Газовый
Форум

Какой будет концепция развития газовой отрасли и реформирования ОАО "Газпром"?

Андрей Дубовский для ЭРТА-консалт

В декабре 2002 года Правительство в очередной раз будет рассматривать вопросы развития и реформирования газовой отрасли. Честно признаемся, что не можем сказать, какой документ выйдет в итоге из правительственных коридоров, и выйдет ли вообще.

Но, возможно, что это и не столь важно - будет ли "декабрьская концепция" сделана качественно и оригинально или, наоборот, банальна и практически бесполезна. Дело в том, что, во-первых, "декабрьский вариант" наверняка будет сильно отличаться от конечного программного документа, а, во-вторых, опыт реформ РАО ЕЭС, равно как и зарубежный опыт реформ в газовой отрасли, показывает, что реальный ход реформ будет в свою очередь несколько расходиться с тем, что было выбито на скрижалях.

С сожалением следует констатировать, что ни один из регулирующих органов - ни ФЭК, ни Минэкономразвития, ни Минэнерго - не имеют достаточного объема достоверной информации для оценки реального экономико-управленческого состояния ОАО "Газпром". Впрочем, судя по всему, менеджмент самого "Газпрома" находится в ненамного лучшем положении. А поэтому сегодня большинство их оценок и выводов - это вопрос веры, а не результаты анализа. Разговоры о "Газпроме" - это разговоры "по понятиям", а не на основе фактографического материала.

Но если мы не можем разобраться даже в настоящем, то о каком обоснованном планировании реформ может идти речь? Разрабатывать стратегию в обстановке абсолютной неясности и непонимания исходной ситуации - занятие совершенно бесполезное.

Остается только подойти к делу системным образом и опереться на незыблемые, фундаментальные вещи. И тогда оказывается, что альтернатив у нас не так уж и много. А еще точнее - всего три основных варианта дальнейшего развития ситуации в газовой отрасли и ОАО "Газпром". Существует всего три "чистых" бизнес-модели:

  1. государственно-регулируемая
  2. нерегулируемая монополия
  3. конкурентный рынок

Остается только присмотреться к этим бизнес-моделям поподробнее и сравнить их плюсы и минусы, оценить возможность их реализации, как в ближайшее время, так и их "степень выживаемости" на долгосрочный период.

Понятно, что "чистая конечная модель" - это сильное упрощение, которое сгущает краски и драматизирует ситуацию, но именно это упрощение реальности позволит нам разобраться в том, что является стержнем существующих сценариев будущего газовой отрасли России.

Следует также заметить, что существует всего два критерия для оценки результатов функционирования бизнес-моделей, правда критериев очень емких и многогранных: БЕЗОПАСНОСТЬ и ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Под "эффективностью" понимается экономическая эффективность деятельности - максимум отдачи на вложенные ресурсы. "Безопасность" - это стабильность поставок необходимых объемов газа по приемлемым ценам, т.е. у нее две составляющие - объем и цена.

Государственно-регулируемая модель

Собственно говоря, это та модель, которая существует в данный момент и которая близка сердцу всякого "государственника":

Итак, безопасность складывается из двух составляющих - объема газа и его цены. Выбранная модель ("госрегулирование") определяет то, что цены у нас - регулируемые государством. Отсюда минимальная рентабельность бизнеса и постоянная недостаточность инвестиций. Недостаточность инвестиций, в свою очередь, ограничивает объем добываемого газа. А так как спрос на дешевый газ внутри Российской Федерации значительно превосходит возможный объем добычи газа в стране, то, во-первых, этот недостаток газа "давит" на экспортные контракты по поставке газа, а, во-вторых, возникает потребность в закупках импортного газа (казахского, туркменского, etc). Зависимость от импорта естественным образом оказывает негативное влияние на энергетическую безопасность России. Кроме того, импорт газа усиливает "транзитные проблемы". Логичным поведением для страны-импортера будет требования пропустить ее газ и дальше - в Европу, где газ из Средней Азии будет конкурировать с российским и постепенно вытеснять его с рынка из-за более низкой себестоимости.

Схема логических взаимосвязей государственно-регулируемой модели газовой отрасли
Основные "плюсы" Основные "минусы"
  1. Дешевизна газа для энергетики и промышленности - повышает их конкурентоспособность
  2. Минимум социальных проблем
  1. Невысокая эффективность газовой отрасли
  2. Невозможно насытить практически неограниченный внутренний спрос на дешевый газ
  3. Отсутствие стимулов к газоэнергосбережению
  4. Диспропорции в балансе энергоносителей и ценовое давление на уголь и т.д.
  5. Постоянный недостаток инвестиций в газовую отрасль
  6. Снижение поступлений в бюджет России
  7. При дальнейшем развитии по этому пути возможно повышение зависимости от импорта газа и снижение энергобезопасности России
  8. Проблемы взаимодействия с либерализованным рынком газа в Европе

Либерализованная (нерегулируемая) монополия

Бизнес-модель "Нерегулируемая монополия" отражает концепцию "либерализации" цен ОАО "Газпром" и тот вариант, к которому сегодня склоняется Минэкономразвития. Упрощенно, концепция сводится к элеменнтарному тезису - монополию не трогать, а цены отпустить. Очевидно, что рост цен действительно решает вопросы оперативной стабилизации финансового состояния ОАО "Газпром" на интервале год-полтора. Но проблемы стратегического характера будут накапливаться и по прошествии этого времени ударят с новой силой, так как борьба идет со следствиями, а не с причинами.

Модель "нерегулируемой монополии" - это "либерализация" цен на газ. Рост свободно-монопольных цен окажет давление на покупательную способность потребителей газа (эластичность спроса). Снижение спроса на газ из-за его дороговизны вызывает высвобождение объемов газа с внутреннего рынка и снижение объемов необходимой добычи. Рост цен на газ и меньшее потребление газа, которое смогут позволить себе потребители - палка о двух концах. С одной стороны, это стимулирует газоэнергосбережение, а с другой - вызывает проблемы социального характера и "давит" газопотребляющие отрасли российской промышленности.

Схема логических взаимосвязей либерализованно-монопольной модели газовой отрасли
Основные "плюсы" Основные "минусы"
  1. Временное решение финансовых проблем ОАО "Газпром"
  2. Стимулирование газоэнергосбережения потребителей газа
  1. Неограниченное ценовое давление на энергетику и промышленность вплоть до возможного коллапса
  2. Неограниченное ценовое давление на население и рост социальных проблем
  3. Крайне низкая эффективность монополии
  4. Проблемы взаимодействия с либерализованным рынком газа в Европе

Конкурентный рынок

Основной плюс "конкурентной модели" - наиболее высокая эффективность с точки зрения общества, России в целом. Но, одновременно, это наиболее сложная модель и переход к ней с обеспечением необходимого уровня стабильности и безопасности непрост и требует взвешенных подходов и трезвых расчетов.

Основное требование модели - наличие реальной конкуренции производителей газа в Российской Федерации. Отсюда следуют, во-первых, необходимость обеспечения рентабельности бизнеса и наличие свободно-рыночных цен (на конечном этапе), рост которых и призвана ограничивать развитая конкуренция на рынке газа. А, во-вторых, необходимо появление самих конкурирующих производителей, что может быть достигнуто развитием независимых производителей газа и/или выделением из ОАО "Газпром" добывающих компаний. Независимым производителям не обойтись без недискриминационного доступа к газотранспортной системе. Таким образом, с любой стороны мы подходим к необходимости разделения естественно-монопольных (транспорт) и конкурентных (добыча газа) бизнесов ОАО "Газпром". А необходимость реструктуризации Общества - это целый ворох проблем.

Схема логических взаимосвязей конкурентно-рыночной модели газовой отрасли
Основные "плюсы" Основные "минусы"
  1. Повышение эффективности газовой отрасли
  2. Стимулирование газоэнергосбережения потребителей газа
  3. Модель вписывается в тенденции либерализации рынка газа в Европе
  1. Рост цен на газ до достижения баланса спроса и предложения (ограничивается с развитием конкуренции на рынке газа)
  2. Необходимость серьезного реформирования газовой отрасли и ОАО "Газпром"
  3. Необходимость решения проблем переходного периода

Сравнение плюсов и минусов "конечных" бизнес-моделей

Давайте воспользуемся секторными диаграммами, которые позволят нам визуально сравнить площади секторов для каждой бизнес-модели. По осям будем откладывать оценки критериев по трехбалльной шкале, чем больше оценка - тем лучше и дальше от центра. Соответственно, чем больше общая площадь - тем рассматриваемый вариант лучше.

Сначала сравним обобщенные критерии "конечных" бизнес-моделей:

Сравнение плюсов и минусов конечных бизнес-моделей

Можно рассмотреть и более детальные критерии "конечных" бизнес-моделей:

Сравнение плюсов и минусов конечных бизнес-моделей
Госрегулирование Монополия Конкуренция
Экспорт 2 2 3
Инвестиции 1 2 3
Эффективность 2 1 3
Объем добычи 2 1 3
Безопасность 2 1 3
Конкуренция 1 1 3
Транзит 1 3 2
Рентабельность бизнеса 1 3 2
Импорт 1 3 2
Реструктуризация Газпрома 3 3 1
Цена на газ 3 1 2

Баланс интересов

Теперь сравним баланс интересов различных заинтересованных сторон для различных "конечных" бизнес-моделей. Снова воспользуемся секторными диаграммами. По осям будем откладывать оценки удовлетворенности тех или иных интересов различных заинтересованных сторон по трехбалльной шкале, чем больше оценка - тем лучше и дальше от центра. Соответственно, чем больше общая площадь - тем рассматриваемый вариант лучше сбалансирован по интересам.

Заинтересованная сторона Интерес Госрегулирование Монополия Конкуренция
Россия Бюджет 1 2 3
Россия Эффективность 2 1 3
Россия Стабильность 3 2 3
Промышленность и население Объем газа 2 1 3
Промышленность и население Цена на газ 3 1 2
Газпром Рентабельность 1 3 2
"Независимые" Рентабельность 1 0 2
Баланс интересов для конечных бизнес-моделей

Видно, что наибольшая сбалансированность интересов достигается для конкурентной модели, что модель "либерализации" монополии представляет интерес фактически только для самой монополии, а госрегулирование наиболее интересно для потребителей.

Что будет, если...

А что, собственно произойдет, если будет принята та или иная концепция (=бизнес-модель) развития газовой отрасли?

Не претендуя на лавры пророка в своем отечестве, попробуем все-таки продумать вероятные сценарии возможного будущего…

Если победит модель государственного регулирования...

...то газовая отрасль будет по-прежнему ржаветь и загнивать. Монополия по-прежнему будет больше тратить на поддержание своего существования и "зарывать в землю", чем зарабатывать на продажах газа. Бюджет РФ будет получать все меньше, а ОАО "Газпром" будет постоянно жаловаться на недостаток инвестиций, которых нельзя будет найти ни внутри Российской Федерации из-за низкой рентабельности бизнеса, ни за рубежом, потому что "Газпром", во-первых, уже и так прилично задолжал, а во-вторых, вести с ним бизнес достаточно сложно. Какое-то время промышленность будет еще использовать преимущества дешевого газа (и никакого газоэнергосбережения!), но достаточно скоро газа будет не хватать и его, без особого афиширования, будут импортировать все в больших объемах. Среднеазиатские импортеры будут требовать возможности транзита своего газа на экспорт в Европу, и этот экспорт будет постепенно вытеснять российский газ из ближнего зарубежья. Из дальнего зарубежья российский газ также постепенно будет вытесняться другими поставщиками (например, Норвегией и Алжиром, а в перспективе Ираном и Катаром). Вытеснение будет происходить как на экономической основе - меньшей стоимости добычи и транспортировки у альтернативных поставщиков по сравнению с российским ОАО "Газпром", так и на основе морально-психологических трудностей общения и переговорного процесса с российским газовым монополистом.

Когда окончательно исчерпается "советская рента" (допустим - в 2005 году), доставшаяся ОАО "Газпром", наступит достаточно резкий коллапс газовой отрасли (=Газпром), причем мощность ударной волны от падения газового монополиста будет никак не меньше, чем от достопамятного августа 1998 года. После чего придется выбирать другую бизнес-модель...

Если победит модель либерализации монополии...

...то цены на газ неудержимо и бесконтрольно поползут вверх. Ценовое давление на промышленность вызовет существенное падение внутрироссийского потребления природного газа и банкротство ряда предприятий, а, возможно, и коллапс целых отраслей промышленности. Резкий рост цен на газ не доставит удовольствия населению и может вызвать излишнюю социальную напряженность в обществе. Монополист будет использовать все возможные преимущества своего монопольного положения в России, где он будет получать сверхдоходы при снижающихся объемах потребления газа и, соответственно, не будет развивать добычу. Экспорт газа постепенно сойдет на "нет", частично из-за давления конкурентов и ЕС на зарубежных рынках, а в основном из-за того, что рентабельность продаж на конкурентном рынке Европы будет несравнима с монопольными продажами газа на внутреннем рынке при минимуме затрат.

Одновременно с усилением монополии будет расти и противодействие со стороны промышленных групп и ряда политических объединений. Рано или поздно влияния монополии будет недостаточно для политического противодействия оппонентам, и тогда будут приняты болезненные политические решения в условиях резкой конфронтации, которые либо вернут систему в русло государственного регулирования, либо будут предприняты реформаторские усилия для перехода к конкурентно-рыночной модели.

Таким образом, модель "либеральной монополии" нестабильна, является временным явлением и не может существовать в течение длительного промежутка времени.

Если победит модель конкурентного рынка...

...то будет воз и маленькая тележка проблем, которые необходимо решить. Необходимо изменять законодательство и налаживать управляемость процессами в газовой отрасли, нужно тщательно продумывать шаги переходного периода для обеспечения стабильного существования отраслей промышленности, использующих природный газ, и механизмов социальной поддержки малообеспеченных слоев населения. Необходима разработка механизмов реального недискриминационного доступа к газотранспортной системе и поддержки конкуренции. После поэтапного разделения конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности ОАО "Газпром" из газового монстра превратится в мощнейший современный холдинг.

В результате долгого и мучительного процесса будет создана эффективная газовая отрасль, основанная на развитой конкуренции производителей газа, равноправный партнер либеральной Европы.

Альтернативы не существует

Мы с вами сочинили и описали три возможных сценария будущего, такого будущего, которое хотят видеть различные влиятельные силы.

Наш анализ показывает, что в долгосрочном стратегическом плане альтернативы развитию конкуренции в газовой отрасли и либерализации рынка не существует. Хотя наиболее вероятный сценарий будущего показывает, что сначала отрасль будет доведена до видимого даже слепому кризиса, а потом все будут "героическими усилиями" этот кризис преодолевать. Пока гром не грянет…

P.S.

Возможно, что ситуация несколько драматизирована, а краски сгущены. Но это должно заставить мобилизовать силы с тем, чтобы можно было готовиться к будущему, получая тем самым преимущество перед конкурентами.


Rambler's Top100

Газовый Форум открыт для различных точек зрения относительно проблем газовой отрасли.
Мы предлагаем высказаться ВСЕМ...
©  ЗАО "ЭРТА-консалт"