Газовый
Форум
Из интервью К.Андросова ИА "ИНТЕРФАКС", 13 декабря 2005 г

Реформа "Газпрома" начнется в 2006 году

В первой половине ноября у главы министерства экономического развития и торговли России Германа Грефа появился третий заместитель. Им стал руководитель департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Кирилл Андросов. В интервью спецкорреспонденту "Интерфакса" Анне Мартыновой он рассказал о намерении профильных министерств начать в 2006 году реформу газовой отрасли; о проводимой работе по ограничению роста цен на бензин; о создании экспортной нефтяной биржи и многом другом.


Какие реформы планируется начать в 2006 году?

Реформу газовой отрасли. Я считаю, что в любой реформе нужно отталкиваться не от инструментариев, а от конечной цели. От того, что мы хотим создать. В реформе газовой отрасли это стимулы для повышения эффективности добычи и транспортировки газа. И через эти стимулы мы получим мотивацию к капитальным вложениям в развитие транспортной системы и освоению новых месторождений. Мы получим мотивацию к освоению тех месторождений, которые сегодня могут казаться нерентабельными и неэффективными.
С учетом внешних рынков, ведь газовая отрасль РФ шире, чем территория страны, цель реформы - создать стимулы для всех наших производителей газа к долгосрочному развитию. Сейчас Минэкономразвития прописывает концептуальную модель того рынка, который мы бы хотели создать в газовой отрасли.
Концепция будет разработана межведомственной комиссией, которую возглавляет глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Большой объем работы уже проделан. Обсуждение концепции начнется в I квартале 2006 года. Сначала внутри межведомственной комиссии, затем публично.

Каков будет конечный результат работы комиссии?

По моему мнению, основные положения реформы газовой отрасли должны быть зафиксированы в постановлении правительства, аналогично известному постановлению N526 в реформе электроэнергетики.

Генеральная схема развития газовой отрасли, разработкой которой много лет занимается "Газпром", будет учтена в ходе реформы?

Генсхема развития газовой отрасли - важный документ. И, конечно, он нужен, потому что невозможно говорить о реформировании и реструктуризации отрасли газовой промышленности без понимания базы развития этой отрасли. Нужно понимать, каким будет развитие инфраструктуры, потенциал базовых месторождений, долгосрочные прогнозы спроса и потребления. Также нужно оценивать все внешние конъюнктурные риски, понимать ценовые ориентиры наших партнеров. Все это, в моем понимании - это схема развития газовой промышленности, как таковой. Она нужна.

А вы считаете правильным, что этим занимается компания, а не профильные ведомства?

Это не хорошо и не плохо. Это на сегодняшний день данность. Потому что наибольший объем информации по газовой отрасли сосредоточен именно в "Газпроме". Компанией должна двигать рыночная мотивация, мотивация долгосрочного повышения капитализации своих компаний. И генеральная схема развития тесно связана с долгосрочной программой развития самого "Газпрома" и, соответственно, направлена на благо акционеров.
Но на сегодняшний день мы обсуждаем подходы к реформированию отрасли без этой генеральной схемы.

Минэкономразвития выступает против варианта освоения газовых газовых ресурсов Восточной Сибири, предложенного Газпромом (вариант "Восток"). Программу было решено доработать, учтя предложения министерства. Каковы результаты доработки программы?

В той программе, которую подготовила рабочая группа при Минпромэнерго, не учтены все приоритеты создания на Востоке единой системы добычи и транспорта газа.
В частности, фактор утилизации нефтяного попутного газа месторождений Восточной Сибири, которые МЭРТ рассматривает как базовые для заполнения трубы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Трассу газопровода нужно провести так, чтобы дать возможность утилизировать нефтяной попутный газ восточносибирских нефтяных месторождений.
Кроме того, подготовленные варианты не учитывают перспективы наращивания объемов добычи газа независимыми нефтяными компаниями - в Западной Сибири, в Красноярском крае, в Томской области. Это тоже должно быть принято в расчет.
И третье, что является моей личной позицией, программа должна опираться на базовое месторождение, которое способно обеспечить эффективную добычу газа в перспективе 25-30 лет. В Восточной Сибири такое месторождение - это Ковыкта, и ничего другого там нет. Потому что, например, Чаяндинское месторождение сегодня по своим геологическим и техническим параметрам существенно менее эффективно, чем Ковыктинское, и его разработка целесообразна только в связке с Ковыктой. Поэтому, если мы говорим о развитии газоснабжения Дальнего Востока и Восточной Сибири, то, по-моему, надо все планы строить от Ковыктинского месторождения.
Надеюсь, эти предложения будут учтены в согласованном варианте программы освоение газовых ресурсов Восточной Сибири, который должен быть представлен В.Христенко до конца года.

Будет ли в этом случае сохранен за "Газэкспортом" единый экспортный канал?

Я считаю, что в "Газэкспорте" накоплен уникальный опыт торговых переговоров о построении долгосрочного сотрудничества. Я не вижу ни одной причины отказываться от того потенциала, который имеется в компании. Наше министерство поддерживает идеологию целесообразности на данном этапе сохранения единого экспортного канала.

Топ-менеджеры "Газпрома" продолжают настаивать на либерализации рынка газа для промышленных потребителей. Между тем соответствующая межведомственная рабочая группа при Минпромэнерго застопорилась на этапе согласования концепции организации биржи по торговле всего 5 млрд кубометров газа "Газпрома". Планируется ли вообще отменить регулирование цен на газ для "несоциальных" потребителей, или желания менеджмента останутся нереализованными?

Ситуация такова, что сегодня 85% газа добывается одним участником рынка, и он же контролирует порядка 75% поставок на российский рынок. Те люди, которые говорят о либерализации рынка газа, по сути, говорят о формировании рынка одного производителя. На рынке производителя всегда производитель диктует свои условия по объему и по ценам. Это точно не то, что нужно нашей промышленности и соответственно нашей экономике.
Можно и нужно говорить о формировании свободного рынка не лимитного газа, на объем 5-10 млрд. кубометров. На этом объеме можно отработать свободное ценообразование, для тех потребителей, которые готовы и хотят покупать газ сверх лимитов. Но у этих потребителей тоже есть ценовая планка ограничения. Газ - это в первую очередь топливо, которое необходимо для выработки тепловой и электрической энергии. Всегда есть альтернатива напрямую покупать эту электрическую энергию у других источников, или производить ее на мазуте и на угле. Поэтому верхние ценовые ограничения в этой модели присутствуют.
Нельзя допускать, чтобы это был рынок одного производителя. Именно поэтому мы согласовываем сейчас так называемые условия "5+5": на 5 млрд. кубометров газа "Газпрома" на рынок должно быть допущено 5 млрд. газа независимых производителей.
По планам запустить эту торговлю в I квартале 2006 года. Думаю, что ничего не помешает, потому что "Газпром" эту идею поддерживает. И тогда мы получим и ценовые, и объемные сигналы, что важно для нас в построении наших моделей либерализации отрасли.

* * *


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"