В июле 2002г в Центре Стратегических Разработок прошел семинар Бритиш Петролеум и Минэкономразвития:
Регулирование газового рынка и опыт Великобритании
(газ, энергия и возобновляемые источники в Великобритании)
Энди Лейрд - менеджер по энергорегулированию Бритиш Петролеум представил на суд российских участников точку зрения BP на процессы происходившие в Великобритании и на современные тенденции развития газовой отрасли в мире.
Четырехэтапная модель развития регулирования и политики
^ | Зарождение | Рост | Развитие | Конкурентный |
---|---|---|---|---|
| Р а з в и т и е р ы н к а |
|
|
|
|
|
Время > | |||
Индия, Филлипины, Италия, Испания, Аргентина, Великобритания, США, Австралия |
Этапы развития рынка
Зарождение | Рост | Развитие | Конкурентный |
---|---|---|---|
Спрос | |||
|
|
|
|
Инфаструктура | |||
Основные объекты, их общая ограниченность |
|
|
|
Промышленность | |||
|
|
|
|
Индикативный период развития | |||
0-15 лет | 15-20 лет | 20-40 лет | >40 лет |
Четыре этапа развития рынка... |
Первый этап - зарождение рынка газа
Задачи государства |
=> |
Политика в газовой отрасли |
|
|
Второй этап - рост рынка газа
Задачи государства |
=> |
Политика в газовой отрасли |
|
|
Третий этап - развитый рынок газа
Задачи государства |
=> |
Политика в газовой отрасли |
|
|
Четвертый этап - сформировавшийся рынок
Задачи государства |
=> |
Политика в газовой отрасли |
|
|
Регулирование и правовая база в Великобритании
Министерство торговли и промышленности
- закон о конкуренции
- правила регулирования для "Интерконнектора PSPA"
Евросоюз
- Амстердамское соглашение
- Газовая директива ЕС
Ofgem (Управление по рынкам газа и электроэнергии)
- Закон о газе
- закон об энергокомпаниях
- Сетевой кодекс
Интерконнектор
<========== | Генеральный директорат по конкуренции | ==========> |
Генеральный директорат по транспорту и энергетике (DGTREN) | ||||||||||||||||
| | | | | | | |
| | | | | | | |
|||||||||||||||
Комиссия по соглашению (вбр.) | ||||||||||||||||
| | | | |
| | | | |
|||||||||||||||
OFGEM (брит. регулятор) | CREG (бельг. регулятор) | |||||||||||||||
<= = = = = | Мин-во торг. и промышленности (брит. пр-во) | МЕА (бельг. пр-во) | = = = = => |
Национальная газотранспортная система | ИНТЕРКОННЕКТОР | Транспортная система DISTRIGAS | ||
---------------------||--------------------------------|------------------------------||------------------ | ||||
АНГЛИЯ | БЕЛЬГИЯ |
Газовая цепочка в Великобритании, 1986 г.
|
|
Газовая цепочка в Великобритании, 2002 г.
|
|
Этапы либерализации в Великобритании
Закон о газе - приватизация BG и создание органа OFGAS (регулятор). Ограниченная конкуренция | |
ММС/OFT*. BG вынуждена публиковать тарифы. Задача - 10% нового законтрактованного газа должны выйти из-под контроля BG. | |
Промышленные потребители получают право выбора поставщиков | |
Развитие спотовой торговли газом в случае его избытка в результате маркетинга дополнительного законтрактованного газа BG. | |
Новый Закон о газе создание условия для конкуренции на внутреннем рынке | |
Сетевой кодекс | |
Начало импорта/экспорта в Европу через "Интерконнектор". Полное открытие рынка | |
*комиссия по монополиям и слияниям (ММС) /Управление по контролю за правилами торговли (OFG). |
Почему в Великобритании произошли перемены?
BG действовала эффективно, но...
- Расширение политических планов
- Рост конкуренции (приватизация энергетических компаний)
- Снижение цен (в выигрыше - потребитель)
- Повышение конкурентоспособности Великобритании
- Проблемы потребителей:
- Подозрения в злоупотреблении доминирующим положением на рынке
- Отсутствие выбора
- Рост газопотребления в энергетики
- Монополии слишком неповоротливы?
- Стремление расширять освоение площадей в Северном море
Газодобыча в Северном море
'British Gas' набирает в весе.
Рыночная капитализация: компании BG/Centrica/Lattice
Цели режима британского регулирования
- Главная цель - защита потребителей
- Содействие эффективности и энергосбережению
- Защита населения от непредвиденных факторов
- Обеспечение диверсификации и долгосрочной стабильности в энергосбережении
- Внимание вопросам экологии
- Контроль за финансовой деятельностью держателей лицензий
- Грузоотправители (покупатель газа у добывающих компаний и продавец его поставщику - или трейдерам - при использовании для подачи газа трубопроводной системы Transco)
- Поставщики (компания, имеющая с грузоотправителем контракт на покупку газа для реализации потребителям)
- Защита интересов социально незащищенных
НЕЗАВИСИМЫЙ РЕГУЛЯТОР
Особенности работы газовой отрасли Великобритании
- Полное разделение услуг
- Равный для всех доступ к газопроводной системе на суше
- Публикации тарифов (регулируемый сторонний доступ)
- Модель входа/выхода из газотранспортной системы
- Право выбора поставщика для всех потребителей
- Суточное балансирование потоков
- Transco (транспортная монополия) отвечает за материальный баланс в системе
- Финансовая ответственность грузоотправителей
- Предусмотрен ряд инструментальных средств
- Развитый рынок биржевой торговли
- Суточные контракты
- Фьючерсы
Все это подпадает под действие Сетевого кодекса
Сетевой кодекс: изменение правил
Правила, определяющие взаимоотношения грузоотправителей с Transco.
- Процесс внесения изменений
- Более 500 изменений с 1996 г.
- Отраслевые рабочие группы
} |
предусмотренно решение и более широкого круга вопросов | |
Газ / электроэнергия: сближение отраслей
1986 | 1988 | 1992 | 1996 | 2000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
O F G E M |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Для полного слияния отраслей рынки электроэнергии и газа должны быть дерегулированы |
* Комиссия по монополиям и слияниям
Главные стимулы сближения
- Нормативно-правовая база
- Использование природного газа и энергетике
- Ценовой арбитраж газ - электроэнергия
- Синергизм в сфере распределения и сбыта
Великобритания: рынок уже сформирован, но проблем еще немало
- Регулирование - процесс продолжается
- Пересмотр энергетической политики
- Надежность снабжения
- Инвестиции в инфраструктуру
- Роль долгосрочных контрактов
- Инвестиции в инфраструктуру
- Интервал балансирования
- В настоящее время - 24 часа
- Регулирование операций в газовых сетях на суше
- Европейская газовая директива
- Закон о конкуренции
=Неопределенность в сфере регулирования?
Либерализация проходит по разным темпам в разных странах Европы
Ожидаемый темп либерализации
Уже полностью либерализовано | Активный процесс либерализации | Медленно - неуверенно |
Великобритания
|
Нидерланды
|
Франция
|
Испания
|
||
Германия
| ||
Италия
|
Заключение
- Стимулы государства и энергетическая политика - принципиально важные факторы при решении задач регулирования
- Идеальные структуры государственного регулирования не существует
- Широкие консультации по всей стоимостной цепочке принципиально важны. В процессе участвуют добывающие компании, транспортники, поставщики, трейдеры и конечные потребители
- Изменения в условиях определяют факторы риска и могут вызвать нарушения - относиться к ним нужно с большой осторожностью
- Преграды в реализации могут сильно подорвать действенность политики
- Необходимо понять мотивацию и стимулы
- Инвесторам нужна определенность в правилах регулирования
- Независимость регулирующего органа - ключевой фактор