. Речь идет о поставках порядка 1 млрд. кубометров газа в год.

Заключает ли "НОВАТЭК" долгосрочные контракты на поставку газа?

Мы постоянно ставим вопрос, чтобы получать не годовые, а долгосрочные допуски (на транспортировку по ЕСГ - ИФ), но, к сожалению, вопрос не решается. "Газпром" связывает это с тем, что не выработана схема нашего участия в развитии ГТС и возражает против выдачи долгосрочных допусков. У нас есть потребители, которые готовы заключать с нами 5-летние контракты, но мы не можем подтвердить им таким же долгосрочным допуском от "Газпрома".

Как Вы оцениваете перспективы реализации независимыми производителями проектов по сжижению газа?

К сожалению, ни в настоящее время, ни в перспективе (если опираться на данные прогнозов Мирового энергетического агентства на период до 2030 г.) газодобывающие компании России на рынках сжиженного газа не участвуют. Мне представляется, что именно для частных газодобывающих компаний, обладающих достаточными газовыми активами, не обремененными долгосрочными экспортными обязательствами, и при этом испытывающим хронические трудности с транспортом газа, участие на рынках сжиженного газа станет безусловным приоритетом. Вопрос производства и поставок сжиженного газа не нов. Например, расчеты, выполненные в начале 70-х годов прошлого века рядом крупных американских компаний и Министерств бывшего СССР, показали эффективность строительства завода по СПГ мощностью 17,5-20 млн. тонн на побережье Баренцева моря и последующих поставок сжиженного газа на терминалы, расположенные на побережьях США.

Я считаю, что независимым очень перспективно начать разрабатывать действенные проекты по сжижению газа, поскольку "Газпром" владеет ГТС, а у нас все зависит от этого (доступа на транспортировку по ГТС - ИФ), поэтому нам наиболее целесообразно участвовать в проектах по производству СПГ.

По нашим предварительным оценкам, такие проекты имеют экономическую целесообразность, но наверно главное все-таки наличие рынков сбыта. Сейчас этот вопрос находится в стадии изучения.

Недавно ЮКОС приобрел 34-процентную долю "Геойлбента", 66 процентами которого владеет "НОВАТЭК", у американской Harvest Natural Resources. Ведутся ли с "ЮКОСом" переговоры о продаже вашей доли "Геойлбента"?

Мы делали предложения в начале года Harvest Natural Resources, о выкупе его доли "Гейолбента", но не договорились по цене, и американцы продали свой пакет "ЮКОСу". Предложение продать свою долю мы получали не только от "ЮКОСа" - был период раздумий, но сейчас мы ни с кем не ведем переговоры о продаже. Все спрашивают, почему мы продали свой пакет ОАО "Находканефтегаз" ЛУКОЙЛу ("НОВАТЭКу" принадлежало 40% ОАО - ИФ). У нас был миноритарный пакет, Находкинское месторождение требует очень больших инвестиций, имеет акционерную форму собственности, и пришлось бы ждать долгие годы, когда оно окупится. Я считаю, мы приняли правильное решение о продаже "Находканефтегаза" и направлении вырученных финансов в наши месторождения. Что касается "Геойлбента", сейчас мы прорабатываем там газовую программу. Расчеты показывают, что есть возможность добывать до 2,5 млрд. кубометров газа в год, из них попутного - 1 млрд. кубометров газа и газа сепарации - 1,5 млрд. кубометров. Уже подписан предварительный протокол с "Газпромом" о вхождении этого газа в ГТС. Кроме того, залежи дочернего предприятия "Газпрома" - "Пургаза", находятся рядом с нашими, так что сейчас мы рассматриваем возможность строительства совместной инфраструктуры".


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"