Газовый
Форум
Интервью В.Бородай журналу Нефтегазовая Вертикаль, № 16 за 2002 г

Конструктивная сила

Из всех отраслей топливно-энергетического комплекса газовая отрасль в большей мере сохранила черты планово-распределительной системы. С одной стороны, это позволило сгладить социальные последствия реформирования других отраслей ТЭК, с другой - привело к кризисному состоянию ресурсно-производственной базы газовой отрасли, не обеспечивающей сегодня ее простого воспроизводства.
Все попытки реформирования отрасли до сих пор не достигали желаемого результата. С приходом нового руководства в "Газпром" возникло понимание необходимости этого процесса, но этого явно недостаточно. Необходимо привлечение влиятельной политической силы, выступающей инициатором разработки и нормативного закрепления рыночного механизма рационального использования газового потенциала страны как важнейшего элемента системы топливно-энергетических ресурсов России.
После ряда организационных мероприятий этой и определенно неформальной силой становится Парламентская Ассоциация "Газовая вертикаль России".
С ее председателем, Виктором БОРОДАЕМ, заместителем председателя Комитета ГД ФС РФ по региональной политике и делам Федерации, беседует Николай Никитин, издатель и главный редактор "Вертикали".


Уважаемый Виктор Иванович, в мае с.г. прошло учредительное собрание Ассоциации. На нем, в частности, было заявлено о том, что "аккумулирование потенциала депутатов Государственной Думы ФС РФ, членов Совета Федерации ФС РФ, руководителей российских регионов, представителей национального газового бизнеса, выступивших инициаторами создания Парламентской ассоциации "Газовая вертикаль России", позволит компетентно идентифицировать наиболее актуальные проблемы развития газового сектора, заняться поиском практических решений и спроецировать их на законотворческую плоскость...

Вы хорошо знаете, что декларация целей и их достижение различаются столь же разительно, сколько, например, процесс поедания халвы отличается от процесса ее производства. Понимали это и учредители Ассоциации, среди которых помимо своих коллег по Думе я хотел бы, прежде всего, выделить губернаторов Юрия Неёлова и Александра Филипенко.
Прошедшие месяцы были затрачены на усиление потенциала Ассоциации; теперь наши цели поддерживают практически все руководители российских регионов, профильных министерств и ведомств. Одновременно начался диалог с бизнесом. Выделив газовую тему в самостоятельное направление, Парламентская ассоциация поставила задачу формирования полноценного газового рынка России на основе единой газовой политики и единого правового фундамента взаимодействия власти, бизнеса и общества.
Такое сотрудничество политической и деловой элиты представляется весьма эффективным, так как способствует выработке приемлемого для заинтересованных сторон регламента принятия решений, созданию цивилизованных для российских газодобывающих предприятий экономико-правовых условий для ведения хозяйственной деятельности, не ограничиваясь отдельными решениями по локальным вопросам, а координируя их в едином комплексе. Это касается политических, экономических и социальных аспектов функционирования газовой отрасли России.
Есть и первый результат. Очевидна необходимость реформы газового хозяйства страны.

Из чего складывается эта необходимость?

Многие проблемы газовой отрасли России связаны с тем, что долгие годы их пыталась решать узкая группа лиц государственных чиновников и корпоративных управленцев "Газпрома". И если первые стремились только к увеличению донорской роли "Газпрома" в экономике России, полностью игнорируя инвестиционную составляющую ведения бизнеса, то вторые, не имея возможности преодолеть эту тенденцию, потеряли стратегический контроль за отраслью, занимаясь лишь решением тактических задач. "Газовая пауза" так и не стала экономической "передышкой" для государства.
Такая "клановая монополия на управление" привела к печальным результатам. Практически прекратились разведка и ввод новых месторождений, а "Заполярное" лишь подтверждает этот факт. Реальной угрозой становится дефицит газа, в первую очередь, на внутреннем рынке. Россия, единственная в мире, получила газовый диспаритет в энергетическом балансе. Наконец, "обескровленный" "Газпром", не имея собственных средств на инвестиционные проекты; продолжает противопоставлять себя отечественным и иностранным инвесторам. Вот вам и набор слагаемых.

И если мотивы ясны, а цели определены, то...

...то сутью деятельности Парламентской ассоциации следует считать формирование газовой стратегии России, основанной на очевидной необходимости краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного анализа спроса и предложения на газ. Результатом масштабного обмена мнениями должен стать расчет и анализ трех основных вариантов Газовой стратегии: пессимистический - инвестиционный режим отрасли продолжает ухудшаться; реалистический - государство предпринимает необходимые, но объективно недостаточные до полной либерализации газового рынка меры; оптимистический - государство находит в себе силы перейти в экономике в целом от фискального бюджетирования к инвестиционному.
Такой подход с учетом процессов либерализации традиционных для России европейских и оценки новых рынков газа мотивированно обозначит приоритетность и последовательность тех уязвимых мест, над решением которых следует сосредоточить усилия: в чьих руках оставить управление отраслью и экспортом газа, следует ли выделять в самостоятельное звено транспортную составляющую и на каких условиях; когда и как допустить независимых производителей к экспортным рынкам; какими темпами должны меняться тарифы на транспортировку; каким разумным правилам должно подчиняться внутреннее ценообразование на газ...
И поскольку схема реформирования газовой отрасли должна носить тщательно продуманный характер, продвижение к ее разработке требует поэтапного подхода.

Итак, с одной стороны, реформа, с другой - поиск компромисса?

Именно так. Проблема власти, бизнеса, общества - в сложности достижения единства интересов. Отсутствие понятного для общества, легко реализуемого для государственной власти и выгодного для национального бизнеса компромисса может значительно усложнить положение в экономике России. Удачно сложившиеся для России глобальные геополитические факторы могут быть не использованы, и тогда подобный компромисс придется вырабатывать в значительно худших условиях.
Отсутствие видимого прогресса в поисках подобного компромисса подталкивает общество, государственную власть и национальный бизнес к поиску новых организационных платформ для мобилизации их усилий на пути адекватного развития газового рынка России в целях ускорения социально-экономического развития. Такой платформой согласования интересов при соблюдении фундаментального принципа политической нейтральности и призвана стать Парламентская ассоциация.
Очевидно, что политические, юридические и экономические ответы и вопросы в газовой отрасли должны находиться в одной плоскости. Не является оправданным смещение акцентов и выделение в качестве приоритета политической или экономической составляющей.
Следование этому принципу позволит поддерживать равновесие государственных и корпоративных интересов, ослабит негативные последствия компромисса между стратегическими долгосрочными задачами развития национальной энергетики и локальными (региональными) задачами социального характера.

С чего Ассоциация предлагает начать?

Пусть вам это не покажется странным, но прежде чем говорить о направлениях реформы, я хотел бы коснуться кадровой политики, поскольку отрасль - это прежде всего люди, за плечами которых многолетний профессиональный опыт.
В рамках реализации новой экономической политики в "Газпром" пришла молодая команда топ-менеджеров, ориентированная на развитие рыночной экономики. Залог, казалось бы, стабильного развития газовой отрасли в России. Однако кое-кто из них решил, что только за счет инициативы и высоты занимаемого положения можно решить все проблемы. Естественно, возник конфликт с профессионалами, особенно с региональными. Конечно, мы не собираемся "огульно" защищать "старую гвардию", но и мириться с увольнением "неугодных" руководителей, имеющих свою точку зрения на развитие отрасли, тоже не собираемся.
Кадровый принцип должен быть одним - незапятнанная репутация и профессионализм. Амбициозный энтузиазм без опыта - будущего иметь не должен. Приоритет должен быть отдан профессиональным качествам, способности принимать эффективные решения в условиях рыночных отношений и добиваться их практической реализации и, что не менее важно, готовности отвечать за их результаты.

Тем не менее, сохранение кадрового потенциала отрасли является необходимым, но недостаточным условием реформы, суть которой...

...суть которой состоит в создании цивилизованного конкурентного газового рынка. Именно он и должен решить проблемы, связанные с поддержанием газового баланса спроса и предложения, т.е. с обеспечение газом внутренних и экспортных потребностей. Его создание, в свою очередь, предполагает постепенный переход от государственного регулирования к рыночному формированию цен на газ, установление экономически обоснованных тарифов на его транспортировку, создание в России условий для независимых производителей газа, включая частичный экспорт.
Любой газовый производитель, как и любой потребитель, должен почувствовать свою защищенность в рамках создаваемого правового режима. Открытый диалог и совместная работа политиков и газовых производителей позволит им не только думать о прибыльном частном бизнесе, но и рационально сочетать его с решением проблем, стоящих перед государством.
Сегодня экономика нуждается в созидательном потенциале. "Газпром" полностью отвечает перед государством за обеспечение газом внутренних потребностей России. Такая нагрузка нуждается в адекватном финансировании. Пришло время разделить эту ответственность и риски с теми, кто также стремятся быть полноценными участниками газового рынка России.

Разделение ответственности и рисков, не правда ли, объективно предполагает соответствующий инвестиционный режим?

Согласен. Кредит доверия инвесторов на исходе, но давайте разделим понятие "инвестор". Отечественные независимые - это уже реальные участники рынка. Иностранные инвесторы - обсуждаемая тема. С их приходом появляются так нужные отрасли финансовые, и не только, средства. Так, их уровень корпоративного управления тоже дорогого стоит. С другой стороны, понятно отторжение "Газпромом" вероятности увеличения конкуренции на европейском рынке за счет российских же запасов. Не все так однозначно.
Для того и нужна газовая стратегия страны, где, исходя из собственных российских возможностей, можно и должно было бы мотивированно просчитать потенциальный спрос на различных рынках, а не только в Европе, роль транзитного газа, нишу, если она есть, иностранного инвестора. Уподобляться "собаке на сене" не просто наивно, но уже и опасно. В любом случае, сложившаяся ситуация настоятельно требует создания благоприятного инвестиционного климата на основе принципиально новой правовой системы, гарантирующей возврат вложенных средств. Отечественного или западного происхождения.

Одной из составляющих инвестиционного режима является и принцип равнодоступности к системе магистральных трубопроводов...

Выход один - реорганизация структуры "Газпрома". Упорно претендуя на единоличное использование газотранспортной системы, "Газпром" подвергает всю отрасль тяжелейшему и при этом неоправданному испытанию. Нужны большие инвестиции для технического переоснащения не только газотранспортной системы, но и всей отрасли. Многолетняя практика доказала, что "Газпром", даже при его монопольном влиянии на отрасль, решить финансовую потребность не в состоянии.
Более того, стандарты построения рынка диктуют необходимость существования на нем не менее 3-4-х крупных конкурирующих газовых компаний, каждая из которых контролирует не более 30% добычи. Это позволяет диверсифицировать общие для отрасли риски, стабильно развивать производство, привлекать инвестиции. Доступ же к экспортным поставкам газа возможен только в условиях равной ответственности газовых производителей перед внутренними потребителями газа с постепенным выравниванием цен на внутреннем и внешнем рынках.

Внутренние цены - больной вопрос. Их повышение явно устраивало бы производителя, чего не скажешь о потребителе. Стала видна оборотная сторона "газовой паузы" - потребители настолько привыкли к дешевому "наркотику", что переход на более дорогой может стать промышленной и социальной трагедией...

Мы с вами убедились в невозможности строительства капитализма в отдельно взятой стране на основе отдельно взятой отрасли. Ныне газовая Россия сама просит помощи. Однако резкое повышение внутренних цен оказало бы стране "медвежью услугу", поскольку похоронило бы экономику и обозлило бы население. Но и пренебрегать разумным ростом также не стоит. Насколько известно, расчетом вариантов повышения цен, которые выдержит страна, сейчас занимается Минэкономразвития; их введение - задача ближайшего времени.
Поэтому позволю себе повториться: Ассоциация с ее принципом бесконфликтного регулирования на данном этапе газовой отрасли панацеей рост внутренних цен не считает. У нас ведь кризисная ситуация наступает не в результате влияния мировых конъюнктурных факторов на газовый рынок, а в результате отсутствия рынка как такового. Рынок - это долгосрочные аналитические прогнозы, корректировки и корреляции, отвечающие действиями на вызов. Если их заменить лишь необходимостью ежегодного формирования федерального бюджета, то получим то, что ныне и имеем.
Уверен в этой связи, что, начав заниматься газовой составляющей экономики, Ассоциация рано или поздно будет рассматривать проблему с макроэкономических позиций. Сложнее, понимаю, зато эффективнее.

Что входит в ближайшие планы Парламентской ассоциации?

Прежде всего, завершение организационных мероприятий. Значение отрасли столь велико, что свои оценки и заключения мы намерены выводить на высший управленческий уровень. По меньшей мере, Ассоциации нужен компетентный и одновременно авторитетный Президиум, устами которого "Газовая вертикаль России" будет говорить на языке диалога с исполнительной властью и бизнесом. В планах - рабочие встречи, анализ складывающейся ситуации и предлагаемых вариантов реформы, знакомство с опытом газовых преобразований в зарубежных странах, выработка рекомендаций и их практическое, включая законодательное, воплощение. Критерий рекомендаций прост - объективные возможности и рациональная целесообразность.
Парламентская ассоциация готова и к сотрудничеству со средствами массовой информации. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю "Вертикаль", чье компетентное мнение я ценю, стать и консультантом Ассоциации, и ее печатным органом.
Все вместе мы большая конструктивная сила.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"