Газовый
Форум
Интервью И.Артемьева агентству "Интерфакс", 23 ноября 2004 г

Игорь Артемьев: ФАС отрицательно относится к расширению присутствия "Газпрома" на нефтяном и энергетическом рынках

Руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев в интервью "Интерфаксу" рассказывает о позиции ФАС по поводу предстоящего укрупнения "Газпрома", а также о некоторых новациях, предусмотренных в законе о конкуренции.


В проект нового закона о конкуренции включена норма, согласно которой компании, которым принадлежит более 65% соответствующих природных ресурсов, не будут допускаться к аукционам по новым месторождениям. Будет ли прописана такая норма в законодательстве о природопользовании?

Речь скорее идет не о создании новых норм, а скорее о распространении имеющихся на сегодняшний день общих норм антимонопольного законодательства на сферу использования ограниченных природных ресурсов. Если эти ограниченные природные ресурсы оказываются в руках одной группы лиц, то возникает монополия.
Мы руководствуемся тем, что обычный критерий монополизма - это концентрация ресурса более 65% в руках одной группы лиц. В ЕС действует аналогичный принцип, к нему прилагается 4 критерия, которые "нельзя" превращают в "можно". Но это очень редкие случаи, в 99% случаев в такой ситуации дается запрет. Мы предлагаем аналогичный подход, понимая, что для его реализации будет необходимо в течение ближайших лет подготовить поправки в Лесной, Водный и Земельный кодексы, закон о недрах и многие другие законы.
Для этого мы создали совместную рабочую группу с главой министерства природных ресурсов Юрием Трутневым. До декабря свою позицию мы выработаем с учетом мнения МПР.

Распространится ли это ограничение на естественные монополии?

В отношении естественных монополий применяется особый порядок, они регулируются законом о естественных монополиях. Нужно более эффективно выполнять уже действующие ограничения для естественных монополий - в частности, касающиеся роста тарифов и необходимости согласовывать их важные сделки с антимонопольными органами. Мы хотим, чтобы и в отношении естественных монополий правительством РФ были более четко определены сферы их присутствия в экономике. Однако быстро этого, конечно же, не произойдет - на каждом рынке этот вопрос должен решаться особо.
Но правительство уже сейчас может принимать программы демонополизации. Скажем, если говорить о рынке газа, то правительство может поставить задачу и выработать стратегию увеличения доли добычи газа независимыми от ОАО "Газпром" производителями до 35% в течение 5 лет. Схожие тезисы уже обозначены в Энергетической стратегии России. Когда независимые производители достигнут этой цели, можно будет распространить правило "65%" на "Газпром". Сейчас у "Газпрома" 85% добычи газа и обычный стандартный антимонопольный контроль в данном случае нужно применять, исходя из соответствующей структуры и специфики отрасли.

Какое отношение у ФАС к тому, что "Газпром" расширяет свое присутствие на нефтяном рынке и в электроэнергетике?

В целом у нас отрицательное отношение к тому, что "Газпром" получает крупные активы на смежных рынках. Когда крупнейшая естественная монополия приобретает активы другой монополии - РАО "ЕЭС России" - это монополия "в квадрате". Со всеми вытекающими последствиями. А если "Газпром" станет крупным игроком и на нефтяном рынке - это монополия "в кубе". Мне кажется, что вектор развития "Газпрома" должен идти в прямо противоположном направлении. При этом, мы понимаем необходимость решения важных тактических задач, например, создания условий для либерализации рынка акций "Газпрома", оптимизации управления крупной государственной собственностью.
Но согласно сегодняшнему законодательству, пока доля "Газпрома" на нефтяном рынке или рынке электроэнергии не превысит 35%, запрета на эти сделки с нашей стороны быть не может. Сейчас о таком превышении речи нет. Но необходимо отдельное обсуждение вопроса о подобных ситуациях и выработка единого подхода у исполнительной власти в целом.

Если "Газпром" будет усиливать свою активность по приобретению энергоактивов, возможно ли требование ФАС о выделении энергосоставляющей?

По закону такое требование возможно. Однако на рынке электроэнергетики правительство создает такую структуру, которая в принципе будет максимально конкурентной. Поэтому, может быть, таких мер и не потребуется.

Поступало ли в ФАС ходатайство об объединении "Газпрома" и "Роснефти"? В какие сроки будет принято ваше решение?

ФАС пока не получила официальных ходатайств. Сроки решения по этому вопросу зависят от того, какого качества документы мы получим. В любом случае, мы детально посчитаем все доли рынка, а также изучим ситуацию по "Зарубежнефти".

ФАС в конце ноября внесла в правительство свои предложения по биржевой торговле нефтью и газом. В какой стадии их обсуждение?

Лидирующая роль здесь принадлежит Федеральной службе по финансовым рынкам, поскольку именно она отвечает за биржевую торговлю. МЭРТ уже поддержал наши предложения. Думаю, до конца года план действий правительства в этой сфере будет определен. Хочу отметить, что антимонопольная служба не собирается предлагать какие-то конкретные биржи на роль операторов торгов.

Но руководство НП "АТС" заявляло о том, что ФАС предложила правительству рассмотреть вопрос об организации торговли на площадке АТС…

Это не совсем так: мы говорили о необходимости учета опыта АТС по биржевой торговле электроэнергией при решении вопроса о биржевой торговле газом.

Недавно "АЛРОСА" предупредила инвесторов о потенциальной возможности ее ограничения на доступ к сырью в связи с предложениями ФАС и МПР…

Конечно, компании-монополисты будут возражать, но антимонопольные шаги способствуют развитию экономики в целом. Более того, я убежден, что развитие конкуренции является одним из главных внутренних ресурсов экономического роста страны.
Что касается "АЛРОСА", то мы активно работаем с этой компанией и находимся в постоянном контакте с министром финансов, который возглавляет наблюдательный совет "АЛРОСА". С нашей точки зрения, в действиях "АЛРОСА" есть проявления монополизма, которые необходимо устранить на основе закона.

Премьер-министр РФ поручил антимонопольной службе рассмотреть вопрос о целесообразности приватизации электрических распределительных сетей. Какая позиция у ФАС?

Мы полагаем, что дальнейшая приватизация крупных электрических сетей на данном этапе нежелательна и недопустима, поскольку это естественно-монопольный сектор. Если говорить о мелких распредсетях, то туда со временем доступ частного капитала в различных формах может осуществляться, но с выставлением компаниям со стороны ФАС поведенческих и структурных условий. При этом система будет работать нормально только тогда, когда будут четко действовать правила недискриминационного доступа к электрическим сетям под угрозой высоких штрафных санкций за их невыполнение, а также ужесточена ответственность за безосновательное отключение распредсетей.
Сегодня, в тех случаях, когда приватизация сетей еще не началась, лучше использовать механизм аренды. Причем от договора аренды с инвестиционными условиями скоро можно будет перейти к полноценному договору концессии - это мировая практика. В любом случаев в этом вопросе нужен переходный период. Западный опыт показывает, что частно-государственное партнерство в этой сфере наиболее эффективно.
В отношении крупных сетей существует и важнейший политический фактор: сохранение сетей российской энергетики, газораспределения, железных дорог и другой системообразующей инфраструктуры в руках государства - это обеспечение единства страны.

В какой стадии рассмотрения вопрос о целесообразности участия "СУЭКа" в генерирующих компаниях?

Сейчас мы анализируем роль угольной составляющей в электроэнергетике и ее влияние. С одной стороны, здесь налицо монополизация рынка энергетических углей со стороны "СУЭКа", а с другой - ситуация монопсонии, потому, что фактически никому они этот уголь не могут продать, кроме энергетиков. И это сдерживает монополистические проявления. Кроме того, расширяется межтопливная конкуренция: в ряде регионов, где присутствует "СУЭК", ожидается переход энергетики на потребление газа.
Кроме того, "СУЭК" сейчас проводит большую внутреннюю реорганизацию. Это разумные корпоративные процедуры, но они требуют нашего серьезнейшего внимания. ФАС находится в стадии анализа и выработки позиции. Очевидно, что согласование этих сделок должно быть обременено существенными поведенческими требованиями.

Когда будет принято решение по сделке Total-НОВАТЭК?

Надеюсь, что уже скоро. Наши специалисты подробно анализируют возможную динамику поведения соответствующих хозяйствующих субъектов после заключения этой сделки.

Реализация сделок через оффшоры позволяет сторонам, в том числе, не согласовывать их с ФАС. Как вы намерены бороться с этой практикой?

Сейчас мы фактически в той или иной форме расшифровываем оффшоры по всем крупным сделкам и группам лиц. Все крупные компании по всем крупным сделкам предоставили ФАС эту информацию. Были приняты серьезные меры по защите этих данных от несанкционированного доступа. В новом антимонопольном законодательстве стандарты раскрытия информации будут еще более жесткими.

В соглашении ФАС с ФСФР вы оговорили вопросы взаимодействия по сделкам, не получившим необходимого согласования с ФАС. Будет ли это решение оформлено законодательно?

Обязательно. Это будет прописано в поправках в законодательство о ценных бумагах, в закон об электроэнергетике и в закон о банкротстве. Мы договорились о взаимодействии для того, чтобы не допускать совершения сделок, которые противоречат законодательству о ценных бумагах или антимонопольному законодательству. При этом, во-первых, речь идет, конечно, только о самых крупных сделках. Во-вторых, важно в этом деле не возводить ненужных административных барьеров. В-третьих, самый простой вариант решения этой проблемы - мы просто будем оперативно направлять в ФСФР информацию об отказах со стороны ФАС по конкретным сделкам.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"